Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия нового времени. Рационалистическая традиция. Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке)



2018-07-06 1611 Обсуждений (0)
Философия нового времени. Рационалистическая традиция. Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке) 0.00 из 5.00 0 оценок




Период XVII – XVIII вв. в Западной Европе носит наименование Нового времени. В этот исторический отрезок активно формируется капитализм, идет бурное развитие науки и техники, вырабатывается новое мировоззрение.

Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии — потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Следовательно оформились два основных течения западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

Рационализм: (разум) представители: Декарт,Спиноза, и т. д. Признают теорию

Метод познания – дедукция ( от общего к частному)

Начало научного познания идет с логических построений, т.е. аксиомы

Декарт - основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени, один из крупнейших математиков и физиков своей эпохи.

утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

Все идеи Декарт подразделил на две группы: — пришедшие из чувств;

— врожденные.

По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания

равноправными двух начал — духа и материи.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (тела) и духовной, обладающей мышлением и волей. Дуализм Декарта противопоставляет друг другу тело (материю) и дух. Тело представляет собой сложный механизм, способный к движению вследствие механического воздействия на него. Взаимодействие тела и души совершается посредством особого органа — шишковидной железы. Душа с телом соединены Богом, что отличает человека от животных; животные не имеют души и не обладают сознанием. Материальная и духовная субстанции конечны, бесконечна лишь божественная субстанция.

Т.е. человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Основной принцип его философии – все подвергнуть сомнению.

Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться. Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию. В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие

виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию.

Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки. Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.

Декарт убежден, что основанием нового метода и новой науки может быть только разум.

Конечно, и разум может ошибаться, но это происходит в силу того, что мы не критически относимся к содержанию нашего мышления, не систематичны в самом мышлении.

«Я мыслю, следовательно, я существую». У Декарта эта фраза приобретает характер «кредо», то есть такого положения, которое кладется в основу всей философии Декарта. В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует четыре правила своего дедуктивного метода, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности);

2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа);

3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);

4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона.

Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и

т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции.

Изучая проблему бытия, пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало

сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций.

Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не

нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

1) материальные (вещи. Материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжение

2) духовные (идеи, т.е. все, что обладает свойством мышления).

Аксиология – как теория ценностей в философии. Категория «ценность» и ее смысл. Виды и иерархии ценностей. Проблема вечных ценностей

Аксиология - изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой

ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными

факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его

центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо.

Ценность - философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности,

возникающей в результате отражения этих явлений субъектом.

Диалектическая аксиология ориентирует на установление градаций в сфере ценностей. Другими словами, то,

что является целью в одном случае, в другом – может выступать средством. Однако в гуманистическом

мировоззрении самыми высокими ценностями являются человек и его счастье. Ценности – это и то, на что

ориентируется субъект в своей познавательной и практической деятельности, и то, что достигается в ходе

такой деятельности.

Предметные ценности: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительная стоимость продуктов труда; социальные благо и зло; содержащиеся в общественных явлениях; культурное наследие прошлого.

К субъектным ценностям относятся общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты,

выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и

безобразном)

Ценность положительная функция тех или иных явлений в системе общественно- исторической деятельности

человека. Ценностью является то, что включается в общественный прогресс, служит ему. Ценность – это

нелюбая значимость явления, а его положительная значимость.

Суждение о роли ценностей в жизни человека впервые высказал И. Кант, философски осмысливая

нравственные проблемы личности. При этом он считал, что ценность восходит к трансцендентальному

(потустороннему) бытию и фактически не поддается научному исследованию. Ценности по Канту, имея своих

носителей (вещи, предметы, явления) становятся желанными в жизни человека фактором.

Виды ценностей.

Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп

ценностей. В.И. Кирилловым выделяются такие их группы:

1) по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности:

2) по субъекту – субъективно-личностные ценности (ценности, формирующиеся в процессе воспитания,

образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные – групповые, национальные,

классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры);

3) по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в

отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее

лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные

ценности – ее смысл.

У Аристотеля высшая ценность – благо, под которым понимается разумная деятельность души, а все

остальные ценности соотносятся с ним. Следует отметить, что и сегодня все, что ценно для человека вообще,

называется общим благом, оно безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым

человеком. В средние века абсолютной ценностью был Бог, высшими – религиозные ценности.

У И. Канта – долг – ценность, которая осознается и воспринимается человеком как обязательная для

исполнения. В эвдемонистических и гедонистических системах – счастье; в некоторых теологических системах

– совесть. В гуманистической философии абсолютной ценностью объявляется человек, а в качестве высших

рассматриваются некоторые нравственные черты и достоинства самой личности.

Вечные ценности. Общечеловеческие: свобода, истина, справедливость, любовь и доброта. Семейные:

верность, преданность, любовь к детям и близким. Именно на них держится мир. Благодаря которым,

человек чувствует себя нравственно удовлетворенным. Проблема заключается в переоценке ценностей,

проблема ценностной ориентации. В основном это зависит от воспитания, того, что прививали нам родители,

педагоги. Система ценностей, в основном, формируется в детском и подростковом возрасте, т.е. не слишком

придирчивом и критически настроенном периоде, под влиянием окружения. Воспитание, прежде всего,

должно ставить своей целью привитие ребенку нравственных ценностей, формирование у него правильной

шкалы ценностей вне зависимости от социокультурных условий развития общества.

Билет 13



2018-07-06 1611 Обсуждений (0)
Философия нового времени. Рационалистическая традиция. Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия нового времени. Рационалистическая традиция. Декарт (дуализм, методическое сомнение, правила метода, учение о природе, Боге и человеке)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)