Учителя начальных классов
Цель настоящей работы – представить исследования одного из показателей психического здоровья личности – особенностей ее самосознания. В экспериментальном исследовании особенностей психического здоровья приняли участие учителя начальных классов с разным стажем педагогической работы, все - женщины. В соответствии с задачами исследования выборка рассматривалась в целом и повыборочно: для этого респонденты были разбиты на 5 групп: 1 группа - со стажем от 0 до 1 г. (рабочее наименование «стажеры»), 2 группа - со стажем от 2 г. до 5 лет («начинающие профессиональную деятельность»), 3 группа - со стажем от 5 до 10 лет («мастера»), 4 группа – учителя со стажем от 10 до 20 лет («профессионалы»), 5 група – со стажем от 20 лет («наставники»). Критерием выделения групп явились данные исследований о стадиях становления профессионала как динамического, непрерывного процесса проектирования личности [Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер и др.]. Соответствующим был возрастной диапазон респондентов. Таким образом была обеспечена репрезентативность выборки. Общая информация о респондентах. Планирование экспериментальной программы потребовало рассмотрения возрастных психических особенностей женщин и их сопоставления с этапами профессионального развития. Кратко рассмотрим возрастные особенности женщин, начиная с юношеского периода. Возрастные границы юности - от 17 до 20-23 лет [И.Ю. Кулагина, 1996] или от 15-16 до 21-25 лет [В.С.Мухина, 2000]. Основными новообразованиями юношеского возраста являются развитие устойчивых представлений о себе; рефлексия; осознание собственной индивидуальности; установки на сознательное построение собственной жизни, появление жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению[1],[2]. Неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания. Много тревожных и драматических переживаний может вызывать открытие своего внутреннего мира. Юношеское Я неопределенно, диффузно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Обретение себя приходит через постепенную реализацию своего потенциала в различных социальных ролях (подруги, супруги, студентки, учительницы и др.). Представления девушек о себе более социализированы, чем у юношей, однако, они в большой степени нуждаются в интимности и доверительности складывающихся отношений. Для нашего исследования представляет интерес специфика Я концепции девушек и типы их направленности на самоактуализацию [Е.Л.Андреева, 1998]. Молодость – период жизни от окончания юности до 30-35 лет, это время создания собственной семьи, определения своей позиции в профессиональной деятельности и в общественной жизни. Самосознание личности развивается в условиях осуществления избранного профессионального и жизненного пути, реализации индивидуальных смыслов жизни, системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей. Для женщин этот период связан с освоениями роли супруги, роли матери, реализацией идеала Женщины, идей о смысле жизни. Освоение женских ролей пересекается с задачей освоения деловой карьеры – осуществления своего Я в пространстве общества. В конце этого периода в жизни женщины зачастую встает проблема осознания содержания собственной индивидуальности, связанная со сменой оценки привязанностей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя. В то же время продолжается освоение родительской роли, установление психологической дистанции с детьми, переоценка смыслов собственной индивидуальной судьбы. Решение этих проблем, помимо обновленных переживаний, придает чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям [Г.С.Абрамова, 1999]. Некоторые гендерные характеристики представительниц этого возраста изучены с позиций переживания внутриличностных конфликтов. Исследователи описывают «ролевой конфликт работающей женщины» [3], «страх успеха» [4], отражающих противоречия между потребностями личностного развития и нормативными представлениями, сконденсированными в гендерных стереотипах. Взрослость или зрелость – самый длительный период жизни (от 30-35 до 55-60 лет), центральный на жизненном пути человека[5]. Развитие самосознания личности в зрелости происходит в реализации возможностей и способностей, раскрытии своего потенциала в профессиональной деятельности и в семейных отношениях[6]. Личность демонстрирует ответственность, стремление к влиянию, организаторские способности, способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других, уверенность в себе и целеустремленность, защиту принципов, жизненных целей, реализм, чувство «сделанности» жизни, стабилизацию системы социальных ролей и др. [7]. Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность (творческую, производительную), вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения и др. В период зрелости происходит ускорение социального развития личности женщины, включение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности. Согласно данным исследований [Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, 2001, Г.С.Абрамова, 1999 и др.] процесс развития личности и ее самосознания при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности[8], [9]. На определение своего места в системе социальных отношений влияют ценностные установки самих женщин, то, какое место занимает профессиональное развитие. Отсутствие реальных профессиональных перспектив, низкая удовлетворенность своим трудом может привести к возникновению подобного психологического портрета учителя зрелого возраста. «Учитель не стремится заниматься карьерным ростом, старается никому не завидовать, быть честным и бескорыстным. Стремление к повышению профессионализма, эрудированности, любознательности хотя и остаются желательными, одобряемыми, приписываемыми себе качествами, однако теряют свою актуальность, что может быть связано с переориентацией интересов из области профессиональной деятельности на другие сферы. Учителя оценивают себя как неблагополучных в семье и неудачливых в жизни. Они становятся более раздражительными, ухудшается здоровье»[10]. Развитие женщины в период средней и поздней взрослости представляет собой своеобразные возрастные модели совладания с психосоматическими и социальными изменениями. Это период в социальном плане - предпенсионный и пенсионный, но в котором продолжается профессиональная деятельность. Главные проблемы возраста – убывание физических сил и привлекательности, сексуальности, нарастающая ригидность. Для женщины данный возраст - начало процесса физиологического увядания. Чувство возраста становится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие границ психической реальности. Оно проявляется в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, пустоты, «отставания от жизни». Отмечается кризис идентичности, причиной которого считают динамику смены социальных изменений, специфику трудовой активности. Подобные противоречия осознаются человеком как несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областями наличного и возможного. Период зрелости – время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в собственных глазах, в семье и обществе, для обновления собственного Я за счет обращения к смыслам своей жизни, за счет осознания собственной экзистенциальности[11]. В периоде поздней зрелости можно выделить ситуации конфликтного столкновения гендерных стереотипов и жизненных ситуаций, распространенный источник стресса – «синдром опустевшего гнезда» [И.В.Грошев, 1998]. Таким образом, возраст обследуемых женщин – это показатель психического развития, который является отражением телесных, физиологических, психических и социально-психологических изменений в их самосознании. До участников исследования была доведена цель работы, заключающаяся в выяснении особенностей личности и ее самосознания. Исследование на данном этапе было выполнено на шести выборках, для задач анализа они были распределены на группы в зависимости от стажа работы.Решение о выборе методов математической обработки принималось на основе поставленных задач и данных описательной и индуктивной статистики. В работе использовался метод «срезов» и метод выделения «крайних групп». Описание методических средств. Изучение самосознания учителя начальных классов было проведено с помощью методики «Психологическая автобиография» [Л.Л.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, 1998, Е.Ю. Коржова, 2002 и др.]. «Психологическая автобиография» - экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, позволяет выявить особенности восприятия жизненных событий как наиболее важных жизненных ситуаций в жизни человека. С ее помощью возможно охарактеризовать параметры пространства самосознания учителя начальных классов через событийный анализ - продуктивность воспроизведения жизненных событий, их оценку (значимость событий, желательность-нежелательность, степень влияния), содержательную характеристику (тип и вид событий, частоту встречаемости), параметры времени - характеристики антиципации – ретроспекции событий. От других биографических процедур [Е.И. Головаха, А.А.Кроник, 1989, П. Ржичан, 1983 и др.] данную методику отличает выраженная проективность, акцент на личностном значении ответов, четкие критерии для анализа. Данные о надежности и валидности подробно представлены автором[12]. Для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни испытуемых, респондентам предлагалось перечислить самые важные, с их точки зрения, события прошедшей и будущей жизни; событию давалась количественная оценка и указывалась его примерная дата. Данные вносились в специальные бланки и обрабатывались с помощью специальных таблиц. Обработка материала проходила с помощью статистических методов и методов качественного анализа результатов, использовался контент-анализ. Для обнаружения интересующих нас взаимосвязей результаты были обработаны методами математической статистики, позволившими обнаружить определенные зависимости и закономерности. Были использованы статистические компьютерные программы Statistika 6.0 и MO Excel [2007]. Достоверность различий между средними величинами показателей, характеризующими данную выборку, оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента. Значимые для учителя начальных классов события отражают состояние его психического здоровья. Содержание и значимость событий в восприятии личности, их соотношение определяют систему приоритетов и предпочтений в выборах жизненных стратегий, дают информацию о статусах, ролях учителей в межличностных и профессиональных отношениях через описание их поступков и актов общения. Общие результаты изучения. Характеристика количества событий, указываемых испытуемыми, свидетельствует о продуктивности воспроизведения им событий жизни. Чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая продуктивность, характеризующая богатство психологического времени, легкость актуализации прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния. Как показывают результаты, педагоги воспроизводят достаточное количество событий (средний результат по выборке – 13,3). Общее количество событий, указанных испытуемыми, уменьшается с увеличением возраста и стажа трудовой деятельности (от 14,6 на этапе стажерства к 12 на этапе наставничества), несмотря на то, что самих событий становится, несомненно, больше (таблица №1 и рисунок 1). Возможно, с увеличением стажа осложняется актуализация прошлого и будущего, либо сужаются границы психологического времени. В любом случае, наблюдается некоторое снижение общей продуктивности педагогов. Таблица №1.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |