Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работы программы психологической релаксации с двойным контуром биологической обратной связи



2018-06-29 376 Обсуждений (0)
Работы программы психологической релаксации с двойным контуром биологической обратной связи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для организации каналов биологиче­ской обратной связи используется методи­ка интегральной оценки психофизиологической напряженности человека на осно­ве показателей частоты дыхания, часто­ты сердечных сокращений (а также, в ряде задач, кожно-гальванической реакции).

Подобные комплексы могут быть примененимы в кабинетах психологической разгрузки в общеобразовательных учреждениях для сохранения психологического здоровья педагогов.

Литература

 

1. Лещенко Г. Я. , Заикина Р.В. - Способ вызывания релаксации. Авторское свидетельство СССР N 571273, кл. A 61 M 21/00, 05.09.77.

2. Белоусова Т.Е.; Гоголева А.В.; Суханинский Ю.Н.; Евдокимов А.В.; Зарипов Р.А.; Турзин П.С. - Способ релаксации. Патент (19) RU (11) 2103038 (13) C1

3. Бондарь А.Т. , Федотчев А.И. ,Пивоваров О.В. , Ларионова А.В. Изменения спектра ЭЭГ и субъективных характеристик состояния человека при двух типах организации суперпозированных световых воздействий // Физиология человека .-2004.-Т.30.-№5.- С.12

4. Горев А.С. Динамика параметров ЭЭГ подростков при изменении функционального состояния ЦНС (релаксация ) под воздействием ритмической звуковой стимуляции // Физиология человека .- 2001.- Т.27.-№1.-С.36 - 41

5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2007.- 311с.

6. Лихтенштейн В.А. Некоторые итоги клинико – экспериментальных исследований температурного анализа человека // Физиология человека .-1990.- Т.16.-№5.-С.158 - 160

7. Лихтенштейн В.А. О сомногенном эффекте локальной ритмической тепловой стимуляции // Физиология человека .-1980.-Т.6.-№3.-С.557 – 560

8. Мельников Л.Н., Окара О.И. - Способ релаксации. Авторское свидетельство СССР N 1119700, кл. A 61 M 21/00, 23.10.84.

9. Рыжов Б.Н. Системная психология .-М.: МГПУ, 1999.- 277 с.

10. Рыжов Б.Н., Ермилов Н.Н., Рац А.Я., Секликов Ю.В. Способ коррекции психофизиологического состояния человека и способ реализации используемый в нем: патент на изобретение РФ № 2311205, 27.11.2007.

11. Федотчев А.И. , Бондарь А.Т. , И.Г. Акоев Резонансные ЭЭГ – реакции человека при ритмических световых воздействиях разной интенсивности и частоты //Журнал высшей нервной деятельности .- 2001.-Т.51.-№1.-С.17 - 23

12. Фролов М.В. , Гусев М.И. , Лазарев Н.В. и др. Информационная технология диагностики ФС человека – оператора // Авиакосмическая и экологическая медицина .-2000.- Т.34.- №2.-С.27.

13. Штарк М.Б. Биоуправление в медицине и спорте : материалы четвертой Всероссийской конференции 8-9 апреля 2002 г.- Омск 2002.-147с.

14. L. Mandigo - Biofeedback based personal entertainment system. Patent № US 6,623,427 B2

 

1.2 Определение и научная характеристика подходов в контексте
определения понятия «психическое здоровье педагогов»

 

“Здоровье – один из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию (состоянию, определяемому по-разному – постцивилизации, антропогенной цивилизации и т.д.). В ситуации глобальных кризисов – экологического, демографического, геополитического, этнических и нравственных, с одной стороны; и беспрецедентных темпов изменений и развития новых структур и элементов, в частности, за счет технико-технологических достижений, значительно усложняющих условия жизни людей, с другой, осуществляется сильный прессинг на человека многих и разных сил, вызывающих психические напряжения, стрессы и в результате увеличение специфических заболеваний” [16, с.3].

В настоящее время в науке выделяются следующие аспекты познания здоровья как особого социального феномена:

Первый – это здоровье в его объективной всеобщности как надындивидуального состояния в соотнесении к сообществу как субъекту исторического действия исторически определенного этапа социальной эволюции.

Второй – это особое субъектное отношение к здоровью и здоровье в субъектных отношениях индивидов, индивидов и общества в их сложном взаимодействии.

Третий – это здоровье как основание самоопределения и мера свободы индивида в качестве субъекта исторического действия [16, с.4].

Здоровье становится особой проблемой человека, его будущего. Здоровье приобретает ценность для индивида не только в плане сохранения возможностей своей действенности, но и как личностно необходимый компонент. В современной психологии признана необходимость кардинального пересмотра существующей системы взглядов на феномен здоровья. Такой шаг заключается в продвижении от “корректирующей” и “предупредительной” психологии к “развивающей” психологической науке и практике. По мнению В.А. Ананьева, здоровье выступает в качестве процесса сохранения, укрепления и целостного развития физиологических, психических, социальных и духовных потенций человека, а не просто состояние, как сказано в определении ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления на Земле [2, с.7]. Таким образом, в понятие “здоровье” сегодня следует включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации.

Анализ литературы (работы К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, О.С. Васильевой, И.В. Дубровиной, К. Роджерса, А. Маслоу, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, З. Фрейда, К.Г. Юнга) показал, что многофункциональная природа здоровья породила неоднозначность теоретического и экспериментального подхода к его исследованию, что привело к отсутствию в настоящее время строго научного определения этого феномена. Кроме того, некоторые формулируемые определения здоровья мало соприкасаются друг с другом, поскольку исходят из различных методологических оснований. В зависимости от известных сложившихся научных ориентаций проблема здоровья связана либо с акцентом на изучение проблем здорового поведения, здоровых поведенческих привычек (необихевиоризм), либо с интересом к различным когнитивным образованиям – представлениям о здоровье, установкам на него, ценностям здоровья и т.п. (когнитивная ориентация), либо обращена к целостному рассмотрению здоровья как самоактуализации, росту личности (подход гуманистической психологии). Обозначенные направления исследования во многом дополняют друг друга, поскольку касаются различных аспектов одной проблемы [12, с.36-39].

Термин “психологическое здоровье” ввела в научный лексикон И.В. Дубровина. Она наметила различия между “психическим здоровьем”, которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и “психологическим здоровьем”, которое характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное, с субъективной точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируют на каждой возрастной ступени. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Психологическое здоровье предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности [8, с.18-20].

Одна из наиболее интересных попыток в отечественной психологии описать критерии личностного здоровья принадлежит Б.С. Батусю.

Б.С. Братусь рассматривает здоровье не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья – личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе. Следующий уровень – уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Критериями личностного здоровья являются:

1) отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода “человек” (центральное системообразующее отношение);

2) способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;

3) творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;

4) потребность в позитивной свободе;

5) способность к свободному волепроявлению;

6) возможность самопроектирования будущего;

7) вера в осуществимость намеченного;

8) внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями;

9) стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни [3, с.50].

Анализируя тенденции современного общества Б.С. Братусь утверждает, что для все большего числа людей становится характерным диагноз: “психически здоров, но личностно болен”.

По мнению Б.Г. Юдина контекст понятия “здоровье” в настоящее время становится не единственным. Все более значимым становится иной смысловой ряд, в котором это понятие сопрягается с такими понятиями, как возможности человека, его приспособленность к окружающему миру, его физические и психические ресурсы, качество его жизни, его потенциал, его, наконец, жизненный мир. Быть здоровым, с этой точки зрения, - значит, самореализоваться. Возможность самореализации определяется не только биологией человека, но и уровнем развития его предметного мира и, наконец, его духовным потенциалом [18, с.54-68].

О.С. Васильева анализирует здоровье как целостное образование физической, психической, социальной и духовной составляющих. Основными факторами, влияющими на физическое здоровье, являются следующие: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, а также гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействует система отношений человека к себе, к другим людям, жизни в целом; жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияют высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера [4].

В.И. Слободчиков разрабатывает антропологическую парадигму в психологии здоровья, согласно которой основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Субъективная реальность есть наиболее абстрактное выражение способа существования и принципа организации человеческой реальности. Субъективность (самость) обнаруживает себя в главной способности человека – способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет ему быть (становится) действительным субъектом (распорядителем, хозяином, автором) собственной жизни. Для определения категории психологического здоровья В.И. Слободчиков использует понятие “интеграл”, означающее “полный, цельный, ненарушенный”. Интеграл жизнеспособности и человечности индивида есть максима психологического здоровья. Человечность индивида понимается как приобщение к родовой человеческой сущности, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, практическое преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Человечность находит свое выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового определения субъекта жизнедеятельности [17, с.91-105].

Анализ зарубежной литературы, посвященной здоровью, показал наличие, в особенности в США, как медицинских, так и социокультурных направлений исследований в этой области. В социокультурном аспекте здоровье рассматривается как составляющая удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия. Многие исследователи относят здоровье к наиболее важным факторам, определяющим субъективное благополучие. Исследуется влияние различных демографических и социокультурных факторов на статус здоровья и удовлетворенность жизнью. В понятие здоровья включаются такие формы поведения, которые позволяют улучшать нашу жизнь и делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации (К. Байер, Л. Шейнберг). Для достижения высокого уровня благополучия необходимо сочетание социальной, физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной составляющих развития. Каждая из этих составляющих важна сама по себе и влияет на все остальные.

Зарубежные авторы придерживаются целостного подхода, предполагающего личную ответственность каждого за свое здоровье и благополучие. Важно, чтобы человек стремился к самореализации и его жизнь была духовно наполнена.

Представители гуманистической психологии и ее отдельных направлений уделяют большое внимание здоровью личности. Например, К. Роджерс рассматривал здорового человека как гибкого, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимо от внешних влияний и опирающегося на самого себя. Оптимально актуализируясь, такой человек полноценно проживает каждый новый момент жизни, он подвижен, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен. Ф. Перлз считал, что психологическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя; зрелая и здоровая личность спонтанна, внутренне свободна и естественна.

Представители психоаналитического, психодинамического направления в психологии еще раньше, чем гуманистически ориентированные психологи, обратили внимание на психологическое здоровье личности. З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом.

Адекватным термином по отношению к категории “психологическое здоровье” выступает развитие (а не охрана), основной акцент ставится на необходимость развития собственных ресурсов человека, решение проблемных задач, ответственный выбор конструктивных жизненных сценариев.

 

Литература:

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998.

2. Ананьев В.А. Цели и задачи психологии здоровья // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. Тезисы международной конференции, Москва, 1999. С. 7-9.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья. Ростов-на-Дону, 2005.

5. Деркач А.А., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, № 4.

7. Катков А.Л. Развивающая медицина – новый этап становления науки о социальном здоровье // Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России. Тезисы международной конференции, Москва, 1999. С. 97-102.

8. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. М., Смысл, 1997.

9. Маслоу А. Психология бытия // Пер. с англ. М., 1998.

10. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологи-ческого здоровья. СПб, 1999.

11. Пахальян В. Развитие и психологическое здоровье. СПб, 2006.

12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2003.

13. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб, 2000.

14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

15. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986. С. 201-230.

16. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции // Мир психологии, 2000, № 1. С. 3-11.

17. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, № 4. С. 91- 105.

18. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии, 2000, № 1. С. 54-68.

 




2018-06-29 376 Обсуждений (0)
Работы программы психологической релаксации с двойным контуром биологической обратной связи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работы программы психологической релаксации с двойным контуром биологической обратной связи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)