Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, теория и методология изучения курса



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Предмет, теория и методология изучения курса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеология (от греч. idea – идея, образ и logos – слово, понятие) – система исторически сложившихся взглядов и идей, традиционных, заимствованных или продиктованных логикой конкретной ситуации средств, форм и методов заинтересованной осознанной деятельности людей по достижению определенных целей, интересов, приоритетов, направленных на сохранение или изменение существующего общественного устройства. Это своеобразный механизм познания социальной действительности, обеспечивающий в свою очередь ее развитие в желательном направлении.

Термин «идеология» ввел французский философ Антуан де Траси (1754 - 1836), который представил ее как учение об идеях, которые помогают определить фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. Идеология, в его представлении, это наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе и человеческом обществе. Ее главные принципы должны быть в основе политики.

В дальнейшем понятие идеологии претерпело существенную динамику. В представлении ряда политиков и теоретиков оно приобретало как позитивную, так и негативную окраску. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Немецкой идеологии» и некоторых других работах отождествляли идеологию с превращенными формами сознания, мнимой реальностью, иллюзиями. К определению идеологии они подошли с материалистических позиций, рассматривали ее как часть надстройки над экономическим базисом, использовали термин для обозначения сознания, преломляемого сквозь призму социально-классовых интересов, через которую класс смотрит на мир. В их представлении, политическая идеология выглядела системой идей, взглядов, представлений, дающей теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов тех или иных классов. Классики марксизма свое учение не считали идеологией.

Впоследствии В.И.Ленин, интерпретировав марксизм как идеологию пролетариата, ввел термин «научная идеология», этим самым выдал индульгенцию на ее непогрешимость, придал ей статус обязательного требования при выработке политических решений.

Близкой к марксистскому пониманию идеологии оказалась позиция немецкого социолога К.Маннгейма. Идеологию он рассматривал как систематизированный способ социально-группового мышления, как орудие коллективного действия в общественной жизни и политике. Психологические корни эмоциональных и жизненных импульсов, лежащих в основе идеологии, он теснейшим образом увязывал с практикой, с ситуацией, в которых эта идеология складывается и решение которым она пытается найти. По отношению к действительности он отмечал ее стабилизирующую и охранительную роль.

Многие иные теоретики продолжили исследования в области идеологии, внесли серьезный вклад в ее объяснение и определение роли в политическом процессе, места в ряду иных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них: А.Грамши, Д.Белл, Т.Парсонс, К.Ленк, У.Матц, Р.Арон, Т.Лапье и иные.

Идеология самым тесным образом связана с политикой, выступает ее детерминантой и в значительной степени помогает определить ее цели, формы и методы социальных действий, характер и содержание индивидуального поведения. Это систематизированная совокупность идей, направленных на достижение определенных целей и политических мотивов, ценностных ориентиров.

Основными целями идеологии и идеологической работы являются:

· отражение общественной жизни, социальных условий и интересов;

· идеальное конструирование форм и методов государственного и общественного строительства;

· выражение и защита коллективных интересов и ценностей, оценка на их основе социальной реальности;

· мотивация поведения политических лидеров и членов групп граждан, и тем самым оказание активного влияния на политику и жизнь общества в целом;

· овладение общественным сознанием на основе разработки идеологии устойчивого развития страны;

· внесение в общественное сознание необходимых критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

· создание у людей позитивного отношения к определенным в государстве стратегическим целям и задачам;

· обеспечение целенаправленных действий граждан, социальных групп, всего общества;

· выработка объективной оценки главных общественно-значимых ситуаций в обществе и государстве, которые возникают в жизни и соответствуют социальным идеалам.

Однако, одна идеология сама по себе не может выполнить предназначенную ей роль, требуется четкий механизм ее реализации на всех уровнях. Главными составляющими социальной технологии идеологической работы являются:

· научно-обоснованное, соответствующее лучшей мировой и отечественной практике формирование путей и целей развития государства и общества, грамотное, умелое доведение их до сознания и понимания гражданами страны, ее регионов, трудовых коллективов;

· систематическое, полное и целенаправленное информирование граждан о важнейших событиях внутренней и внешней политики государства, ее стратегических и тактических задачах, решениях государственных органов;

· повышение уровня политической образованности и культуры населения, его духовных качеств и социальной активности, воспитание внутренней убежденности и готовности вносить максимально возможный вклад в решение жизненно важных проблем конкретной территории и государства в целом;

· определение и реализация на практике всех слагаемых идейно-воспитательного процесса, поиск способов идейного влияния на поведение людей, выработка системы умений и навыков идеологической работы, выявление потенциальных возможностей граждан с целью повышения эффективности работы и достижения поставленных задач;

· формирование у граждан позитивного отношения к решению экономических, социальных, идейно-воспитательных проблем, поддержки в этом государственных органов и принимаемых ими решений;

· выработка и реализация умения целенаправленно, аргументировано влиять на мотивационную сферу людей, связанную с их участием в решении задач, стоящих перед государством и обществом.

Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что в нынешних условиях стабильность в обществе и государстве не может быть достигнута только налаживанием порядка в экономике, сфере валютных и денежно – кредитных отношений, решением социальных проблем.

Первейшую роль в системе мер, направленных на обеспечение стратегических целей и задач государства, безусловной поддержки их всеми слоями населения, играет наличие эффективно действующих институтов и норм регулирования всех сфер жизни страны, четко сформулированных идеологических принципов, в которых люди видят свою роль, осознают свои политические интересы, устремления и в соответствии с этим определяют свою жизненную позицию и место в обществе.

 

В свете этого главными направлениями идеологии белорусского государства являются:

· обеспечение защиты Беларуси как суверенного государства в многополярном мире;

· обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны;

· обеспечение преемственности исторического и культурного развития государства, самоидентификации граждан;

· неконфрантационный характер идеологии, ее открытость мировому содружеству и общечеловеческим ценностям;

· утверждение системы ценностноцелевых установок, направленных на интеграцию общества по принципу «за», а не «против».

· объединение членов общества независимо от политических, демографических, стратификационных, гендерных отличий и взглядов.

В свете стратегических целей Беларуси основными задачами идеологических органов государства являются:

· формирование у граждан научного мировоззрения, патриотизма, высокой политической культуры, этики, гражданской компетенции и ответственности, уважения к законам государства и нормам международного права;

· качественное восполнение трудовых ресурсов, подготовка конкурентоспособных кадров на рынке труда, создание национальной системы целостного образования, формирование социально мобильных, коммуникативных качеств личности;

· оптимизация социального развития, демографической ситуации и миграционных процессов, социально – профессиональной стратификации и имущественного разграничения белорусского общества, совершенствование работы с молодежью;

· формирование единого информационного, образовательного и научного пространства, всестороннее развитие международной кооперации в сферах образования, науки, культуры, медицины, спорта, туризма и иных;

· достижение качественно нового уровня и здорового образа жизни, привитие навыков физического, интеллектуального и духовного самосовершенствования личности;

· развитие общественно – политической, трудовой и творческой активности различных социальных групп населения, местного управления и самоуправления, активизация деятельности самодеятельных общественных формирований и организаций, молодежного движения.

Все это должно решаться в комплексе, объединенными усилиями, так как от осознанного, конкретного вклада в реализацию совместно выработанного курса не только государства в целом, но и каждого отдельного человека зависит успешное вхождение нашей страны в мировое сообщество.

 



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Предмет, теория и методология изучения курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, теория и методология изучения курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)