Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Новый этап в древнерусской книжной культуре 4 страница



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Новый этап в древнерусской книжной культуре 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенно четко противопоставлен язык первой части, где речь идет о нормах поведения русского человека, о вере и царской власти, и третьей части, посвященной описанию бытовой жизни русского человека, ведения хозяйства, устройства дома.

В первой части «Домостроя» (до 22 главы – это треть текста) преобладает книжная, церковнославянская речевая стихия, т.к. начальные главы книги трактуют религиозно-философские, идеологические и моральные проблемы. Нередко здесь приводятся пространные цитаты из библейских книг. Для первой части характерно наличие архаических грамматических форм, сложных синтаксических конструкций.

Первая часть «Домостроя», содержащая поучения религиозно-нравственного характера, трактующие нормы нравственного поведения человека, его религиозные обязанности, вопросы воспитания, насыщена книжно-славянскими элементами в значительно большей степени, чем вторая часть, состоящая из глав, посвященных бытовым и хозяйственным вопросам. Это отличие настолько систематически осуществлено в «Домострое», что возможно предположить наличие для первой части каких-то более ранних источников. Исследовавшая язык этого памятника М.А. Соколова выдвинула хорошо аргументированную гипотезу о механическом соединении в составе памятника двух произведений, составленных разными лицами в разное время, т.к. в одном памятнике уживаются два типа языка, они четко соотнесены по содержанию с соответствующими частями.

Первая часть написана в традиционно-книжном, риторическом стиле, насыщена книжными языковыми фактами. Само содержание вызывает употребление большого количества слов с отвлеченным значением. Высокое содержание влечет за собой высокие словесные средства выражения. Грамматический строй первой части – архаизированный, насыщенный старославянскими грамматическими особенностями. Старославянские фонетические особенности тоже занимают в этой части большое место. Полную противоположность представляет язык остальных глав.

В главах, посвященных вопросам быта, ведению домашнего хозяйства, преобладает русская бытовая лексика; синтаксис отличается близостью к разговорной, частично к народно-поэтической речи. Большая часть памятника (с 22 по 63 гл.) написана живым русским языком, почти без влияния шаблонной старославянской стихии. Язык этих глав прост, но не страдает скудостью лексики. Язык предельно, деловито лаконичен, красив и образен, литературно обработан. Язык «хозяйственных» глав «Домостроя» отличается чрезвычайным изобилием лексики и фразеологии, отражающей самые различные стороны русского быта и домашнего хозяйства. Причем каждый вид работы, каждая вещь, каждое кушанье, каждый напиток, каждое рукоделие называются не общим словом, а четко дифференцированы во всем многообразии всех известных разновидностей.

Здесь широко представлена хозяйственная терминология (# мыло, скатерть, утиральник), названия пищи, напитков, овощей, злаков (# тесто, пироги, репа, грибы), хозяйственных построек, их частей, мебели, предметов домашнего обихода, домашней утвари, посуды (# погреб, житница, ставцы, братины – «чаши для питья», ночьва – «корыто, в котором просеивают муку», решета), тканей, одежды (# летник, опорки, кафтан), предметов, связанных с военным и дорожным делом, названия действий, процессов труда. Эти слова являются общеупотребительными, не характерными для книжной речи. Многие из этих названий и до сих пор сохранились в говорах: # погр‡бица – «помещение над погребом», мост – «пол, настил», житница – «амбар», закрома – «место для ссыпки зерна в амбаре».

Морфологические особенности «Домостроя»:

1) использование лексики с суффиксами оценки: # полотенце, камешком, легонько;

2) окончания «-ой / -ей» у прилагательных мужского рода в имен. пад. ед. ч.: # медовой, ведреной день;

3) глаголы с суффиксами многократности «-ыва- / -ива-»: # купливал, продавывал, бранивался.

Для синтаксического строя этого произведения характерны:

1) безличные предложения с разнообразным выражением сказуемого: # а иному никому тут дела нет; надобе всякому человеку тщеславия бегати;

2) инфинитивные предложения: # с утра перемыти и вытерти и высушити;

3) повтор предлогов и союзов. Особенно часты повторы союзов при однородных членах предложения, что является особенностью разговорной речи;

4) часто используется разговорная конструкция «именительный падеж существительных женского рода на «-а» при инфинитиве»: # како мука сеяти, рубашка делати, рогожка положити;

5) конструкции типа «краткое страдательное причастие среднего рода + существительное в винительном падеже»: # огурцы и лимоны и сливы очищено и перебрано;

6) односоставные предложения разного типа, которых в памятнике очень много;

7) из сложноподчиненных предложений преобладают предложения с придаточными условия и следствия.

Синтаксис «Домостроя» богат, разнообразен, в то же время четок, прост, ясен: в нем нет витиеватых построений, как это было в риторическом стиле.

Разговорность языка второй части сказывается в морфологическом оформлении и даже в орфографии. В написании слов отражаются особенности произношения: # тово, ничево, што, хто, куды.

Стиль «Домостроя» лаконичен, точен, богат пословицами и поговорками («Поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»), оживляется использованием прямой речи.

Разные части «Домостроя» существенно отличаются друг от друга по своему языку. Если хозяйственные главы отчетливо демонстрируют демократизированный тип письменного языка, который вырос на почве приказного, то первая часть, связанная с религиозно-нравственной проблематикой, тяготеет к архаичной и книжной формам литературного языка.

Таким образом, две разнородные стилистические стихии в «Домострое» строго разграничены и обусловлены содержанием. Наличие двух стилистических пластов в пределах одного памятника привело к богатству синонимических групп в нем. Синонимика пополнялась за счет книжно-литературного типа языка и за счет устной речи. Например, для понятия «говорить» употребляются слова глаголати, сказывать, беседовать, переговаривать. Другие стилистические синонимы: # пища – еда, одежа – одеяние, дети – чада – робята.

Таким образом, к концу второго периода началось взаимовлияние книжно-славянского и народно-литературного типов языка. Появляются произведения, в которых начинают смешиваться эти два типа языка. Постепенно утверждается представление о равноправии, равной общественной значимости двух типов литературного языка. Но пока это еще в большей степени потенциальный, чем реальный процесс.

20.«Хождение за три моря» - рассказ о путешествии в Индию тверского купца Афанасия Никитина. В научной литературе до последнего времени путешествие Афанасия Никитина датировано 1466-1472 гг. Изучение источников дает основание ученым датировать путешествие А.Никитина 1471-1474 гг. (Л.С.Семенов).

«Хождение за три моря» - чрезвычайно своеобразный памятник древнерусской литературы. Своеобразие его воспринимается как следствие сознательной стилизации, осуществленной Афанасием Никитиным при написании книги.

Предположение о написании «Хожения» в то короткое время, которое осталось Афанасию Никитину жить после возвращения из путешествия, весьма, сомнительно. Записи его доведены до приезда в Крым на обратном пути. Литературное значение «Хождения за три моря» определяется тем обстоятельством, что оно было совершенно неофициальным памятником, свободным от традиций древнерусской церковной или официальной светской литературы.

На основании «Хожения за три моря» мы можем отчетливо представить себе незаурядную личность русского человека, патриота своей родины, прокладывающего пути в неведомые страны ради «пользы Руския земли». Никакие невзгоды и испытания, выпавшие на долю Афанасия на многотрудном пути, не могли испугать его, сломить его волю. Лишившись в устье Волги своих кораблей, которые были разграблены степными кочевниками, он продолжает путь. Возвращение назад в Тверь не сулило ему ничего, кроме долговой тюрьмы, а вперед манила даль неведомых земель.

Переплыв Каспий, пройдя через Персию и переехав Индийское море, Никитин, наконец, достигает цели. Он в центре Индии: посещает города Чивиль, Джуннар, Бедер, Парват.

Пытливо присматриваясь к нравам и обычаям чужой страны, Афанасий свято хранит в своем сердце образ родины - Русской земли. Чувство родины обостряется на чужбине, и хотя на Руси много непорядков, ему дорога его отчизна.

«Хождение за три моря» не искусственно стилизованное сочинение, а человеческий документ поразительной художественной силы. Написанные для себя записки А.Никитина представляют собой один из наиболее индивидуальных памятников Древней Руси.

Трудно переоценить литературное значение произведения Афанасия Никитина. Его «Хожению» чужда книжная украшенная речь. Просторечная и разговорная лексика русского языка переплетается с арабскими, персидскими и турецкими словами, усвоенными Никитиным во время путешествия. Характерно, что к иноязычной лексике он прибегает и тогда, когда выражает свои сокровенные мысли о Русской земле, о любви к родине и осуждает несправедливость русских вельмож. Примечательно, что в «Хожении» нет никаких тверских областнических тенденций. В сознании Афанасия Тверь, ее «Златоверхий Спас» сливаются с образом Русской земли.

Отличительная особенность стиля «Хожения» - его лаконизм, умение автора подмечать и описывать главное; точность и строгая фактичность. Все это выгодно отличает «Хожение за три моря» от описаний Индии европейскими путешественниками. Научное издание «Хождения» трижды выходило в свет в академической серии «Литературные памятники» (1948, 1958,1986).

21. Среди первых переводов и первых книг, привезенных на Русь из Болгарии, были и византийские хроники. Хрониками, или хронографами, называются произведения историографии, излагающие всемирную историю. Особенно большую роль в развитии оригинального русского летописания и русской хронографии сыграла «Хроника Георгия Амартола». Составитель ее – византийский монах. Амартол по-гречески – грешник; это традиционный самоуничижительный эпитет монаха.

«Хроника Георгия Амартола» начинает повествование от «сотворения мира»; затем излагает библейскую историю вавилонских и персидских царей, рассказывает о римских императорах, начиная от Юлия Цезаря и до Констанция Хлора, а затем об императорах Византии.

Не позднее XI в. на Руси стала известна также «Хроника Иоанны Малалы», жившего в г. Антиохи (в византийской провинции Сирии) в VI в. н.э. В отличие от Георгия Амартола Иоанн Малала писал просто и безыскусно, предназначая свой труд не ученым монахам, а широким массам читателей, стремился к занимательности изложения. «Хроника Иоанны Малалы» состоит из 18 книг. В четырех из них (первой, второй, четвертой и пятой) излагались античные мифы и история Троянской войны. Далее в «Хронике» повествуется о восточных царях, излагается история Рима и, наконец, история Византии вплоть до времени царствования императора Юстиниана (VI в.).

«Хроника Иоанны Малалы» представляла ценность для древнерусских историографов и книжников прежде всего тем, что она значительно дополняла «Хронику Георгия Амартола»: у Малалы содержались подробные и занимательные рассказы о персидских царях, подробнее излагалась история Ромула, Рема и первых римских царей, история правления некоторых византийских императоров.

Своеобразной средневековой «естественнонаучной» энциклопедией были «Шестоднев» и «Физиолог». Сообщая сведения о растительном мире и животном царстве, эти произведения включали много баснословного, фантастического и вместе с тем поэтического.

Так, например, «Физиолог» сообщал о чудесной птице феникс, превосходящей своей красотой павлина и всех пернатых. Она носит на своей главе венец и «сапогы на ногу, якоже царь». Живет эта прекраснейшая птица в Индии близ Солнечного града. В течение пятисот лет лежит она на кедрах ливанских без всякой пищи. Тогда звонит в колокол иерей Солнечного града, и при его звоне слетает феникс на землю и входит к священнику в церковь, садится на ступени

алтаря и превращается в пепел. Наутро же священник, придя в церковь, находит там вновь возродившуюся из пепла птицу. Описывает «Физиолог» и фантастического зверя единорога, который подобен «козляти» и очень кроток, но охотник не может приблизиться к нему, потому

 


Скрыть объявление


 

что единорог очень силен, имея один рог посередине головы. А вот птица «сирин» «до чресл» образ человеческий, а хвост гусиный. Своим «благоглаголанием и благословесием возжигает сердца беззлобных».

«Физиолог» не ограничивается простым описанием животных, он дает символическое толкование их свойств. Так, феникс — это образ праведника, свидетельство воскресения Христа.

Описываемые свойства животных «Физиолог» объясняет как определенные состояния человеческой души.

Образ единомужней горлицы — идеал супружеской верности и любви: потеряв любимого или любимую, горлица удаляется в пустынное место, где на сухом древе оплакивает невозвратимую утрату.

Трухлявое дерево, которое долбит дятел, устраивая внутри себе гнездо,— символ душевной слабости человека, этой слабостью и пользуется дьявол, который овладевает душой и там возгнездится.

С устройством мироздания древнерусских людей знакомила «Христианская топография» Космы Индикоплова (плавателя в Индию). Сочинение этого монаха, в прошлом александрийского купца, совершившего путешествие на Восток (VI в. н. э.), было известно на Руси в XI—XII вв. Косма считает, что только «божественное писание» дает истинное представление об устройстве Вселенной. Центр Вселенной — земля. Это прямоугольная плоскость, длина которой вдвое больше ширины, ибо такой формы был устроен Моисеем престол в святая святых,— этот престол и являл собой образ земли. Земля утверждена на своем основании, и она неподвижна. Плоскость земли со всех сторон омывается океаном. За его пределами находится еще земля, где был рай. Край этой земли поднимается высокой стеной, которая, закругляясь, образует видимое небо, или небесную твердь. Здесь укреплены небесные светила, которыми управляют особые ангелы, следящие за сменой дня и ночи, собирающие в трубы воду морскую и низводящие ее на землю дождем. Видимое небо, или твердь небесная, скрывает за собой невидимые небеса, где на седьмом небе пребывает сам Господь Бог.

К концу XII в. был переведен сборник афоризмов, собранных из книг «священного писания», творений «отцов церкви», книг античных философов. Поскольку эти изречения собирались с большим старанием, как пчела собирает нектар, и таким нектаром была извлеченная из книг мудрость, то и сборник этот получил название «Пчелы». Основная цель его была дидактическая: в афористической форме дать нормы христианско-феодальной этики. Русскими книжниками «Пчела» использовалась в качестве источника афоризмов, которыми они подкрепляли свои мысли. В то же время они дополняли «Пчелу» новыми афоризмами, взятыми из произведений древнерусской литературы, а также их «мирских притч», т. е. народных пословиц.

22. Политика России на юге предполагала установление и развитие связей с народами и государственными образованиями региона. Во взаимоотношениях с кавказскими владетелями царское правительство с самого начала занимало достаточно сдержанную позицию. Для правителей региона, находившихся между "двух огней" в лице Турции и Персии, уже тогда характерна была практика решать вопросы посредством использования внешней военной силы, и эта роль предназначалась России. Показательно в этом плане установление особых дипломатических отношений с монархом наиболее крупного и ведущего грузинского царства - Кахетии (в российских документах того времени - Иверская земля) - Александром II, подписавшим прошение о переходе своего царства в полное подданство московского царя. Причем инициатива подданства России исходила от самого царя Александра, пытавшегося использовать Московское царство для освобождения Кахетии от персидского гнета и недопущения ее аннексии Османской империей. На Кавказ была направлена военная экспедиция под командованием воеводы А.Хворостина. Но она потерпела поражение от горцев Северного Кавказа. Было очевидно, что Московское государство в конце XVI века еще не могло оказывать вооруженный протекторат таким отдаленным государственным образованиям, как Кахетия. Тем не менее, данной военно-политической акцией Россия обозначила свою позицию и интересы на Кавказе, а в полном титуле царя Федора Иоанновича уже значился титул "государя земли терской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкесских и горских князей".

Борис Годунов, несмотря на сложную внутриполитическую обстановку в стране, продолжил политику, направленную на развитие отношений и оказание помощи отдельным грузинским государствам, в том числе и Кахетии. В 1604 году им была вновь направлена военная экспедиция во главе с воеводами И.М.Бутурлиным и В.Т.Плещеевым. Отряду, возглавляемому И.М.Бутур-линым, пришлось в Дагестане столкнуться уже непосредственно с турецкими войсками, и он был полностью уничтожен. Дальнейшие события в Кахетии (убийство царя Александра, переориентация захватившего престол его сына Константина на Персию) временно ослабили российско-кавказские политические отношения.

В целом отличительной чертой российско-кавказских политических отношений в данный период являлась их фрагментарность и эпизодичность, а также то, что они, как правило, строились не под эгидой государства, а на региональном или приграничном уровне.

 


Курсы по охране труда от 1900 руб.Профессиональная переподготовка по охрана труда и безопасности производства. Здесь!Профессиональная переподготовка по охрана труда и безопасности производства. Здесь!mna-dpo.ruПерейтиЯндекс.ДиректСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Скрыть объявление


 

Основной акцент во внешнеполитической деятельности России на кавказском направлении делался на противодействие военно-политической экспансии Турции, посредством установления и развития торгово-экономических и военно-политических отношений с народами и государственными образованиями региона, а также установления военно-политического "союза" с Персией, для которой господство в регионе Османской империи было столь же опасно, что и для России.

Цели Турции, например, заключались в установлении своего протектората над всем Закавказьем и Дагестаном; находящихся в вассальной зависимости Персии, а также перехода под ее контроль транзита шелка и других товаров из Персии и Индии в Европу. К России выдвигались требования восстановить Астраханское ханство и не вмешиваться в кавказские дела. Поэтому российско-персидский альянс был взаимовыгоден.

Таким образом, основные цели экспансии Российского государства на Кавказ в XYI-XYII вв. определялись его потребностью обеспечения военной безопасности, что представляло собой задачу стратегического характера. Эта цель реализовывалась посредством установления дипломатических и иных контактов с рядом кавказских государственных образований и развития торгово-экономического союза с Персией с тем, чтобы уравновесить военно-политического мощь Османской империи в регионе.

Все вышеперечисленные акции русского правительства на Кавказе знаменовали собой лишь поиск подходов к решению основного вопроса - ее полноценному утверждению в регионе. В силу же отсутствия достаточных сил и средств, собственной уязвимости на данном направлении они носили не последовательный и эпизодический характер.

 

Б.) Как можно охарактеризовать состояние северокавказских и предкавказских социумов в период установления ими отношений с Москвой?

Вскоре после смерти Тимура его держава распалась. Но Золотая Орда уже не смогла оправиться от нанесенного ей поражения. В начале XV в. она разделилась на Казанское, Ногайское и Крымское ханст­ва, а на Северо-восточном Кавказе образовалось несколько мелких мусульманских государственных образований. Их развитие шло крайне разнообразно и неравномерно. Если одни из них слабели и распадались на части, то другие все более расширялись и крепли.

К XV в. постепенно в Дагестане восстанавливает силы Табасаран, раз­делившийся на северное майсумство и южный казият. В Нагорном Даге­стане появляются новые крепкие мусульманские государства — Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Казикумухское шамхальство, Дербент­ский эмират. Первое охватывало земли современной Аварии, Кайтаг и Казикумух поделили ме­жду собой не только горы, но и плоскость Центрального и Северного Даге­стана.

Наиболее сильным госу­дарством стало Казикумухское шамхальство, заставлявшее остальные владения платить себе дань. Правившие в Казикумухе, Кайтаге и Аварии наследные князья возводили свои роды к потомкам пророка Мухаммеда, пришедшим на Кавказ с легендарным арабским полководцем Абу-Муслимом, хотя арабские генеалогии этих владык в большинстве своем не от­ражены в раннесредневековых источниках, а сами титулы — уцмий, нуцал, майсум, кроме шамхала, — появились только в послемонгольское время.

Во внутренних районах Нагорного Дагестана и Чечни началось усиле­ние сельской общины или джамаата. К XV-XVI вв. тут появилось несколько десятков союзов сельских общин. В литературе такие союзы обычно называют «вольными обществами».

Не все из них были самостоятельны. Большинство дагестанских вольных обществ зависело от казикумухских шамхалов, другие — от кайтагских уцмиев или аварских нуцалов. Они выплачивали им ежегодный поземельный налог и выставляли ополчение из всех взрослых мужчин в войско своих сюзеренов на случай войны. Укрепление общины и некоторая стабилиза­ция политической обстановки происходили на фоне подъема экономики региона. В эту эпоху восстанавливается волго-каспийская торговля. Растут старые и появляются десятки новых селений в горах и на плоскости.

Начиная с XIV-XV вв., более развитые северокавказские общества дели­лись на ряд сословий. Основное население региона было представлено сословием узденей. Как и на Северо-Западном Кавказе, в Дагестане, Чеч­не и Ингушетии этим тюркским словом называли не только горских дво­рян, но и свободных общинников. Они делились на богатых, средних и бедных; родовую знать и менее родовитых; коренных и пришлых и т. д. Все уздени участвовали в народном собрании общины, служили в ополчении своих джамаатов.

В районах, зависевших от шамхалов, нуцалов или более мелких князей (беков), предводителями ополчений выступали ханы. По­следние стояли на самом верху сословной иерархии. Беки и потомки от браков беков с узденями, носившие имя чанков, считались ниже их по положению. В период наибольшего могущества Казикумухского шамхальства беки и чанки из Казикумуха проникли в ряд высокогорных джамаа­тов. Только в Северо-Западном Дагестане, Чечне и Ингушетии так и не сложилось ханско-бекского сословия.

В положении крепостных пребывали райяты, прикрепленные к землям, находившимся в частной собственности (мульк) или пожалованным на ус­ловии несения военной службы бекам и служилым узденям. На плоскости на землях ханов находились целые райятские поселения. Так, в при­морском Дагестане весь тюркский народ терекеме считался райатами кумыкских беков. В горах Чечни и Северного Дагестана райатов было не­много. Низшую ступень сословной иерархии занимали рабы (лаги, кули, караваши). Они принадлежали отдельным кланам (тухумам, тейпам). Ис­точниками формирования лагского сословия были военные походы и ра­боторговля на невольничьих рынках. В высокогорной части региона рабов было немного. Зато в центральной, предгорной Аварии, в Лакии, у даргин­цев и кумыков лагское сословие занимало видное место и играло большую роль в хозяйственной жизни общины. Описанное выше социально-политическое устройство региона с незначительными изменениями про­существовало до присоединения региона к России.

В XVI-XVII вв. на Северо-Западном Кавказе происходит складывание более крупных этнических объединений и их консолидация в народности. Сосредоточение власти происходит в руках знати: у адыгов — князья (пши), уорки, у абазин — ахи и агмиста, в Осетии — бадиляты и алдары, в Карачае — бии, чанки и сырма-уздени трех разрядов. Более мелкие владетели находились в вассальной зависимости от них.

В XVII в. в Кабарде, в ходе междоусобной борьбы сильные владетели подчиняли себе сельские общины, вводя для них обязательную повинность - ясак. Часть сельских обществ нагорной зоны не имела зимних пастбищ и зависела от владельцев соседних пастбищ. Основная часть сельского населения при этом оставалась лично свободной. Наиболее эксплуатируемыми были лич­но зависимые крестьяне, оказавшиеся на положении крепостных. Рабство имело патриархально-домашний характер. Сохранялись родственные ор­ганизации и патриархально-родовые порядки.

Во время войны и угрозы нападения извне по горским адатам все мужское население было обязано участвовать в защите владетельных тер­риторий, уклонявшиеся наказывались крупным штрафом или изгонялись. Низовой административной единицей были общины, некоторые из кото­рых объединялись в военно-политические союзы.

В осетинских обществах административная власть находилась в руках феодалов-бадилят, господство­вал территориальный принцип расселения при усилении политических прав сильных семей, когда определенные тухумы получали исключительное право на должности старшин. В мирских сходах — органах самоуправления — участ­вовало все мужское население. Осетины и карачаево-балкарцы были разде­лены на мелкие политические объединения, которые постоянно дробились на более мелкие и управлялись княжескими сословиями, а также их вассалами из числа узденей.

Нормы поведения в обществе, внутренняя жизнь определя­лись обычным правом с большим влиянием норм родового строя (присяга, кровная месть). Низовая общественная ячейка в гор­ских обществах (сельская община — джамаат, вотчина, крупное селение-кабак) имела свои обычаи и органы управления.

В начале XVI в. во главе Кабарды находился старший князь, избирае­мый по очереди из княжеских семей. Борьба за получение данного досто­инства приводила к кровопролитным столкновениям. Во 2-й половине ве­ка (в 1580-е гг.) при старшем князе Темрюке Ильдаровиче была предпринята неудачная попытка объединения, но даже общека­бардинский съезд не смог решить этот вопрос. В итоге к XVII в. произошло разделение Кабарды на Большую и Малую, которые в дальнейшем были мало связаны.

В Большой Кабарде было пять княжеских уделов, в Малой — два. Каж­дое удельное княжество состояло из нескольких десятков деревень. Главой удела автоматически становился старший по возрасту из князей, в управленческий аппарат входили казначей, дворецкий, сборщики податей, лич­ные телохранители — «ближние уздени» и др. Высшая исполнительная власть в Большой Кабарде принадлежала Верховному князю, избираемо­му на собрании представителей уделов из удельных князей, а законода­тельная - Совету удельных князей (Хаса).

Низовой административной еди­ницей была деревня, владелец которой выполнял административно-полицейские функции. В частых междоусобных войнах знать прибегала к помощи со стороны Крымского ханства.

На территории западных адыгов наиболее сильные позиции имело Жанеевское княжество Кансуковых в нижнем течении Кубани, а также объе­динение хатухайцев. Ближайшую к Кабарде гористую территорию занима­ли бесленеевцы. В XVII в. их оттеснил улус Малого Ногая. В горах прожива­ли «вольные черкесы» — общества натухайцев, шапсугов, абадзехов и др., объединявшиеся в сельские общины. Абазины были разделены на две группы — таланта и шкаруа, которые также делились на более мелкие и назывались по имени фамильных владетельных князей («аха»). В середине XVII в. верховным правителем «Абазинской земли» считалась феодаль­ная семья во главе с «большим братом» — цекой-мурзой. Они были зави­симы от кабардинских князей. К середине века кабардинские феодалы контролировали значительную часть северокавказской территории.

К концу XVII в. между левобережьем Кубани и Главным Кавказским хребтом до р. Сунжа на востоке проживали адыги и кабардинцы. Соседями западных адыгов и кабардинцев были абазины, проживавшие по рекам Большой и Малый Зеленчук, Баксан, Малка, Кума, в прибрежных и горных районах Причерноморья, а также убыхи. На северных склонах централь­ной части Главного Кавказского хребта в ущельях проживали карачаевцы и балкарцы, в горной части [Центрального Кавказа — осетины. Границы расселения были неустойчивы.

 

В.) Как проходило соперничество Турции и Ирана за Кавказ?

В XVI-XVII вв. Северо-Восточный Кавказ стал предметом борьбы между Османской империей и Ираном, оспаривавших господство в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Эпоха иранских завоеваний в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе связана с деятельностью иранских шахов из династии Сефевидов. Их главной опорой были воинственные тюркские кочевники Закавказья, принадлежавшие к военно-религиозному братству сефевийя, созданному предком Сефевидов шиитским шейхом Сефи-ад-дином Исхаком Ардебили. Походы на Северный Кавказ проходили под ло­зунгом распространения шиизма.

В свою очередь, турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под пред­логом обращения в ислам еще не ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и Северо-Западного Дагестана, а также борьбы с шиитской «ересью». Они использовали войска крымских ханов из династии Гиреев.



2018-07-06 461 Обсуждений (0)
Новый этап в древнерусской книжной культуре 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Новый этап в древнерусской книжной культуре 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (461)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)