Аномальное личностное развитие подростка-правонарушителя в психологической и клинической парадигмах
Психологическая парадигма 1. Психоаналитическая структура личности. Ключевой термин – мотивация. Мотивы «питаются» в бессознательном и модифицируются, чтобы встроиться в социальные нормы. · подавление потребностей при чрезмерной жестокости Супер-эго – символическое отреагирование в противоправных действиях. Подросток, привязанный к матери, совершая агрессивные действия, символически отреагировал действия, направленные на отчима. Один из вариантов проявления – кумулятивный аффект · выраженная слабость Супер-эго. Не вырабатываются внутренние границы, правила · нарушение взаимодействия компонентов. Причины – нарушение привязанности, которая приводит к недостаточной способности регулировать свое поведение, импульсивности, развитию различных отклонений личности по такому типу: эмоционально неустойчивых, импульсивных, возбудимых Эпигенетическая теория Э.Эриксона. В теории Эриксона развитие личности происходит в результате последовательного разрешения внутренних противоречий, характерных для каждого возрастного этапа в течение жизни. Аномалии личности возникают в результате недостаточного или неадекватного преодоления этих противоречий, чрезмерной фиксации на том или ином полюсе.
Теория морального развития Ж.Пиаже · мораль принуждения – неизменные правила, ориентация на авторитеты, эгоцентричная точна зрения, значение наказания за нарушение правил · мораль кооперации – правила изменяемые, но добровольно принятые и внутренне необходимые, рассмотрение мотивов и намерений при оценке поступков, децентрация Стадии морального развития по Л.Колбергу · предконвенциональный уровень o стадия 1. Ориентация на наказание и послушание (получение удовольствия и избегание санкций) o стадия 2. Инструментально-релятивистская ориентация (обмен выгодами) · конвенциональный уровень o стадия 3. Принятие норм ближайшего окружения (желание быть «хорошим» для близких) o стадия 4. Ориентация на право и порядок в обществе. Неизменность · постконвенциональный уровень. Достигается меньшинством взрослых людей не раньше 16 лет, чаще после 20-летнего возраста o стадия 5. Правовая ориентация на социальный договор. Рациональное понимание закона, допускающее изменение социальных норм Моральное развитие – «процесс реструктурирования модусов принятия ролей», т.е. идентификация с другим человеком, позволяющая понять его чувства и посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Л.Колберг считал, что подростки находятся на 4,5 стадии. К относительности подросток идет через нарушения норм. Подростки начинают сомневаться в правильности норм и ценностей, которые им транслирует социум Þ нарушение норм Чем обусловлено противоправное поведение подростка? Факторы и условия ПП – через внешнюю регуляцию вырабатывается внутренняя регуляция Условия и факторы формирования делинквентного поведения и аномалий личности у подростков. Социальные условия: · теория депривации (Боулби, 1951) · теория «цикла насилия» (Curtis, 1963) – передача насилия из поколения в поколение · теория контроля (Hirschi, 1969) – чрезмерный контроль приводит к девиантному поведению, так как не вырабатываются внутренние механизмы контроля · социально-когнитивная теория (Бандура, 1973) · теория социальной интеракции (Forehandet. al. 1975) · теория аномии (Дюркгейм; Мертон, 1968) Психобиологические факторы: · низкий уровень физиологического возбуждения · пониженная способность к образованию классического условного рефлекса · поиски дополнительной стимуляции · отсутствие страха · дефицит пространственно-манипулятивных способностей · повышение импульсивности, снижение контролирующих функций Клиническая парадигма Около 60% подростков с делинквентным поведением имеют психические расстройства. Чем младше, тем патологичней: 1. Расстройства поведения (не единичный случай, а устойчивый паттерн поведения) · социализированное расстройство поведения – подросток совершает действия в группе сверстника с аналогичными тенденциями · несоциализированное расстройство поведения – совершение действий в одиночку, при этом скорее всего подросток дезадаптирован · расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи – подросток ведет себя нормально везде, кроме семьи: кражи у членов семьи Критика: получается, что у всех заключенных подростков необходимо ставить диагноз «поведенческие расстройства» 2. Дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) от 4 до 20%. Критика: если ставится диагноз, то необходимо лечение. Лечится препаратом Риталин, который принимается всю жизнь и считается легким наркотиком.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |