Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы социального контроля как факторы повышения эффективности деятельности систем образования



2018-06-29 452 Обсуждений (0)
Системы социального контроля как факторы повышения эффективности деятельности систем образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этом разделе мы даем наиболее общий анализ социальных процессов контроля и коррекции деятельности образовательных систем на примере практики проектирования и реализации системы дополнительного образования молодежи.

Теоретическое осмысление системного существования социальных феноменов, позволяет выявить такие их важнейшие явления, как социальная регуляция и саморегуляция. Практика свидетельствует, что эффективная разработка проекта ДОМ невозможна без развития механизмов социальной регуляции.

Социальная регуляция - процесс, включающий в себя несколько последовательных стадий: институционализацию, профилактику, контроль и коррекцию. Причем каждая из них имеет определенную структуру, выполняется особыми методами и приемами. Все они могут осуществляться автономно, вне жесткой взаимосвязи. Это позволяет рассматривать их и как механизмы регуляции. Безусловно, эффективная регуляция в проектировании находится в прямой зависимости от действенности социального контроля, который аккумулирует в себе все позитивное в структуре организационных отношений. Например, результаты опросов респондентов в Центре ДОМ г. Москвы дают основание (представляют эмпирическое обоснование) для разработки путей совершенствования образовательных проектов (рис. 3).

 

Рис. 3. Мнение респондентов о направлениях совершенствования дополнительного образования молодежи

 

В процессе разработки социального проекта возможны разнообразные конфликты: закономерные, случайные, действительные, латентные, ложные и т.п. Они обусловлены воздействием различных социальных, социально-психологических, политических, экономических, юридических, экологических и других факторов (условий). Конфликт, в этом случаи, имеет и позитивное значимость, т.к. он инициирует разрешение противоречий, возникающих в системе социального проектирования через совершенствование взаимоотношений между структурами формального (административного) и неформального управления.

Процесс рационального проектирования предполагает следованию основным принципам процессуальной деятельности.

Один из них - гласность. Любая попытка скрыть имеющиеся проблемы, замаскировать их внешним благополучием не способствует разработке рационального социального проекта, инициирует развитие лоббирования, коррупции, разрушающей патологии. Болезнь, если ее загонять вглубь, в любом случае становится опасной.

Другой принцип - участие населения (демократическое воздействие) в социальном проектировании образования. В последнее время этот принцип органами государственной власти зачастую не соблюдается. В результате в системе образования (и в других социальных институтах) разрабатываются (копируются с западных образцов) и реализуются сомнительные с точки зрения рациональности социальные проекты. Например, введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат, магистратура), создание крупных федеральных вузов вызывает недовольство населения. Разработчики этих и других проектов не учли геополитические особенности России, традиции, обычаи, особенности сознания населения России. По-сути эти реформы, как представляется, станут очередным препятствием на пути реализации демографических проектов, социально-экономического развития отдаленных регионов. Например, создание крупных вузов в Федеральных округах обусловит дальнейший отток молодежи из сел, мелких и средних городов. Этот прогноз подтверждает советский опыт. Так разработка целинных земель в Казахстане, «комсомольские стройки» в Сибири, Средней Азии, строительство Байкало-Амурской магистрали привели к разорению и умиранию сел и деревень Центральной России. В результате разрушено сельское хозяйство, подорвана продовольственная безопасность государства. Сегодня в торговой сети продается израильский картофель, испанские огурцы, аргентинская говядина, американская курятина. Кроме того, «провалился» демографический проект. Разработчики не учли того факта, что рождаемость всегда была выше в сельской местности. Последняя перепись населения показала на продолжающееся сокращение населения. По данным Госкомстата РФ в 2002 году по итогам переписи было учтено 145,2 миллиона человек, а по итогам 2011 г. – 142, 9. Убыль составила 1,6 процента (2,3 млн. чел.). При этом сокращение числа жителей было зафиксировано в 63 из 83 российских регионов. Большая часть населения (73,7 %) сосредоточено в городах. Россию захлестнула волна мигрантов из соседних стран.

Известно, что социальное возникает в ходе действий, взаимодействий, отношений людей, объединенных в конкретные общественные структуры.

Практика показывает, что социальный контроль - общественное явление, на котором основывается демократия. Там где развиты механизмы социального контроля, там меньше девиаций в управлении, точнее и рациональнее разрабатываются, принимаются и реализуются решения. С их помощью решаются проблемы соотношения внешних и внутренних условий в разработке социальных проектов, регулируются социально-экономические, социально-психологические, правовые и другие отношения между людьми, обеспечивается улучшение групповой сплоченности проектного коллектива, морально-психологического климата и другое.

Изучение научной литературы позволяет констатировать, что термин «социальный контроль» употребляется достаточно часто. Он трактуется по-разному, например, как средство, фактор, форма, элемент, функция, деятельности, система, обратная связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут, проверка, наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т.д. Как видно, большая часть трактовок предполагает видение этого явления как способа регулирования деятельности административной (формальной) организации (управления). Как показало исследование, применительно к исследуемому объекту этот феномен не изучен.

Социальный контроль в этой сфере – это построение таких взаимоотношений между формальными и неформальными структурами проектирования, которые не выходят за рамки нормативно-правовой базы, традиций, обычаев управления. Особенность социального контроля над проектной деятельностью в сфере ДОМ состоит в том, что он представляет собой совокупность косвенных действий, обеспечивающих наблюдение за качеством и объективностью (исключение популизма, лоббирования, коррупции, бездумного заимствования западных образцов опыта) выполнения функций проектировщиками. В процессе социального контроля обеспечиваются: регулирование взаимоотношений членов проектных организаций; формирование позитивного или негативного общественного мнения о рациональности ДОМ; сбор необходимой информации и ее использование.

Как показало эмпирическое исследование, большинство опрошенных респондентов в учреждениях ДОМ г. Москвы уверены, что их мнение и участие в развитии услуг дополнительного образования может повысить их качество (рис. 4).

Рис.4. Мнение респондентов о необходимости участия в развитии услуг ДОМ

 

Исследование позволило выявить ряд закономерностей функционирования социального контроля в интересах проектирования ДОМ. Например, его эффективность находится в прямой зависимости от активности (пассионарности) неформальных лидеров (групп) институтов гражданского общества, социальной направленности деятельности административной организации, социально-экономического обеспечения социума и другого.

Как показывают результаты опросов, респонденты заинтересованы и готовы к такой деятельности. Например, 8,25 % обучающихся в учреждениях ДОМ г. Москвы обращались с претензиями к администрации по качеству получаемых образовательных услуг (рис. 5)).

Рис. 5. Статистика обращений респондентов к администрации учреждения ДОМ по проблемам качества предоставления образовательных услуг

 

Эта цифра свидетельствует о наличии в ее среде достаточного количества пассионарных личностей. Позитивным моментов в сфере проектирования дополнительного образования является и то, что в деятельности структур управления ДОМ наблюдается высокий уровень социальной направленности, о чем можно судить по мотивам выбора обучающимися учреждений ДОМ. Например, 17,75 % респондентов отметили такой мотив, как укрепление физического и психологического здоровья; 17,5 % - хорошие условия для личностного развития; 14,75 % - глубокое познание профессии; 13,75 % - формирование умений в выборе профессии; обеспечение в перспективе более высокого уровня материального благосостояния и другое (рис.6).

Рис. 6. Мотивы выбора респондентами учреждений ДОМ для обучения

В процессе социального контроля над проектированием ДОМ осуществляется взаимодействие административной организации и социальной базы. Оно реализуется силами и средствами социальных механизмов (рис.14).

В социальные механизмы могут входить различные комбинации структур системы социального проектирования. Их количество значительно. Например, в системе из пяти структур количество механизмов может быть двадцать пять, из 25-ти - 625. Разумеется, в ДОМ есть системные образующие структуры, которые позволяют «включать в работу» наиболее «сильные» механизмы.

Как показывает социальная практика, те или иные связи между структурами возникают из-за наличия в каком-либо структурном элементе системы инициативной (референтной, активной) социальной группы.

Соответственно в схему механизмов социального контроля включаются два вида действий: контролируемая деятельность социальной базы и контролирующая деятельность формального управления организации. Как показывает исследование, качество социального проектирования ДОМ зависит от характера и эффективности механизмов социального контроля, воздействующих на силы и средства соответствующей структуры. Объединение в механизмы, в свою очередь, происходит, как показывает практика, под влиянием двух групп факторов: объективных и субъективных. Первая группа обусловливает объединение усилий, координацию действий по совершенствованию ДОМ; вторая - определят деятельность проектной организации и вовлеченных в нее людей.

Таким образом, основной функцией социального контроля в проектировании ДОМ является приведение в рациональное состояние возникающих в системе проектирования отклонений от общепринятых в обществе норм и ценностей.

Работа механизма социального контроля вынуждает эффективно осуществлять деятельность соответствующих структур образования (административных организаций) по социальному проектированию ДОМ. Организация социального проектирования – это группа сотрудников, выполняющих функции проектирования образовательных услуг гражданам, «обладающая особым статусом, профессиональным кодексом поведения и специфической культурой». Она действует в границах установленных полномочий, стандартизированной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований и т.п.

Элементами механизма социального контроля в социальном проектировании ДОМ являются отдельные индивиды, их коллективные образования (коллективы, отделов, служб, референтные группы, различные объединения людей по интересам, политическим ориентациям, национальностям и т.п.), которые объединяются определённым образом и согласованно функционируют.

Исследование показало, что механизм социального контроля социального проектирования ДОМ имеет специфический алгоритм и, как правило, не всегда осуществляется в рамках действующих норм и правил, регламентируемых приказами, распоряжениями, инструкциями и другими документами.

Изучение трудов многих исследователей позволило выявить основные признаки, присущие механизму социального контроля социального проектирования ДОМ:

- субъекты механизма связаны между собой юридическими и морально-нравственными правами и обязанностями;

- административная организация выступает как правообязанная сторона, а структуры социальной базы как уполномоченная;

- структуры социальной базы действуют как в собственных интересах, так и в интересах системы дополнительного образования молодежи;

- функционирование социального механизма обеспечивается пассионарными личностями и имеет волевой характер;

- эффективность социального контроля находится в прямой зависимости от способности организации к эволюционным позитивным изменениям и другие.

Социальный контроль в системе социального проектирования ДОМ выполняет несколько основных функций: стабилизирующую, обусловливающую соблюдение администрацией корпоративных норм, предписаний, требований, инструкций, что обеспечивает в организации стабильность и согласие в межличностных и групповых взаимоотношениях; охранительную, обеспечивающую корпоративный порядок; сохранения корпоративной культуры, духовных и иных общественных ценностей; регулирующую; познавательную и другие.

Исследование показало, что определяющей функцией социального контроля в рассматриваемой сфере является стабилизирующая. Опросы свидетельствуют, что почти 83% респондентов указывают на необходимость обеспечения в образовании развития демократии, законности.

В перспективе для профилактики дестабилизирующих конфликтов в среде дополнительного образования молодежи результаты социального проектирования должны соответствовать социальным стандартам и ожиданиям, для чего в проектной организации необходимо обеспечивать строгое исполнение принятых (институционализированных) социальных норм. Поэтому функцией социального контроля над социальным проектированием ДОМ следует считать нормативную регуляцию.

Как известно, нормы вводятся двумя путями: формальной регламентацией, т.е. их документальной фиксацией и неформальной регламентацией. Во втором случае нормы устанавливаются как оптимальные варианты привычного поведения и взаимодействия в обществе. В США, к примеру, нет закона о печати, но это отнюдь не означает, что пресса находится вне социального контроля. Нормативная регуляция осуществляется несколькими и, как правило, взаимно дополняющими методами: формализации; локализации; индивидуализации и другими.

Метод формализации норм социального проектирования ДОМ означает их письменную и устную фиксацию с целью устранения неопределенности выражаемых ими требований, расхождений в их восприятии. Метод локализации норм означает их «привязывание» к местным особенностям и условиям. То, что является нормой в современных условиях, перестает быть таковой в будущем. Метод индивидуализации норм предполагает их дифференциацию с учетом личностных особенностей и ресурсов людей. Так, например, сложность поручаемого подчиненному задания по разработке какого-либо компонента системы проектирования ДОМ должна находиться на уровне верхней границы его возможностей. Человек, загруженный ниже своих возможностей, начинает пренебрегать работой.

Как свидетельствует практика, в проектировании ДОМ социальные нормы выполняют несколько важных функций:

- регулируют процесс участия личности в жизни организации;

- интегрируют индивидов в проектные группы;

- служат средством контроля отклоняющегося поведения разработчиков проекта;

- являются образцами, эталонами общественно одобряемого труда;

- ограничивают неправомерные, антизаконные, антисоциальные действия разработчиков проекта и другие.

Нормы классифицируются по степени их соблюдения членами проектной организации. За нарушение одних норм следует мягкое наказание (например, порицание), а за нарушение других - полагаются жесткие санкции – вплоть до увольнения с работы, уголовного преследования и т.п. Нормы, действующие в больших группах, социальных организациях, называются «общими правилами».

Все нормы по способу воздействия на процесс социального проектирования ДОМ следует разделить, как показывают результаты исследования, на три группы:

- дозволяющие (управомочивающие) – представляют определенные права проектной организации;

- обязывающие (предписывающие) – налагают определенные обязанности на членов проектной группы;

- запрещающие – устанавливают запрет на совершение какого-либо конкретного действия (бездействия).

Предписывающие нормы, закрепляются законодательством и регулируются специальными постановлениями. Социальные предписания – запреты или, напротив, разрешения делать что-либо (или не делать), обращенные к управленцам, группе административной организации и выражающиеся в той или иной форме: устной или письменной, формальной или неформальной, явной или неявной.

В систему социального контроля над проектированием ДОМ входит и традиционно-ритуальная регуляция. Она обеспечивает такое состояние взаимоотношений в организации, когда социальные нормы исполняются как традиции. Традиционно-ритуальная регуляция позволяет решить, как минимум три группы задач:

- эффективно использовать потенциал положительных традиций, ритуалов;

- устранять из коллективного сознания нежелательные традиции, ритуалы и т.п.;

- формировать и закреплять новые позитивные традиции, ритуалы.

Эффективность традиционного поведения членов проектного коллектива имеет много преимуществ: значительно снижает уровень психоэмоционального напряжения; облегчает взаимопонимание членов группы; укрепляет единство данной общности, обеспечивает ее устойчивость; способствует интеграции в данную общность новых членов; экономит ресурсы человека, отвлекаемые на поиск вариантов целесообразного поведения; снимает многие личностные и социальные проблемы и другие.

Таким образом, такие нормы сплачивают, интегрируют членов организации в единую общность и формируют сеть позитивных, деловых социальных отношений в проектной организации.

Особое значение для социального проектирования ДОМ имеют моральные и правовые нормы. Последние выступают, прежде всего, в виде законов и контролируются государственной властью. Их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые социальными институтами. «Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, нравственную ответственность руководителя, чувство долга, стыда, совесть».

Анализ социального контроля над социальным проектированием ДОМ как подсистемы управления образованием предполагает учет факторов «обязанность» и «право». Выполняя свои обязанности, проектная организация несет перед системой образования ответственность за будущие возможные деструктивные конфликты. Формы проявления ответственности могут быть различными и зависят, в первую очередь, от устройства проектной организации и от уровня культуры ее членов. В то же время, подобные организации имеют и права, предоставляемые им законами и другими нормативными правовыми актами (Конституцией РФ, Уголовным Кодексом РФ, ТК РФ и другими).

Контроль над проектированием ДОМ может осуществляться, как показывает практика, с помощью социальных санкций. Они могут быть квалифицированы на четыре типа: позитивные, негативные, формальные, неформальные (рис.7).

Рис. 7. Типы социальных санкций, применяемые в социальном контроле над проектированием ДОМ

 

Позитивные и негативные санкции могут быть как формальные, так и неформальные. В свою очередь формальные и неформальные санкции – позитивными и негативными.

Таким образом, можно полагать, что: социальные санкции выполняют основную роль в системе социального проектирования ДОМ; вместе с ценностями и нормами они составляют механизм социального контроля над проектированием ДОМ.

Признанные ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для проектной организации. Ценностные ориентации – это выбор определенных ценностей проектной организацией в качестве нормы управленческой деятельности.

По степени воздействия методы социального контроля над проектированием ДОМ силами и средствами административного управления в зависимости от применяемых санкций могут квалифицироваться как жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Так, например,: 1) воздействие средствами массовой информации является методом косвенного мягкого контроля над системой проектирования ДОМ; 2) протест, открытое неповиновение членов проектной организации относятся к методам прямого жесткого контроля, заставляющего административные структуры применять решительные управленческие воздействия; 3) напоминание о необходимости следовать требованиям Конституции и другим законам - к методу прямого мягкого контроля; 4) отказ от выполнения работ, массовое увольнение персонала, подача исков в суд и т.п. – к методу косвенного жесткого контроля.

Результаты исследование на эмпирической базе московских Центров ДОМ показывают, что применение этих методов – постоянная практика в системе дополнительного образования молодежи.

Например, часть обучающихся в Центре ДОМ дополнительно посещают различного рода кружки в других структурах образования (рис. 8), что косвенно свидетельствует о недостатках проектирования этого учебного учреждения, является мягкой формой социального контроля.

 

Рис. 8. Получение респондентами дополнительных образовательных услуг в других учебных учреждениях ДОМ

 

Кроме того, в социальном контроле могут использоваться различные сочетания методов воздействия. Например, метод конвенциональной регуляции. Его суть состоит в том, что члены организации договариваются между собой относительно взаимоприемлемых условий разработки проекта ДОМ, и эта договоренность начинает оказывать на них регулирующее воздействие.

В социальном контроле над проектированием ДОМ применим и метод гласного сравнения. Систематическое информирование проектной группы о рациональности итогов ее деятельности заставляет ее персонал активизировать свой труд, уточнять его результаты. Например, опросы респондентов в Центре ДОМ г. Москвы показали, что программы подготовки обучаемых пользуются разной популярностью (рис.9).

Рис. 9. Результаты опроса респондентов о посещаемости кружков дополнительного образования

 

Следовательно, в проектировании образовательных программ необходимо вносить коррективы, обеспечивать их социальной рекламой, целенаправленной воспитательной работой.

В технологии социального проектирования важное место занимает коммуникативная регуляция. Это обусловлено тем, что широкие возможности для социальной регуляции проектной деятельности открываются в условиях непосредственного общения (коммуникации) людей. Коммуникативная регуляция основана на изменении режима общения с целью получения более достоверной информации.

Например, метод коммуникативного усиления основан на повышении интенсивности коммуникативных контактов, с тем, чтобы объект регуляции постоянно находился «на виду», что создает психологический дискомфорт в случае недобросовестной разработки проектов.

В социальном проектировании действенным является «метод прямого воздействия». Он основан на прямом, непосредственном предъявлении требований к качеству выполняемой работы. В социальной практике есть несколько правил, соблюдение которых повышает результативность прямого воздействия. Так, например, согласно правилу объективизации требование должно быть преподнесено в такой форме, чтобы казалось очевидным, что оно является следствием объективно существующей ситуации и обязательно к исполнению под угрозой применения жестких санкций.

Другим способом социального контроля над качеством проектирования ДОМ может быть метод воздействия на разработчиков проекта силой авторитетных для них людей, референтных групп и т.п.

Действенен в социальном контроле и метод «психологического давления». Его суть - предъявление разработчикам проекта (объекту регуляции) конкретных правовых и иных требований, с целью повысить уровень качества труда. В качестве средств такого давления используются чаще всего: сила авторитета компетентной в проектировании личности; демонстрация возможных негативных последствий в случае допуска пробелов в проектировании; угрозы увольнения, судебных преследований и другие.

Можно выделить и другие способы регуляции: ценностный, статусный, символический, психотерапевтический, социально-политический, ситуационный. Их применение дает возможность увеличить точность проектов, в перспективе снижать социальную напряженность в сфере образования, предупреждать потенциальные деструктивные образовательные конфликты.

Практика свидетельствует, что методы социального контроля над проектированием ДОМ весьма разнообразны, и их применение может совмещаться, варьироваться в зависимости от конкретных условий разработки проектов.

Разумеется, все указанные методы могут применяться в условиях демократии во взаимоотношениях в проектных структурах. Проведенное исследование позволило определить перечень прав и свобод персонала проектных структур, обеспечивающих реализацию полномочий в сфере осуществления социального контроля. Таковыми являются: свобода мысли и слова, свобода информации во всех её видах; право на объединение и свобода деятельности профессиональных и иных объединений; право на протестные и иные мероприятия; право участвовать в управлении организацией, право свободного обращения в суд и другие.

Жесткий социальный контроль над процессом проектирования ДОМ может осуществляться через «давление». В связи с этим актуализируется необходимость использовать в механизме контроля форму прямого правового воздействия членов социальной организации. Такого рода контроль получил большое распространение в социальных организациях стран Запада, где в качестве фактора давления используются петиции, «почтовые атаки» и т.п. Подобная норма имеется и в российском законодательстве. Так, в ст. 33 Конституции РФ записано, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Внешним проявлением пробелов в социальном проектировании ДОМ могут быть различные протестные действия населения: митинги, шествия, пикетирования, иски в судебные органы, коллективный уход обучающихся с занятий, отказ от поступления в учреждения ДОМ, массовый перевод обучающихся в другие образовательные учреждения, отказ работодателей в приеме на работу выпускников ДОМ и другие. Эти формы, как и ранее, являются наиболее жесткими и действенными, заставляющие органы управления немедленно принимать меры по совершенствованию образования.

Таким образом, и эти социальные действия следует отнести к формам социального контроля над проектированием ДОМ. Они, как свидетельствует современная социальная практика, получили широкое распространение, но, в то же время, не в полной мере определены законодателем. Например, действующий в настоящее время Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», призванный урегулировать предоставление права на проведение манифестаций, крайне противоречив. «Порядок» в этом документе подразумевается в виде отношения по формуле: «заявляю» – «разрешаю» или «запрещаю». В Указе обращение граждан в орган исполнительной власти по поводу проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования называется заявлением (уведомлением), а положительное решение по заявлению именуется разрешением; в свою очередь там, где есть слово «разрешаю», всегда может присутствовать и «запрещаю». Кроме того, Президентом РФ не указаны случаи, когда эту форму контроля запрещать нельзя. Таким образом, создаётся ложное впечатление об уведомительном порядке проведения манифестаций, поскольку действующая процедура допускает принятие уведомляемым органом государственной власти на свое усмотрение отрицательного решения по заявлению организаторов публичного мероприятия, что весьма затрудняет реализацию права граждан на проведение массовых мероприятий.

Таким образом, эффективный социальный контроль над проектированием будущего образования в данной форме невозможен без регламентации федерального законодательства. Такое положение дел не способствует реализации законных прав и свобод, как разработчиков проектов, так и потенциальных потребителей образовательных услуг.

Результаты эмпирического исследования показали, что социальный контроль в проектировании ДОМ может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор. Это указывает на то, что социальный контроль действует в основном не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей и стабильности проектного коллектива.

В рассматриваемой сфере, как свидетельствует практика, формой контроля над процессом проектирования ДОМ является воздействие силой общественного мнения. Оно формируется как под влиянием повседневной жизни, так и «внешней» информации. Опираясь на преобладающее общественное мнение, проектная организация стремится обеспечить качество выполняемой работы, тем самым в перспективе пресекает протестные акции и конфликты в сфере образования.

Важное место в контроле над социальным проектированием ДОМ занимает организационный самоконтроль. Самоконтролем организации следует считать действия членов проектного коллектива, которые самостоятельно регулируют свою деятельность, согласовывая ее с общепринятыми нормами. Чем выше у подобной организации развит самоконтроль, тем меньше ей приходится прибегать к внешнему контролю (в т.ч. неформальному) и, соответственно, наоборот: если самоконтроль слабый, то должен стать более строгим внешний контроль. По мнению экспертов (79%) основными элементами самоконтроля организации являются коллективные сознание, совесть и воля. Например, коллективная совесть не позволяет допускать пробелы в проектировании, использовать недостоверную информацию, нарушать принципы проектирования, поступать вопреки профессиональным убеждениям. А коллективная воля служит средством обеспечения добросовестного труда, разработки точных и реализуемых на практике проектов, реализации нравственных ценностей.

Таким образом, социальный контроль над проектированием ДОМ представляет собой системное явление. В нем задействуются как силы административного управления, так широкий спектр социальных феноменов, в сумме представляющих собой демократическое явление.

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальный контроль над проектированием ДОМ – это механизм, регуляции деятельности проектной организации, основной канал сбора информации о путях совершенствования проектирования ДОМ, средство обеспечивающее устойчивость социальной образовательной системы.

2. Стабильность (бесконфликтность) системы ДОМ зависит от состава, рациональности и эффективности механизмов социального контроля, координирующих образовательные стратегии молодежи.

3. Социальный контроль обеспечивает рациональность и творчество труда членов проектных организация.

4. Социальный контроль направляет членов проектных организаций на разработку кратчайших путей достижения целей дополнительного образования молодежи, определяет систему ценностей и норм проектирования, поощряет их соблюдение и подавляет отклонения от их требований.

5. Эффективность социального контроля находится в прямой зависимости от активности социальной базы, социальной направленности деятельности государственных образовательных структур, заинтересованности в перспективном развитии образования в России всех ветвей власти и др.

6. Определяющей функцией социального контроля над деятельностью проектной организации является стабилизирующая, поэтому в ней необходимо обеспечение следованию принципам законности, мотивации на рациональный труд.

7. Контроль над проектированием включает социальные санкции. По степени воздействия методы социального контроля в зависимости от применяемых санкций классифицируются как жесткие, мягкие, прямые, косвенные.

8. Жесткий социальный контроль над проектированием ДОМ осуществляется через «давление». В связи с этим актуализируется необходимость использования правового воздействия на персонал проектных организаций.

9. Уровень эффективности социального контроля над проектированием ДОМ возрастает, если социальная база организована и способна к решительным групповым протестным действиям (митингам, пикетированиям, обращением в органы судебной власти и т.п.).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование по теме разработке модели оценки эффективности деятельности образовательных учреждений (в том числе коррекционных) и учреждений дополнительного образования проводились с точки зрения определения методологически и психологически обоснованных требований к функционированию существующей в Российской федерации государственной системы образования. Кроме того в основании наших разработок лежали принципы подхода комплексного анализа функционирования и развития национальных сфер образования в современных условиях поиска попыток выхода из мирового кризиса образования.

Сущность мирового кризиса образования заключается в том, что современные социальные процессы воспроизводства человеческой жизнедеятельности и трансляции культуры реализуемые в сфере образования основываются на натурфилософской доктрине существования человека и его онтогенетического развитии, сформированной в XVII веке и отраженной в «Великой дидактике» Я.А. Коменского.

Созданная модель оценки деятельности образовательных учреждений реализует принципы современной антропологической парадигмы. Эта парадигма утверждает, что эффективность деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, как и всей национальной системы образования, о определяется обстоятельствами обеспечения формирования человеческих качеств каждого конкретного индивида от момента его телесного рождения до времени актуализации этих качеств во взрослой жизни.

С общесоциологической и общепсихологической точек зрения деятельность образовательных учреждений должна подчиняться государственным требованиям к уровню и качеству образования на всех ступнях, определенных в конкретной национальной системе образования. В работе выявлены научные основания определения критериев оценки эффективности деятельности образовательных учреждений. Анализ специфики образовательной деятельности учреждений дошкольного, начального, среднего, старшего, коррекционного, среднего профессионального и высшего образования позволил в модели оценки выделить как общие, так и специфические показатели оценки эффективности обеспечения качества образования.

Разработанная модель и ее соотнесение к существующей системы управления качеством образования, позволили выдвинуть инновационные технологии и методы совершенствования деятельности образовательных учреждений , что, самое важное предложить новые социальные формы организации экспертизы и оценки эффективности функционирования учреждений Российской сферы образования. Выдвинутые по результатам исследований предложения опираются на уже существующий опыт работы центров оценки качества образования, центров оценки и сертификации педагогических квалификаций и формы экспертизы реализации государственных целевых программ. Руководство временн



2018-06-29 452 Обсуждений (0)
Системы социального контроля как факторы повышения эффективности деятельности систем образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Системы социального контроля как факторы повышения эффективности деятельности систем образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)