Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия эпохи просвещения отличительные черты и значение. Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро ( на выбор)



2018-07-06 4116 Обсуждений (0)
Философия эпохи просвещения отличительные черты и значение. Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро ( на выбор) 5.00 из 5.00 3 оценки




Эпоха Просвещения XVIII в. явилась важным поворотным пунктов в развитии человечества. Она явилась историческим и логическим продолжением духовных ценностейэпохи Ренессанса, передовой мысли Европы XVI-XVII столетий.

Следует отметить значительную роль французского Просвещения в развитии естественных и общественных наук. Опираясь на достижения своей эпохи, просветители в свою очередь стимулировали дальнейшее развитие научной мысли, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни имущих и нецивилизованные порядки крепостничества.

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают изтребований человеческого, разума.

Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П.

Бейля (1647-1706).

Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:

- атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители этого направления: Т. Гоббс (1588-1679гг.), Д. Локк (1632-1704гг.), Ф. Вольтер (1694-1778гг.), Ш. Монтескье (1689-1755гг.), Ж. Руссо (1712-1778гг.), Ж. Ламерти (1709-1775гг.), П. Гольбах (1723-1789гг.); Д. Дидро (1713-1784гг.), К. Гельвеций (1715-1771гг.), Ж. Мелье (1664-1729гг.), - утопически-соцалистическое (коммунистическое) направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Представители: Г. Мабли (1909-1785гг.), Э-Г. Морелли, Г. Бабеф (1760 – 1797гг.) Р. Оуэн (1771-1858гг.), А. Сен-Симон (1760-1825гг.).

Характерные особенности философии эпохи Просвещения:

- рационализм как общая вера в разум;

- антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

- антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение XVII в. представлено прежде всего общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.), современников и идеологов преобразований, наступивших вследствие Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства. Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора,согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Он утверждал, что природа человека изначально зла, поскольку движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты. Поэтому без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, «борьбы всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего, таким образом, оно у него становится всесильным. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Джон Локк развил многие социальные идеи Ф.Бэкона, Т.Гоббса, сформулировал ряд собственных теорий, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени. В частности, Д. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополняет теорию идеей существования естественных правчеловека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходим

государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу.

Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей, которая делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Он стал первым, кто выдвинул эти идеи, и в этом его большая заслуга. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение к конституции.

В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Мы отмечали, что расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Франсуа Вольтера (1694-1778гг., настоящее имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

Философские воззрения Ф.Вольтера можно свести к следующим основным положениям: критика религии, особенно католицизма (Ему принадлежит известное высказывание в отношении религии «Раздавите гадину!»). Вместе с тем он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать, ни его наличие, ни его отсутствие. Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (из-за угрозы Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

Развивая гуманистические традиции европейской философии Ф.Вольтер выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства читал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем. Таким образом он выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».



2018-07-06 4116 Обсуждений (0)
Философия эпохи просвещения отличительные черты и значение. Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро ( на выбор) 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Философия эпохи просвещения отличительные черты и значение. Основные проблемы и представители. Вольтер, Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро ( на выбор)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)