Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы обучающихся



2018-06-29 422 Обсуждений (0)
Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Диагностика стратегии и тактики поведения личности в конфликте.

 

Тест К. Томаса и Р. Киллмена.

 

К.Томасом и Р. Киллменом была разработанная двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Авторы выделяют пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т.д. На основе такого анализа участник конфликта сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса – Киллмена она соотносится с качественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

- Содержания предмета конфликта;

- Ценности межличностных отношений;

- Индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Инструкция. Перед вами 30 пар утверждений, каждая из которых имеет две разновидности — «а» и «б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите один из ответов «а» или «б». Долго над выбором не раздумывайте. Перед началом работы возьмите чистый лист бумаги, проставьте в столбик цифры (от 1 до 30) и против каждой запишите выбран­ное «а» или выбранное «б».

 

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого чело­века и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться дру­гого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю его о взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно­шения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­жения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувства другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со вре­менем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру­гому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же­лания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста­раюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргумен­там другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совме­стно могли добиться успеха.

 

Обработка результатов. Полученные данные соотносятся с ключом и подсчитывается частота проявлений каждого типа поведения.

 

Ключ опросника.

№№ Соперниче­ство Сотрудниче­ство Компромисс Избегание Приспособ­ление
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б     а
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б а    
      а б
а б      
    а б  
  б     а

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Интерпретация.

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет и т.д.

Уход.Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям. При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

а) Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

б) Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

в) Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

Эта стратегия оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

а) Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

б) Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

 

Тест «Тактика поведения в конфликте».

 

Инструкция. Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов.

 

«Избегающий конфликта»

 

1. Всегда проигрываете в конфликте. Да Нет

2. Считаете, что конфликта надо избегать. Да Нет

3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном. Да Нет

4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие. Да Нет

5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают. Да Нет

6. Говорите о конфликте на стороне оппонента. Да Нет

7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально. Да Нет

8. Считаете, что в конфликте не следует демонстри­ровать

свои эмоции. Да Нет

9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь раз­решить

конфликт. Да Нет

10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта. Да Нет

 

Обработка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтно­сти; 4-7 — средневыраженная тенденция к конфликтному пове­дению; 1-3 — тенденция не выражена.

 

«Действующий напролом»

 

1. Часто подтасовываете факты. Да Нет

2. Действуете напролом. Да Нет

3. Ищете слабое место в позиции оппонента. Да Нет

4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица». Да Нет

5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту. Да Нет

6. Считаете себя знатоком. Да Нет

7. Нападаете на человека, а не на проблему. Да Нет

8. Используете тактику маскировки (голосом, манера­ми и т.п.). Да Нет

9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен. Да Нет

10.Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в

соответствии с Вашим замыслом. Да Нет

 

Обработка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, свиде­тельствует о явной тенденции действовать напролом; 4-7 – по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действо­вать напролом; 1-3 – означает, что тенденция действовать на­пролом не выражена.

 

Тест «Оценка стратегий поведения в конфликте». (Дж. Г. Скотт)

 

Инструкция. Заполните таблицу, основываясь на представлениях о своем обычном поведении в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям в таблице. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Стратегии поведения в конфликте по Дж. К. Скотту.

Стиль разрешения кон­фликта Использую чаще всего Владею лучше всего Приносит наилучшие результаты При исполь­зо­вании чув­ствую себя наибо­лее ком­форт­но
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)        

 

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг). Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: компромисс — 2; уход — 3; настойчивость — 4: сотрудничество — 1; приспособление — 5.

Заполненная таблица дает наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам ин­формацию для размышлений. Если Вы хотите сделать свое пове­дение в конфликтной ситуации более эффективным, то развивайте спо­собности использовать различные стили.

 

Самооценка конфликтности личности.

Тест «Конфликтная ли Вы личность?».

 

Инструкция. Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос Вы не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов при­свойте этому вопросу два очка.

 

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что Вы предпримете:

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании Вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план рабо­ты, который Вам кажется нерациональным. Предложите ли Вы свой план, который кажется Вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реак­ция?

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от Вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как Вы поступите?

а) выскажусь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предо­ставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит Вам о необходи­мости экономии и бережливости, о Вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать Ваше мнение о своей последней покупке. Что Вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке Вы встретили подростков, которые курят. Как Вы реагируете?

а) делаю им замечание;

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

9. В ресторане Вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;

в) выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонни­ми делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли Вас это?

а) найду способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, убор­щице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли Вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой ниже таблице.

 

Оценка ответов к тесту «Конфликтная ли Вы личность?».

 

Ответ Вопросы
   
а в

От 30 до 44очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же Вам приходится вступать в спор, Вы учитываете, как это может отра­зиться на Вашем служебном положении или приятельских отно­шениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но ког­да им требуется помощь, Вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли Вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная лич­ность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на Ваши служебные или личностные отношения. И за это Вас уважают.

До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно Вам. Вы навязываете свое мнение, даже если Вы не пра­вы. Вы не обидитесь, если Вас будут считать любителем посканда­лить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?

Тест «Самооценка конфликтности личности»

 

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень Вашей собственной конфликтности. Тест содержит шкалу, представленную в таблице ниже, которая будет использована для самооценки по 10 парам биполярных утверждений:

 

Шкала самооценки конфликтности личности.

 

1. Рветесь в спор. Уклоняетесь от спора.
2. Свои выводы сопровож­даете тоном, не терпящим возражений. Свои выводы сопровождаете изви­няющимся тоном.
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете очень возражать. Считаете, что если будете возра­жать, то не добьетесь своего.
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводом. Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов.
5. Спорные вопросы обсуж­даете в присутствии оппо­нента. Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента.
6. Не смущаетесь, если попа­даете в напряженную обста­новку. В напряженной обстановке чувст­вуете себя неловко.
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер. Считаете, что в споре не нужно де­монстрировать свои эмоции.
8. Не уступаете в спорах. Уступаете в спорах.
9. Считаете, что люди лег­ко выходят из конфликта. Считаете, что люди с трудом выхо­дят из конфликта.
10. Если «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя. Если «взрываетесь», то вскоре ощу­щаете чувство вины.

 

Инструкция. Оцените каж­дое утверждение левой и правой колонки: кружочком отмечаете, насколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале: 7 бал­лов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Обработка результатов. На каждой строке соедините отмет­ки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. От­клонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных Вами баллов:

61-70 баллов – очень высокая степень конф­ликтности;

51-60баллов – высокая степень конфликтности;

16-50 баллов – выраженная конфликт­ность;

10-15 баллов –склонность избегать конфликтные ситуации.

 

Упражнения наразвитие умений и навыков произвольного контроля собственных эмоциональных состояний, актуализирующихся в ситуации конфликта

 

Упражнение «Контексты»

Совместная деятельность предполагает получение обратной связи, как по динамике процесса, так и по полученным результатам. Сведения о допущенных ошибках и возможных способах их исправления передаются партнерами, как словами, так и в невербальной форме. При этом эмоциональная компонента сообщения на невербальном уровне воспринимается быстрее, чем сами слова. Партнер по общению сразу почувствует отношение своего оппонента: высокомерие, отчуждение, отстраненность, обвинение и т.п. В свою очередь это вынуждает первого занимать оборонительную позицию в общении, что приводит к возникновению конфликта. Для избежания возникновения конфликта необходимо строить свой невербальный «язык» на положительной эмоциональной ноте.

Инструкция. Перед зеркалом проиграйте сценку, в которой Вы хвалите своего партнера. Произнесите несколько фраз, фиксируя выражение своего лица, положение и движения рук, туловища, интонацию голоса. Отметьте их контекстную составляющую: выражают ли они открытость, искренность, доброжелательность. Затем проиграйте сценку, в которой Вы критикуете, порицаете своего партнера. При этом старайтесь, чтобы Ваш невербальный «язык» остался прежним – открытым и доброжелательным. При необходимости повторите упражнение.

Упражнение может выполняться в парах. По завершении необходимо обсудить с участниками те трудности, с которыми они сталкивались в ходе выполнения упражнения.

Продолжительность – 20-30 мин.

 

Упражнение «Пресс»

Жизнь современного человека «изобилует» напряженными ситуациями, требующих внутреннего самообладания, уверенности в себе. «Трудный» коллега, негативно настроенный клиент, «несговорчивый» подросток и его родители в ответ вызывают у нас отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Такой эмоциональный поток не даст возможности контролировать себя и принять верное решение по разрешению конфликта. В этом случае необходимо научиться нейтрализовать возникающие отрицательные эмоции на начальном этапе развития конфликта, в тот момент, когда чувствуется внутреннее психологическое напряжение.

Инструкция. Упражнение выполняется индивидуально. Представьте внутри себя, на уровне груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться ощущения физической тяжести внутреннего пресса, выталкивающего вниз и подавляющего отрицательные эмоции.

Упражнение не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Продолжительность – 15-20 мин.

 

Упражнение «Настроение»

Конфликт достиг активной стадии своего развития. Обвинения одной из сторон превысили критическую точку самоконтроля другой и установки на спокойное, конструктивное построение беседы были разрушены. Оппоненты выплеснули отрицательные эмоции друг на друга. Конфликт не был разрешен. После такого разговора неминуемо остается неприятный осадок. Его необходимо снять.

Инструкция. На чистом листе бумаги расслабленно, левой рукой нарисуйте цветными карандашами абстрактный сюжет в соответствии с Вашим настроением. Важно при этом полностью погрузиться в собственные переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется. Представьте, что свое настроение Вы переносите на бумагу, материализуете его. После того, как закончите рисунок, на обратной стороне листка напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Пишите те слова, которые первыми приходят в голову. Затем еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросьте его в урну. Теперь Ваше эмоционально-неприятное состояние исчезло, оно перешло на рисунок и было уничтожено.

Продолжительность – 10-15 мин.

 



2018-06-29 422 Обсуждений (0)
Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы обучающихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)