Философия нового времени. Рационалистическая традиция. Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке)
Период XVII – XVIII вв. в Западной Европе носит наименование Нового времени. В этот исторический отрезок активно формируется капитализм, идет бурное развитие науки и техники, вырабатывается новое мировоззрение. Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии — потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Следовательно оформились два основных течения западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Рационализм: (разум) представители: Декарт,Спиноза, и т. д. Признают теорию Метод познания – дедукция ( от общего к частному) Начало научного познания идет с логических построений, т.е. аксиомы Декарт - основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени, один из крупнейших математиков и физиков своей эпохи. утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания. Все идеи Декарт подразделил на две группы: — пришедшие из чувств; — врожденные. По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (тела) и духовной, обладающей мышлением и волей. Дуализм Декарта противопоставляет друг другу тело (материю) и дух. Тело представляет собой сложный механизм, способный к движению вследствие механического воздействия на него. Взаимодействие тела и души совершается посредством особого органа — шишковидной железы. Душа с телом соединены Богом, что отличает человека от животных; животные не имеют души и не обладают сознанием. Материальная и духовная субстанции конечны, бесконечна лишь божественная субстанция. Т.е. человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению. Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться. Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию. Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки. Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод. Декарт убежден, что основанием нового метода и новой науки может быть только разум. Конечно, и разум может ошибаться, но это происходит в силу того, что мы не критически относимся к содержанию нашего мышления, не систематичны в самом мышлении. «Я мыслю, следовательно, я существую». У Декарта эта фраза приобретает характер «кредо», то есть такого положения, которое кладется в основу всей философии Декарта. В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует четыре правила своего дедуктивного метода, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»: 1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности); 2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа); 3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза); 4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона. Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции. Изучая проблему бытия, пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: 1) материальные (вещи. Материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение 2) духовные (идеи, т.е. все, что обладает свойством мышления). Аксиология – как теория ценностей в философии. Категория «ценность» и ее смысл. Виды и иерархии ценностей. Проблема вечных ценностей Аксиология - изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Ценность - философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом. Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей. Другими словами, то, что является целью в одном случае, в другом – может выступать средством. Однако в гуманистическом мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье. Ценности – это и то, на что ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе такой деятельности. Предметные ценности: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительная стоимость продуктов труда; социальные благо и зло; содержащиеся в общественных явлениях; культурное наследие прошлого. К субъектным ценностям относятся общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном) Ценность положительная функция тех или иных явлений в системе общественно- исторической деятельности человека. Ценностью является то, что включается в общественный прогресс, служит ему. Ценность – это нелюбая значимость явления, а его положительная значимость. Суждение о роли ценностей в жизни человека впервые высказал И. Кант, философски осмысливая нравственные проблемы личности. При этом он считал, что ценность восходит к трансцендентальному (потустороннему) бытию и фактически не поддается научному исследованию. Ценности по Канту, имея своих носителей (вещи, предметы, явления) становятся желанными в жизни человека фактором. Виды ценностей. Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей. В.И. Кирилловым выделяются такие их группы: 1) по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности: 2) по субъекту – субъективно-личностные ценности (ценности, формирующиеся в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); 3) по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл. У Аристотеля высшая ценность – благо, под которым понимается разумная деятельность души, а все остальные ценности соотносятся с ним. Следует отметить, что и сегодня все, что ценно для человека вообще, называется общим благом, оно безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым человеком. В средние века абсолютной ценностью был Бог, высшими – религиозные ценности. У И. Канта – долг – ценность, которая осознается и воспринимается человеком как обязательная для исполнения. В эвдемонистических и гедонистических системах – счастье; в некоторых теологических системах – совесть. В гуманистической философии абсолютной ценностью объявляется человек, а в качестве высших рассматриваются некоторые нравственные черты и достоинства самой личности. Вечные ценности. Общечеловеческие: свобода, истина, справедливость, любовь и доброта. Семейные: верность, преданность, любовь к детям и близким. Именно на них держится мир. Благодаря которым, человек чувствует себя нравственно удовлетворенным. Проблема заключается в переоценке ценностей, проблема ценностной ориентации. В основном это зависит от воспитания, того, что прививали нам родители, педагоги. Система ценностей, в основном, формируется в детском и подростковом возрасте, т.е. не слишком придирчивом и критически настроенном периоде, под влиянием окружения. Воспитание, прежде всего, должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества. Билет 13
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |