Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 19. Философия техники



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
ТЕМА 19. Философия техники 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Предмет философии техники.

2. Инженерная и гуманитарная философия техники.

3. Проблемы философии техники: соотношение науки и техники, ответственность в технике.

4. Социальная роль техники и технологии в историческом процессе.

 

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, определяет место техники в общественном развитии, в-третьих, рассматривает перспективы развития техники. Рассматривать эволюцию техники необходимо с возникновения homo sapiens, развития техники в Древнем мире, Средние века, Новое время, а также в XX-XXI вв. Обратить внимание следует на принципы, лежащие в основе исторического развития
системы «человек-техника»: принцип целевого единства, дополнения, функционального моделирования.

Во втором вопросе темы нужно рассмотреть концепцию Э. Каппа о технике как проекции органов человека, теорию русского инженера П. Энгельмейера, представления немецкого инженера-химика Э. Чиммера, а также концепции ряда учёных после второй мировой войны. Наиболее выдающейся фигурой этого направления был Ф. Дессауер, деятельность которого охватывает всю первую половину XX в. Гуманитарная философия техники − это интерпретация технического способа бытия человека в мире. В этом направлении превалирует принцип первичности гуманитарного начала перед техническим. Представители гуманитарной философии техники: Л. Мэмфорд, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль. Рассматривая концепцию Л. Мэмфорда, показать различия между основными типами техники, рассмотреть его характеристику современной техники, объяснить понятие «мегамашины». В концепции X. Ортеги-и-Гассета раскрыть тезис о специфике человеческой природы и стадиях активности человека. В концепции М. Хайдеггера поднимается вопрос о том, кто является причиной технического открытия мира как чистого объекта? Нужно в связи с этим рассмотреть его термин по-став, а также трактовку сущности техники, негативную оценку техники. В концепции Ж. Эллюля выявить содержание и соотношение понятий «технические операции» и «техника», описать черты современной техники, а также объяснить его понимание этики отказа от власти техники.

При изложении третьего вопроса темы нужно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники: 1) техника рассматривается как прикладная наука; 2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы; 3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов; 4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни; 5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Следует раскрыть содержание этих подходов, используя дополнительную литературу. Под влиянием технического прогресса получила развитие этика и стала включать в себя отношения между человеком и остальным миром: животными, природой и даже артефактами. Появились новые области исследования − ядерная этика, экологическая этика, биомедицинская, профессиональная, техническая и компьютерная этика. Биомедицинская этика является наиболее развитой областью взаимодействия этики и техники. Нужно охарактеризовать биомедицинскую этику, а также вышеназванные направления прикладной этики.

В технике и технологии в концентрированном виде выражен смысл преемственности развития мировой культуры. Нужно дать определение технологического способа производства, а также охарактеризовать наиболее принятые разграничения цивилизационных этапов общественного развития в соответствии со способом использования технических средств. Здесь же можно рассмотреть концепции сторонников антропологических и инструменталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен и др.) к анализу техники как атрибута человеческого бытия, представителей техницистско-рациональных объяснений техники и технологии, сторонников самых различных направлений антитехницизма − от революционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, А. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.). Обратить внимание нужно на противоречивость процессов автоматизации производства, использования информационной технологии.

 

ТЕСТЫ

1. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает:

а) мудрость; б) любовь к мудрости; в) теоретическое знание;

г) знание.

2. Основной вопрос философии – это: а) отношение человека к миру; б) отношение человека к духовной жизни общества; в) отношение веры и знания; г) отношение мышления к бытию.

3. Метафизика как метод признает: а) спиралевидность развития;

б) противоречивость развития; в) саморазвитие; г) развитие.

4. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии включает: а) принципы диалектики; б) законы диалектики; в) принцип историзма; г) закон единства и борьбы противоположностей; д) категории диалектики; е) категории причины и следствия.

5. Понятие «сяо» (сыновья почтительность) было основным: а) в даосизме; б) в буддизме; в) в конфуцианстве; г) в легизме.

6. Чувство долга в конфуцианстве предполагало следующее качество: а) обязанность учиться; б) гуманность; в) отрешение от мира; г) «недеяние».

7. Индийская философия берет начало от Священной книги древних индийцев, называемой: а) Книга перемен; б) Лунь юй; в) Веды; г) Кама сутра.

8. Йога в переводе с санскрита означает: а) умирать; б) связывать; в) возрождаться; г) отрекаться от мира.

9. Закон сохранения бытия был сформулирован философами:

а) Милетской школы; б) Пифагорейской школы; в) Элейской школы; г) софистами.

10. Атомистическая картина мира была создана: а) Левкиппом и Демокритом; б) софистами и Сократом; в) Платоном и Аристотелем; г) Ньютоном.

11. Это понятие у Аристотеля означает соответствие мысли действительности: а) знание; б) обучение; в) истина; г) заблуждение.

12. Один из основных принципов западноевропейской Средневековой философии – креационизм означает: а) понимание истории как заранее предустановленного богом плана; б) сотворение мира богом из ничего; в) прием толкования религиозных текстов;

г) признание бога центром мира.

13. Лейбниц сформулировал принцип теодицеи: а) знание – сила; б) все к лучшему в этом лучшем из миров; в) я мыслю, следовательно, существую; г) человек – это цель, но не средство.

14. Назовите основную категорию философии Гегеля, обозначающую универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, имеющую своим содержанием процесс своего собственного развития: а) Модус; б) Мировой Дух; в) Абсолютная идея; г) Всеединство.

15. Это направление современной философии стремилось очистить философию от метафизических проблем и превратить её в некое подобие науки, при этом всякая мировоззренческая и ценностная интерпретация философии отвергалась: а) экзистенциализм; б) философская герменевтика; в) философия жизни; г) позитивизм; д) постмодернизм.

16. Назовите черту русской философии, показывающую её пророческий характер, её способность предвидения хода истории:

а) футуризм; б) соборность; в) мессианизм; г) эскапизм.

17. Укажите, кто положил начало материалистического направления в русской философии: а) М.В. Ломоносов; б) Н.П. Огарев; в) В.В. Розанов; г) Г.В. Плеханов.

18. Назовите категорию в философии В.С. Соловьева, обозначающую образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы:

а) Всемирная церковь; б) Всеединство; в) Экуменизм;

г) Интернационал.

19. Развитие – это: а) необратимое качественное изменение;

б) любое изменение; в) движение; г) регрессивное изменение.

20. Этот ученый считал, что пространство и время существуют объективно, сами по себе, независимо от движущейся материи:

а) Аристотель; б) И. Ньютон; в) А. Эйнштейн; г) Ф. Энгельс.

21. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает преимущественно на вопрос: а) об источнике развития; б) о механизме развития; в) о направленности развития; г). о скачкообразности развития.

22. Содержание знания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное, носит название: а) ложь; б) заблуждение;

в) дезинформация; г) относительная истина.

23. Механическая картина мира появилась: а) в XVII в.; б) в XIII в.; в) в XIX в.; г) в XX в.

24. Совокупность условий общественной жизни, выступающих как надиндивидуальные, объективно данные, называются: а) общественным производством; б) социальной реальностью; в) общественно-исторической практикой; г) деятельностью.

25. Американский философ и социолог русского происхождения П. Сорокин выделял в истории три типа культуры: а) идеациональную; б) осевую; в) идеалистическую; г) чувственную.

26. Новая форма труда, возникшая в ХХ в. предполагающая гибкую занятость, называется: а) тойотизация; б) фордизм; в) тейлоризм;

г) флексибельность.

27. Главная характеристика прекариата (по Г. Стендингу) – это: а) статус постоянного работника; б) статус временного работника) в) статус безработного: г) статус представителя рабочего класса.

28. Формами государственного устройства являются: а) унитарное государство; б) федеративное государство; в) конфедеративное государство; г) республика; д) монархия; е) тоталитарное государство;

ж) демократическое государство.

29. Классическое определение права: «Равенство в свободе по всеобщему закону» принадлежит: а) Аристотелю; б) В.И. Ленину; в) И. Канту; г) Н. Макиавелли.

30. Оценочно-императивный характер имеет тип регуляции:

а) традиция; б) обычай; в) правовая регуляция; г) моральная регуляция.

31. Религия включает три элемента: а) религиозное чувство;

б) религиозную организацию; в) молитву; г) религиозный культ;

д) религиозное сознание.

32. Это слово переводится с латинского языка как «искусство, мастерство, умение»: а) техника; б) технология: в) культура;

г) культурная деятельность.

33. Главным элементом общественного бытия людей является:

а) распределение ценностей; б) потребление ценностей; в) способ производства материальных благ; г) духовная культура.

 

Вопросы к зачету (экзамену)

1. Происхождение философии. Философия и мировоззрение.

2. Основной вопрос философии. Общее понятие о диалектике и метафизике.

3. Философия и частные науки.

4. Структура и функции философии.

5. Особенности древнекитайской философии. Основные философские школы Древнего Китая.

6. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

7. Уникальность и основные этапы античной философии. Общая характеристика.

8. Ранняя греческая философия. Милетская, Пифагорийская, Элейская школы. Гераклит. Эмпедокл. Анаксагор.

9. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель.

10. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

11. Общая характеристика, основные принципы и проблемы средневековой христианской философии. Патристика. Схоластика.

12. Общая характеристика, основные принципы и проблемы философии эпохи Возрождения. Философия ренессансного неоплатонизма (Н. Кузанский), ренессансного естествознания (Н. Коперник), натуралистический пантеизм Дж. Бруно.

13. Формирование новой методологии науки в эпоху Нового времени (эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница). Философские идеи и общественно-политические концепции Т. Гоббса, Дж. Локка

14. Особенности философии французских просветителей: антиклерикальная направленность и проблема человека (Вольтер, Дидро, Руссо, Гольбах, Ламетри, Гельвеций).

15. Немецкая классическая философия: гносеология и этика И. Канта. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система.

16. Постклассическая европейская философия ХIХ–ХХвв.Иррационализм (Ф. Ницше), рационализм (К. Маркс), позитивизм и его исторические формы. Современная западная философия ХХ в.

17. Национальные особенности русской философии. Основные этапы развития русской философии. Русский космизм.

18. Онтология как учение о бытии. Философское понятие «материи». Движение как фундаментальное свойство бытия. Формы движения материи. Движение и развитие.

19. Свойства пространства и времени как форм бытия материи. Связь времени, движения, пространства, времени. Современные представления о пространстве и времени.

20. Понятие диалектики и ее структура. Основные принципы диалектики: объективность, всесторонность, конкретность, историзм.

21. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

22. Категории диалектики.

23. Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, негативная диалектика.

24. Сознание как форма отражения действительности. Происхождение сознания. Сознание, язык, речь.

25. Функции и свойства сознания. Проблема идеального. Сознание и бессознательное.

26. Основной вопрос гносеологии – вопрос о познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, релятивизм. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы.

27. Понятие истины: свойства, критерии. Основные концепции истины. Истина, ложь, заблуждение, дезинформация. Понимание и объяснение.

28. Понятие, особенности, функции науки. Этапы развития науки. Научные революции и смена типов научной рациональности

29. Научная и философская картины мира. Структура научного знания. Закономерности роста научного знания.

30. Методы и формы научного познания.

31. Основные понятия социальной философии: общественное бытие, общественное сознание, социальная реальность, общественные отношения сферы жизни общества.

32. Взаимодействие природы и общества. Географическая среда. Биосфера. Ноосфера. Современные глобальные экологические проблемы и пути их решения.

33. Понятие общественно-экономической формации. Формационный подход к периодизации исторического процесса (К. Маркс, Ф. Энгельс).

34. Понятие культуры и цивилизации. Цивилизационный подход к периодизации исторического процесса (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Культурологическая концепция П. Сорокина. К. Ясперс о единстве мировой истории.

35. Историческое развитие в современных концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

36. Способ производства материальных благ и его структура.

37. Труд как общественный процесс. Новые формы труда в современном обществе.

38. Понятие экономической культуры. Особенности отечественной экономической культуры.

39. Понятие и виды социальных общностей. Классы: происхождение и современное развитие. Г. Стэндинг о прекариате как новом опасном классе.

40. Понятие политической жизни общества. Происхождение, сущность, признаки, государства.

41. Типы государственного устройства, форма правления, политический режим. Гражданское и политическое общество. Принципы правового государства.

42. Понятие духовной жизни общества. Наука и искусство как составляющие духовной жизни общества.

43. Мораль как регулятор социального поведения. Особенности и историческое развитие морали. Основные понятия морали.

44. Причины возникновения, сущность, функции, элементы религии. Современные мировые религии.

45. Проблема человека в истории философии. Биологическое и социальное в развитии человека.

46. Разработка проблем антропогенеза. Работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и современные исследования.

47. Смысл жизни человека. Ценности: понятие, виды. Теории ценностей в философии.

48. Предмет философии техники. Понятие техники и технологии. Инженерная и гуманитарная философия техники, основные представители.

49. Проблема ответственности в технике. Социальная роль техники и технологии в историческом процессе.

 

 



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
ТЕМА 19. Философия техники 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 19. Философия техники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)