Либерализм и неолиберализм
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVІІ – ХІХ вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632 – 1704), А.Смит (1723 – 1790), Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755), А. Токвиль (1805 – 1859), Т. Джеферсон (1743 -1826) выражали интересы третьего сословия (в первую очередь буржуазии), ведущего борьбу с феодальной аристократией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. Либерализм рассматривается как разновидность идеологии отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства. Основные принципы и ценности классического либерализма: · абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей; · признание определенных естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). · идея индивидуализма, индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли; · сущностная рациональность (разумные действия человека, направленные на удовлетворение собственных потребностей) и добродетель человека (соблюдение норм протестантской этики: трудолюбие, бережливость, дисциплинированность и т.д.); · экономическая платформа (господство частной собственности и ее неприкосновенность; идеалы свободного рынка, предпринимательства, личной инициативы, «честной конкуренции»; освобождение экономической деятельности от надзора государства, которое должно выполнять роль «ночного сторожа», охраняя жизнь, права и собственность граждан); · приоритеты в политической среде (идея суверенности народа как источника и контролера власти; конституционализм; правовое государство, основанное на верховенстве закона и равенстве всех людей перед ним; принцип разделения властей с целью их взаимного контроля; парламентаризм; политическая свобода и представительная демократия); · идея гражданского общества как общества прежде всего экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов; · в социальной сфере обосновывается идея «естественного неравенства людей» как естественный биологический социальный и исторический факт, связанный с неравенством способностей, талантов, трудолюбия; · в духовной сфере провозглашается свобода волеизъявления – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания, а также дух терпимости и компромисса; · концепция социального прогресса выделяет два типа общественной эволюции: искусственную, насаждаемую государством сверху, и естественную, происходящую в гражданском обществе. Естественная эволюция опирается на свободу частно капиталистических отношений, автоматически обеспечивая социальную гармонию в обществе и его безкризисное развитие. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему. Он изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Как уже отмечалось, представители классического либерализма считали, что свобода частнокапиталистических отношений должна была обеспечить социальную гармонию в обществе, его стабильность и безкризисное развитие. Однако в конце ХІХ в. классический либерализм вступил в полосу кризиса. В это время явственно обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию, справедливость и расцвет экономики. Кроме того, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства и капитала, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов. В результате произошло изменение функций свободного рынка. Кризис классического либерализма потребовал пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального либерализма (неолиберализма). У его истоков стояли такие мыслители, как Дж. Милль, Дж. Кейнс, Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, сформулировавшие новые принципы либерализма. К ним можно отнести следующие: · целью общества является прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка; · на смену идее о «государстве – ночном стороже» пришла идея активного вмешательства государства в социально – экономическую сферу, государственного регулирования экономической деятельности с целью недопущения разрушительных экономических кризисов и минимизации социальных конфликтов. Инструментами такого регулирования выступают формирование государственного сектора экономики, планирование, налоговая и бюджетная политика, обеспечение «полной» занятости населения, регулирование заработной платы и др. В ежегодном Послании 1998 года Президента Республики Беларусь белорусскому Парламенту сформулирована идея эффективного государства, регулирующего и планирующего процессы экономического и социалдьного развития. · концепция «государства всеобщего благосостояния» отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Она предусматривала увеличение государственных ассигнований на поддержку наиболее обездоленных слоев населения, создание эффективной системы социального обеспечения, введение бесплатного образования, доступность для всех граждан медицинского обслуживания; · развитие плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, свободную конкуренцию между потенциальными политическими и государственными лидерами и элитами за голоса избирателей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что граждане обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решений; · внедрение в общественную практику принципа справедливости, понимаемого как предоставление всем гражданам равных политических прав и возможностей для самореализации в различных сферах жизни, равенство всех перед законом.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |