Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос (наверное БЫТИЕ)



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Вопрос (наверное БЫТИЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Бытие" - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии.

При этом издавна в него вкладывался различный смысл. Вокруг "бытия" и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии.

При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного.

В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего

напряжения духовно-нравственных сил.

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия.

Мир есть, был и будет

Первый аспект проблемы бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего.

Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует?

Бытие мира как выражение его единства

Второй аспект философской проблемы бытия состоит в следующем:

-природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют, различаясь по формам своего существования;

-они, благодаря своему существованию, наличию, образуют целостное единство бесконечного мира.

Иными словами, существование, специфическое наличие, "присутствие" всего, что есть, было и будет в мире – это выражение единства мира, а констатация этого существования – начальный этап анализа проблемы бытия.

Мир как совокупная реальность

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.

2. Философская категория бытия

В чем суть категории бытия в философии?

Философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть в мире.

И фиксируются данные связи и характеристики с помощью категории бытия.

Специфика размышлений о бытии

Разговор о бытии является предельно отвлеченным, абстрактным.

Это нередко считают недостатком, который следует преодолеть.

Но совсем другое дело – восхождение к предельной обобщенности анализа.

Без этого нет философского размышления, в особенности в учении о бытии.

Оно помогает развивать особые способности человеческого ума - умение выявлять и изучать связи, предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом.

3. Основные формы и диалектика бытия

Бытие и сущее

Целостный мир – это всеобщее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их конкретности и целостности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, систем, человеческих индивидов.

Следуя философской традиции, все их можно назвать сущими, а мир в целом – сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими.

Каждое сущее уникально.

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Проблема единства мира и ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм.

Можно ли утверждать, что существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм.

Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия.

Эмпедокл: все многообразие сводится к 4 корням – земля, воздух, вода, огонь.

Лейбниц: все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад.

Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального.

Декарт: две субстанции: мыслящий, но не протяженный дух, и протяженная, но не мыслящая материя, объединенных бесконечной субстанцией – Бога.

Монизм признает основой мира одну субстанцию: духовная (идеалистический) или материальная субстанция (материалистический монизм).

а) Идеалистический монизм духовной субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа.

Мир един, т.к. является результатом этой активности (Сократ, Платон – мир идей, Гегель, Шеллинг).

б) Материалистический монизм: материя – основа всего сущего. Гераклит; Кузанский, Бруно; Спиноза – природа причина самой себя.

________________________________________________________________________________

Билет 12



2018-07-06 459 Обсуждений (0)
Вопрос (наверное БЫТИЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос (наверное БЫТИЕ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)