Вопрос 28. Ювенальная юстиция. История развития, концепция, практика.
ЮЮ – это правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Международные правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних правонарушителей: · Конвенция о правах ребенка (имеет обязательный характер). Не подписали: США и Сомали. · Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних – Эр-Риядские руководящие принципы · Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних – Пекинские правила · Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы – Гаванские правила В России: • Конституция, • Кодексы (УК, УПК, СК, ГК, ГПК, КоАП). Принципы ЮЮ: · преимущественно охранительная ориентированность, · максимальная индивидуализация судебного процесса · социальная насыщенность процесса, · учет воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. Система ЮЮ. Центральное звено – ювенальный суд – а именно взаимодействие, координация и интеграция деятельности всех служб. Деятельность ювенального суда не должна быть ограничена только лишь судопроизводством и судебным решением. В его функции необходимо включать сопровождение несовершеннолетнего и после вынесения вердикта. Система включает в себя: 1. Судебные структуры (дознание, следствие, суд), 2. Внесудебные органы (уполномоченный по правам ребенка; КДНиЗП; специалисты по социальному и медико-психологическому сопровождению детей и подростков; учреждения пенитенциарной системы для несовершеннолетних и т.п.).. Юю — система взаимодействия специализированного суда и правоохранительных органов с воспитательными и иными профессионально-гуманитарными структурами и общественными объединениями с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Идея: «Ребенок не может быть преступником, он – жертва обстоятельств». Направления: • Профилактика, • Примирительные процедуры, • Реабилитация, • Сопровождение. Субъекты ЮЮ: 1. Ребенок, 2. Семья, 3. Друзья, 4. Знакомые из криминальной субкультуры, 5. Специалисты, 6. Другие. Несовершеннолетние» начало рассматриваться как особое правовое состояние в законодательстве Древнего Рима – Закон XII таблиц. Каролинги – законодательство средневековой Германии: до 14-летнего возраста нельзя было подвергать смертной казни за исключением случаев, когда «злостность умысла восполняла недостаток возраста». В Новое время: юных правонарушителей в католических странах отправляли на воспитание в монастырь. В протестантских – в семьи «благонадежных» людей. Появление первых ювенальных судов: 1895 г. – Южная Австралия 1899 г. – США, Чикаго (ошибочно считается первым ювенальным судом). 1864 г. – первый специально организованный процесс для несовершеннолетнего Законодательство для несовершеннолетних в России: 1897 г. – закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних». Декларировался приоритет воспитательныхмер по отношению к несовершеннолетним. Необходимость выяснения, действовал ли несовершеннолетний «с разумением». Тех, кто действовал «с разумением» могли отправить в тюрьму, но в более 80% случаев несовершеннолетних отправляли в благонадежные семьи или монастырь. Уголовная ответственность была с 10 лет. Þ 1910 г. – введение специализированных судов для несовершеннолетних. Судья имел педагогическое (или медицинское) образование и часто был единоличным. Суд заключался чаще всего в беседе судьи с обвиняемым. Заседание было закрытым, в нем могли принять участие родители несовершеннолетнего. 1918 г. – упразднение дореволюционной системы судопроизводства и введение Комиссий по делам несовершеннолетних. Комиссии состояли из представителей Наркоматов просвещения, социального призрения и здравоохранения. Применялись преимущественно воспитательные меры воздействия. В 20-е гг. несовершеннолетние постарше могли быть отправлены во взрослые тюрьмы. Уголовная политики по отношению к несовершеннолетним в СССР: 1935 г. – постановление СНК (совет народных комиссаров) СССР, ЦИК (центральный исполнительный комитет) СССР от 7 апреля 1935 года №3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Несовершеннолетних, «начиная с 12-летнего возрастауличенных в свершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству» данным нормативным актом предлагалось «привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания». Работа с несовершеннолетними правонарушителями входила в компетенцию НКВД (народный комиссариат внутренних дел). Конец 1950-1960-е годы – либерализация уголовной политики по отношению к несовершеннолетним. Повышен возраст уголовной ответственности до 16 (14) лет. Несовершеннолетие рассматривалось в качестве обстоятельства, смягчающего ответственности. Возможности применения мер воспитательного воздействия. Этот уголовный кодекс действовал до 1996 года. Уголовная политика по отношению к несовершеннолетним в РФ: Действующий уголовный кодекс (1996 г.)– содержит специальную главу №14, реализующую ответственность несовершеннолетних. Предусмотрен широкий спектр мер воспитательного воздействия, не связанных с лишением свободы. Введено специальное положение, в котором дифференцированно рассматривается возрастной фактор при оценке совершенных действий (ч.3 ст.20 УК РФ) 2011 г. Приоритет воспитательных реабилитационных мер по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Специализация судей по делам несовершеннолетних. Судья Воронова. **Модели ювенальной юстиции. Континентальная (романо-германская; страны Евросоюза) с использованием кодифицированных законов и различных нормативных актов. Ориентация на сопровождение, реабилитацию и коррекцию ребенка Рассматриваются все дела несовершеннолетних независимо от тяжести правонарушений. Судопроизводство более длительное по сравнению с англосаксонской моделью.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |