Показатели «веса» событий в зависимости от вида содержания
Примечание: перечислены виды событий, относящиеся к родительской семье (1); браку (2); детям (3); месту жительства (4); здоровью (5); сфере «Я» (6); обществу (7); межличностным отношениям (8); материальному положению (9); учебе, повышению квалификации (10); работе (11); природе (12).
В пространстве самосознания учителя начальных классов представлены события, связанные с детьми, работой, родительской семьей, браком, собственным Я, учебой, повышением квалификации. Анализ показывает, что наименее значимы события, связанные с природой, здоровьем, общественными изменениями, редкими также являются события, изменяющие материальное положение, место жительства. Рис. 4. Показатели «веса» событий в зависимости от вида содержания Примечание: ряды - группы учителей, распределенных по стажу; виды событий, относящиеся к родительской семье (1); браку (2); детям (3); месту жительства (4); здоровью (5); сфере «Я» (6); обществу (7); межличностным отношениям (8); материальному положению (9); учебе, повышению квалификации (10); работе (11); природе (12).
Для учителей-стажеров приоритетны события, связанные с работой, учебой, Я и межличностными отношениями, для учителей-мастеров – события, связанные с детьми, работой, родительской семьей и браком. Учителя-наставники в первую очередь описывают события, связанные с детьми, работой, повышением квалификации. Результаты эти не являются неожиданными и вполне объяснимы возрастными и гендерными особенностями выборки. На начальных этапах педагогической деятельности профессиональные события в жизнеописании педагогов занимают достаточно важное место: количество описываемых профессиональных событий у стажеров значимо выше, чем у наставников. К завершению трудовой деятельности события, связанные с работой, уступают по значимости событиям, связанным с детьми, но представлены полнее, чем события, отражающие изменения в образе Я (рисунок 5). Итак, иерархия событий в пространстве самосознания с возрастом и стажем изменяется, на первый план выходят события, связанные с собственными детьми, события сферы Я, межличностных отношений и профессиональной деятельности постепенно отходят на второй план. Рис. 5. Показатели количества событий в зависимости от вида содержания Примечание: ряды (1-5) - группы учителей, распределенных по стажу
Темпоральность самосознания. Антиципация и ретроспекция – показатель психологической удаленности события в прошлое или будущее, временной параметр самосознания учителя начальных классов. Предметом обсуждения в психологии жизненного пути стал образ будущего, готовность к нему, его регулирующее значение для настоящего [А. Адлер, Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К. Обуховский, М. Малер и др.]. В частности, для А.Адлера образ будущего определяется жизненными целями, которые складываются под влиянием жизненного опыта, ценностей, особенностей личности и системы ее отношений с другими людьми; имеет реальное воздействие на поведение в настоящем, обеспечивая его направление. С образом будущего тесно связано понятие «жизненная перспектива». По мнению Е.И. Головахи, жизненная перспектива - это целостная картина будущего, программируемых и ожидаемых событий, связанных с социальными ценностями и индивидуальным смыслом жизни[13]. В символическом образе будущего психологические проблемы людей проявляются в отсутствии критериев ответственности, реальности и открытости к развитию. Такой личности почти невозможно отделить собственное восприятие перспективы дальнейшего развития от ожиданий и представлений об этом окружающих [М. Малер, 2005]. Для получения среднего времени ретроспекции событий суммируется время, прошедшее после каждого указанного события (указанное респондентом) и делится на общее количество событий прошлого. Подобным образом вычисляется и среднее время антиципации событий (таблица №8, рисунок 6). Таблица №8
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |