Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1 Средневековая философия: отличительные черты, основные проблемы и значение. Философия и теология. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм.



2018-07-06 1262 Обсуждений (0)
Вопрос 1 Средневековая философия: отличительные черты, основные проблемы и значение. Философия и теология. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм. 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековая философия – исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века.

Основные проблемы:

1. Сотворен ли мир Богом или существует от века?

2. Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир?

3. Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души?

4. Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)?

5. Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит?

6. Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого

разума?

Философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство.

Отличительные черты:

-Теоцентризм – понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

-Креационизм – сотворение мира Богом.

-Библейский традиционализм и ретроспективность.

Библия в глазах ученых и в массовом сознании была не просто «Книга книг», но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Библия стала отправным источником, мерой оценки любых теорий философии.

-Рационалистическое обоснование догматов церкви:

Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача философии состоит в её обосновании, а не в поиске какой-то новой истины.

Всякое знание имеет два уровня:

Верхний – откровение Библии, полученное сверхъестественным путем.

Низкий – это знание, полученное естественным путем человеческого разума.

Оба этих уровня не противоречат друг другу, но низкое человеческое знание подчиненно верхнему, и предназначено для того, чтобы сделать сверхъестественное содержание веры доступным человеческому уму.

-Патристика – использование в качестве теоретической базы сочинений Отцов Церкви. -Схоластика – схоласты усматривали путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не

в чувственном созерцании.

-Провиденциализм: мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена – до скончания века;

-Красной нитью через все средневековье проходит дискуссия о природе универсалий (общих понятий), Позиции оппонентов в этом споре тяготели к двум полюсам – реализму и номинализму.

Согласно реализму общее существует реально. Эта позиция была представлена в 2 вариантах:

1. Умеренный реализм: общее существует в самих вещах (концепция Аристотеля).

2. Крайний реализм: подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (концепция Платона).

Номинализм – это позиция, согласно которой общее существует после вещей и является результатом нашей мыслительной деятельноти.

1. Крайний номинализм: универсалии – это лишь имена, которые выдуманы человеческим умом по его свойству что-либо обобщать, в то время как конкретные вещи существуют реально.

Существуют только индивиды, придумывающие роды и виды, то есть – люди, придумывающие имена, и никаких универсалий.

2. Умеренный индивидуализм (концептуализм): общее – это не просто название или обозначение, а понятие, включающее действительные общие признаки единичных предметов.

Богословие, или теология – систематическое изложение и истолкование какого-

либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и

защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания

Проблема соотношение веры и разума.

Попытки совместить разум и веру имеют две стороны:

1. Вера должна служить основанием разума. Разум без веры слепнет, начинает блуждать в ошибках, и потому независимо от веры он вреден. «Верю и поэтому знаю».

2. Разум может подводить к вере, со своей стороны подтверждать правильность учения. Нельзя верить в то, что непонятно. «Познаю то, во что верю».

В решении вопроса соотношения веры и разума существенными являются две концепции.

Аверроэс – предложил идею двойственной истины. Есть истины религиозные, дарованные Богом, и до них разум не может дойти самостоятельно. Однако он обладает средствами познания, и способен добывать истину.

Предмет веры – Бог, сущность мира, отношения человека и Бога. Предмет разума – творения природы и их устройство.

Теория двойственной истины в развитии приходит к автономии разума, и в итоге последний может мыслить природу как бесконечную реальность, не сотворённую Богом, а имеющую свою первооснову.

Фома Аквинский (13 в.) – предложил теорию гармонии разума и веры:

Разум исследует творения Бога, так что если разум не заблуждается, то он должен подтвержать Творение и приходить в конце концов к Богу. Разум, который не заблуждается, должен подтвержать существоание Бога-творца.

А если и заблуждается, то должен быть откорректирован. Фактически, это означает подчинение науки религии.

Вопрос 2 Природа как объект философского осмысления. Характеристика современной

научной картины мира и её базовые принципы: системность, самоорганизация, глобальный эволюционизм.

В предельно широком, философском смысле, категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как всё сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Рассмотренная в таком значении, категория «природа» соответствует латинскому термину «natura». Отсюда и название философских знаний о природе – натурфилософия. В контексте этого типа знаний природа включает в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа – неживая и живая – является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами человеческой философии – и человеку. Как объект естествознания, природа соответствует греческому термину «physis», Что означает рождённое, а не сотворённое кем-либо. Натурфилософия как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности, зародилась и развивалась в рамках онтологической парадигмы. Её соотношение с естествознанием и место в контексте собственно философского знания исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности (учения «ранних физиков», атомистическая доктрина), представляя собой целостное знание о природе, не дифференцированное на отдельные дисциплины.

________________________________________________________________________________

БИЛЕТ 9



2018-07-06 1262 Обсуждений (0)
Вопрос 1 Средневековая философия: отличительные черты, основные проблемы и значение. Философия и теология. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1 Средневековая философия: отличительные черты, основные проблемы и значение. Философия и теология. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)