Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учителя начальных классов



2018-06-29 342 Обсуждений (0)
Учителя начальных классов 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель настоящей работы – представить исследования одного из показателей психического здоровья личности – особенностей ее самосознания. В экспериментальном исследовании особенностей психического здоровья приняли участие учителя начальных классов с разным стажем педагогической работы, все - женщины. В соответствии с задачами исследования выборка рассматри­валась в целом и повыборочно: для этого респонденты были разбиты на 5 групп: 1 группа - со стажем от 0 до 1 г. (рабочее наименование «стажеры»), 2 группа - со стажем от 2 г. до 5 лет («начинающие профессиональную дея­тельность»), 3 группа - со стажем от 5 до 10 лет («мастера»), 4 группа – учи­теля со стажем от 10 до 20 лет («профессионалы»), 5 група – со стажем от 20 лет («наставники»). Критерием выделения групп явились данные исследова­ний о стадиях становления профессионала как динамического, непрерывного процесса проектирования личности [Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер и др.]. Соответст­вующим был возрастной диапазон респондентов.

Таким образом была обес­печена репрезентативность выборки.

Общая информация о респондентах. Планирование экспериментальной программы потребовало рассмотрения возрастных психических особенно­стей женщин и их сопоставления с этапами профессионального развития.

Кратко рассмотрим возрастные особенности женщин, начиная с юноше­ского периода. Возрастные границы юности - от 17 до 20-23 лет [И.Ю. Кула­гина, 1996] или от 15-16 до 21-25 лет [В.С.Мухина, 2000]. Основными ново­образованиями юношеского возраста являются развитие устойчивых пред­ставлений о себе; рефлексия; осознание собственной индивидуальности; ус­тановки на сознательное построение собственной жизни, появление жизнен­ных планов, готовность к профессиональному самоопределению[1],[2].

Неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания. Много тревожных и драматических пережи­ва­ний может вызывать открытие своего внутреннего мира. Юношеское Я не­определенно, диффузно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты.

Обретение себя приходит через постепенную реализацию своего потен­циала в различных социальных ролях (подруги, супруги, студентки, учитель­ницы и др.). Представления девушек о себе более социализированы, чем у юношей, однако, они в большой степени нуждаются в интимности и довери­тельности складывающихся отношений.

Для нашего исследования представляет интерес специфика Я концеп­ции девушек и типы их направленности на самоактуализацию [Е.Л.Андреева, 1998].

Молодость – период жизни от окончания юности до 30-35 лет, это время создания собственной семьи, определения своей позиции в профессиональ­ной деятельности и в общественной жизни. Самосознание личности развива­ется в условиях осуществления избранного профессионального и жизнен­ного пути, реализации индивидуальных смыслов жизни, системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.

Для женщин этот период связан с освоениями роли супруги, роли ма­тери, реализацией идеала Женщины, идей о смысле жизни. Освоение жен­ских ролей пересекается с задачей освоения деловой карьеры – осуществле­ния своего Я в пространстве общества. В конце этого периода в жизни жен­щины зачастую встает проблема осознания содержания собственной индиви­дуальности, связанная со сменой оценки привязанностей и принятых обяза­тельств в отношении близких людей и самой себя. В то же время продолжа­ется освоение родительской роли, установление психологической дистанции с детьми, переоценка смыслов собственной индивидуальной судьбы. Реше­ние этих проблем, помимо обновленных переживаний, придает чувство пол­ноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям [Г.С.Абрамова, 1999].

Некоторые гендерные характеристики представительниц этого возраста изучены с позиций переживания внутриличностных конфликтов. Исследова­тели описывают «ролевой конфликт работающей женщины» [3], «страх успеха» [4], отражающих противоречия между потребностями личностного развития и нормативными представлениями, сконденсированными в гендерных стереотипах.

Взрослость или зрелость – самый длительный период жизни (от 30-35 до 55-60 лет), центральный на жизненном пути человека[5]. Развитие самосознания личности в зрелости происходит в реализации возможностей и способностей, раскрытии своего потенциала в профессиональной деятельности и в семейных отношениях[6]. Личность демонстрирует ответственность, стремление к влиянию, организаторские способности, способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других, уверенность в себе и целеустремленность, защиту принципов, жизненных целей, реализм, чувство «сделанности» жизни, стабилизацию системы социальных ролей и др. [7].

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность (творческую, производительную), вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения и др.

В период зрелости происходит ускорение социального развития лично­сти женщины, включение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности. Согласно данным исследований [Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, 2001, Г.С.Абрамова, 1999 и др.] процесс развития личности и ее самосозна­ния при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности[8], [9].

На определение своего места в системе социальных отношений влияют ценностные установки самих женщин, то, какое место занимает профессио­нальное развитие. Отсутствие реальных профессиональных перспектив, низ­кая удовлетворенность своим трудом может привести к возникновению по­добного психологического портрета учителя зрелого возраста. «Учитель не стремится заниматься карьерным ростом, старается никому не завидовать, быть честным и бескорыстным. Стремление к повышению профессиона­лизма, эрудированности, любознательности хотя и остаются желательными, одобряемыми, приписываемыми себе качествами, однако теряют свою акту­альность, что может быть связано с переориентацией интересов из области профессиональной деятельности на другие сферы. Учителя оценивают себя как неблагополучных в семье и неудачливых в жизни. Они становятся более раздражительными, ухудшается здоровье»[10].

Развитие женщины в период средней и поздней взрослости представляет собой своеобразные возрастные модели совладания с психосоматическими и социальными изменениями. Это период в социальном плане - предпенсион­ный и пенсионный, но в котором продолжается профессиональная деятель­ность. Главные проблемы возраста – убывание физических сил и привлека­тельности, сексуальности, нарастающая ригидность. Для женщины данный возраст - начало процесса физиологического увядания. Чувство возраста ста­новится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие гра­ниц психической реальности. Оно проявляется в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, пустоты, «отставания от жизни». Отмечается кризис идентичности, причиной которого считают динамику смены социальных изменений, специфику трудовой активности.

Подобные противоречия осознаются человеком как несоответствие ме­жду Я-реальным и Я-идеальным, между областями наличного и возможного. Период зрелости – время, когда женщина может найти в себе силы для дос­тижения значимости в собственных глазах, в семье и обществе, для обнов­ления собственного Я за счет обращения к смыслам своей жизни, за счет осознания собственной экзистенциальности[11].

В периоде поздней зрелости можно выделить ситуации конфликтного столкновения гендерных стереотипов и жизненных ситуаций, распростра­ненный источник стресса – «синдром опустевшего гнезда» [И.В.Грошев, 1998].

Таким образом, возраст обследуемых женщин – это показатель психиче­ского развития, который является отражением телесных, физиологических, психических и социально-психологических изменений в их самосознании.

До участников исследования была доведена цель работы, заключаю­щаяся в выяснении особенностей личности и ее самосознания.

Исследование на данном этапе было выполнено на шести выборках, для задач анализа они были распределены на группы в зависимости от стажа работы.Решение о выборе методов математической обработки принималось на основе поставленных задач и данных описательной и индуктивной статистики. В работе использовался метод «срезов» и метод выделения «крайних групп».

Описание методических средств. Изучение само­сознания учителя начальных классов было проведено с помощью методики «Психологическая автобиография» [Л.Л.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, 1998, Е.Ю. Коржова, 2002 и др.]. «Психологическая автобиография» - экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, позволяет выявить особенности восприятия жиз­ненных событий как наиболее важных жизненных ситуаций в жизни чело­века. С ее помощью возможно охарактеризовать параметры пространства самосознания учителя начальных классов через событийный ана­лиз - продуктивность воспроизведения жизненных событий, их оценку (зна­чимость событий, желательность-нежелательность, степень влияния), содер­жательную характеристику (тип и вид событий, частоту встречаемости), па­раметры времени - характеристики антиципации – ретроспекции событий. От других биографических процедур [Е.И. Головаха, А.А.Кроник, 1989, П. Ржичан, 1983 и др.] данную методику отличает выраженная проективность, акцент на личностном значении ответов, четкие критерии для анализа. Дан­ные о надежности и валидности подробно представлены автором[12].

Для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значи­мыми сферами жизни испытуемых, респондентам предлагалось перечислить самые важные, с их точки зрения, события прошедшей и будущей жизни; со­бытию давалась количественная оценка и указывалась его примерная дата. Данные вносились в специальные бланки и обрабатывались с помощью спе­циальных таблиц.

Обработка материала проходила с помощью статистических методов и методов качественного анализа результатов, использовался контент-анализ.

Для обнаружения интересующих нас взаимосвязей результаты были об­работаны методами математической статистики, позволившими обнаружить определенные зависимости и закономерности. Были использованы статисти­ческие компьютерные программы Statistika 6.0 и MO Excel [2007]. Достовер­ность различий между средними величинами показателей, характеризую­щими данную выборку, оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.

Значимые для учителя начальных классов события отражают состояние его психического здоровья. Содержание и значимость событий в восприятии личности, их соотношение определяют систему приоритетов и предпочтений в выборах жизненных стратегий, дают информацию о статусах, ролях учителей в межличностных и профессиональных отношениях через описание их поступков и актов общения.

Общие результаты изучения. Характеристика количества событий, указываемых испытуемыми, свидетельствует о продуктивности воспроизведения им событий жизни. Чем больше событий называет испытуемый, тем выше его об­щая продуктивность, характеризующая богатство психологического времени, легкость актуализации прошлого и будущего, а также адек­ватность психического состояния.

Как показывают результаты, педагоги воспроизводят достаточное количество событий (средний результат по выборке – 13,3). Общее количество событий, указанных испытуемыми, уменьшается с увеличением возраста и стажа трудовой деятельности (от 14,6 на этапе стажерства к 12 на этапе наставничества), несмотря на то, что самих событий становится, несомненно, больше (таблица №1 и рисунок 1). Возможно, с увеличением стажа осложняется актуализация прошлого и будущего, либо сужаются границы психологического времени. В любом случае, наблюдается некоторое снижение общей продуктивности педагогов.

Таблица №1.



2018-06-29 342 Обсуждений (0)
Учителя начальных классов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учителя начальных классов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)