Эллинско-римская философия. Основные школы этого периода (кинизм, эпикуреизм,
Стоицизм, скептицизм, неоплатонизм), их представители и основные положения. Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода: 1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). Определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей. 2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы. Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы- римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм. Кинизм. Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 - ок. 360 до н.э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь. Диоген, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека – высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного. Разум для киников был единственной ценностью. Эпикуреизм. Эпикуреизм – учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой. Эпикур (341—270 до н. э.) Основные положения: 1. Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий. (Согласно Демокриту, все создано в результате столкновений и отскакиваний атомов). 2. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий; 3. Мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное, «замыкается» на чувственную жизнь; 4. Боги безразличны к человеческим делам (об этом свидетельствует наличие зла в мире); 5. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям). Стоицизм (IIIв. до н.э. – IIIв. н.э.). Представители: Зенон Китийский, Хрисипп (ранние); Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий (поздние) Огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в т.ч. и человек – это единый огненный организм со своими законами и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Основные положения: 1. Космос – это огненный организм; 2. Человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому; 3. Смысл мира и человека – лектон (смысловое значение слова), значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому; 4. Понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности; 5. Не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать и как бога, и как мировое государство (тем самым получает свое развитие идея пантеизма (природа есть бог) и идея человеческого равенства). Скептицизм – характернейшая черта всей античной философии. Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.) Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Основные положения: 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности; 2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание; 3. Следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой. Неоплатонизм. Основоположник неоплатонизма – Плотин (203 – 269); его последователи: Порфирий, Прокл, Гипатий. Истоком мироздания Плотин считал Единое, в котором пропадают все различия. О Едином невозможно ничего высказать, оно лишено всех качеств и недоступно рациональному постижению. Поэтому познать Единое можно только мистически, в состоянии экстаза. Появление всего остального неоплатонизм представлял в качестве эманации (излияния) Единого в небытие. В результате образуются всё менее совершенные формы бытия: Ум, Душа, Материя. Мистицизм Плотина направлен на преодоление плоти и освобождении духа от власти телесного начала путём мистического экстаза. Стремление к идеальному и презрение к материи доходило у Плотина до того, что он стыдился своего тела и запрещал отмечать свой день рождения. Вопрос 2
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |