Психологические особенности студенческого возраста
К студенческому возрасту принято относить временной промежуток от 18 до 25 лет, хотя в статусе студента может находиться человек, выходящий за пределы данного интервала. Поэтому период студенчества описывается как совокупность возрастных и социальных характеристик, связанных не только с возрастными особенностями данного, но и спецификой деятельности и выполняемой личностью роли[3]. В качестве отдельного возрастного периода, время студенчества было выделено относительно недавно. Начиная с Л.С. Выготского [2], в отечественной психологии была принята традиция относитьюношеский возраст к начальному периоду взрослости, к тому переходному этапу, когда детство уже закончилось и началось формирование зрелой личности. Сам же студенческий возраст выделен в качестве отдельного периода лишь с 1960-х годов. Это связано с психофизиологическими исследованиями ленинградской школы под руководством Б.Г. Ананьева. Студенчество соотносится с поздней юностью и ранней взрослостью. Оно представляет собой начальный этап взрослости, поскольку это «переходная фаза от созревания к зрелости» [42, с. 52]. И.А. Зимняя рассматривает студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования»[21, с. 53]. Она выделяет в ней ряд отличительных характеристик: достаточно гармоничное развитие социальной и интеллектуальной зрелости, высокая познавательная мотивация, высокий образовательный уровень иочень высокая социальная активность. Студенческий возраст отмечается интенсивным общепсихологическим развитием: активной социализацией, достижением зрелости в интеллектуальном и личностном плане, усложнении структуры высших психических функций. С точки зрения биологического возраста, студенчество соотносится с периодом юности, который является переходным от детства к взрослости. В зарубежной литературе,исходя из этого, студенчество связывается с взрослением. Юность уже в давние времена связывалась с периодом подготовки к взрослой жизни, однако в зависимости от исторической эпохи, это приобретало различное социальное значение. Научное определение юности появилось, в историческом смысле, совсем недавно. Философы и ученые прежних эпох, как правило, нечетко представляли себе ее возрастные границы и психологические особенности, предпочитая размытые определения [1]. Возрастные границы всегда сдвигались со временем, поскольку менялись социальные условия, но содержание возрастного периода изменялось слабо. Юность всегда рассматривалась с точки зрения завершения физического созревания, а также как период начального взросления и достижения зрелости в социальном плане. Юность, как правило, в различных культурах носила и носит характеристики не хронологические, а статусные. Юный – не столько человек определенного возраста, сколько человек особого положения в обществе. Через анализ различных обществ выявляется определенная взаимообусловленность возраста и социального статуса: по достижении определенного хронологического возраста человек принимает на себя соответствующую социальную роль; в то же время, сам этот возраст определяет, какие роли он может принимать. Специфика юности, по К.А. Абульхановой-Славской, в том, что она начинает череду возрастов, для которых не прослеживается четкой взаимообусловленности возраста и социального положения. Статус перестает быть возрастным и становится личностным [2]. В период юности происходит активное становление профессионального самоопределения, развитие самосознания, субъект вступает в стадию взрослости. Происходит формирование профессиональных интересов, познавательная активность становится целенаправленной, временная перспектива сильно расширяется, жизненный путь становится более определенным, появляются трудовая мотивация и стремление к общественно полезной деятельности [21]. Как отмечает А.В. Толстых, молодость характеризуется максимальной работоспособностью, способностью к переносу физических и психических нагрузок наибольшей интенсивности, а также к усвоению самых сложных интеллектуальных навыков. Период отмечается максимальной легкостью в усвоении психологических и физических качеств, необходимых для успешного осуществления деятельности в выбранной профессиональной сфере [60]. Как отмечает М.Б. Алиева[3], можно выделить три сферы для характеристики студенчества: 1) Психологическая, а именно – психологические свойства.Способности, обусловленные работой ряда высших психических функций, оказываются на оптимальном уровне развития: переключаемость внимания, оперативная память, решение вербально-логических задач. 2) Социальная, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе – студенчеству. 3) Биологическая, или психофизиологическая, обусловленная характеристиками психомоторики, анализаторов и высшей нервной деятельности. Отмечается оптимум скорости реакции на сигналы различного типа – простые, словесные и комбинированные. Скорость образования новых связей, а также их перестройки также находится на оптимальном уровне. Формирование моторных навыков, даже сложных, происходит максимально быстро и не встречает значительного сопротивления. Это обуславливает достижение в период студенчества максимальных результатов во всех областях: физической, личностной и социальной, что подкрепляется формированием необходимых предпосылок. Среди личностных характеристик студента можно отметить интенсивное формирование эстетического и нравственного самосознания, установление и закрепление основных черт характера, а также, что является ключевым для данного возраста, – усвоение всего спектра ролей взрослости: гражданских, правовых, профессиональных и т.д.В этом возрасте появляется такое явление как «экономическая активность», что означает включенность в производственную деятельность, появление трудового стажа, а также образование семьи. В период студенчества с одной стороны, перестраивается вся мотивационно-ценностная сфера личности, происходит оформление основной части характера с другой – интенсивно развиваются интеллект и отдельные познавательные способности, адаптируясь к соответствующей учебно-профессиональной деятельности. Актуализируются все ресурсы длявсе расширяющихся достижений в спорте, науке и технике, творчестве[37]. Достижения оптимума физического и психического развития сопровождается и рядом ограничений, которые могут проявиться в связи со спецификой самосознания в период студенчества. В связи с интенсивным получением положительного подкрепления от множества достижений и расширяющихся возможностей, которые ранее были недоступны, временная перспектива студента оказывается подвержена «иллюзиям вечности». В сознании возникает идея, что такое состояние с постоянно усложняющимися и повышающимися навыками будет длиться постоянно и можно не спешить. Отсюда происходят нереализованные возможности вследствие недостаточных усилий для их актуализации [21]. По временным рамкам обучение вузе соответствует второму периоду юности или первому периоду зрелости, что связано с особенно сложным протеканием формирование личности. Нравственное развитие в этом возрасте характеризуется интенсивной актуализацией сознательной мотивации. Это определяет формирование и усиление черт, не актуальных на предыдущем этапе развития: самостоятельности, инициативности, решительности, умении владеть собой, целеустремленности, настойчивости. Развивается интенсивно моральное сознание, актуализируется осмысление проблем, связанных с долгом, верностью, жизненной целью т.п. В то же время, данные возрастной психологии и возрастной физиологии говорят о том, что сознательная регуляция поведения еще не в полной мере сформирована к 17-19 годам. Иногда наблюдается недостаточное планирование собственных действий, импульсивность и непродуманность поведения, а мотивы далеко не всегда социально приемлемы и отражают незрелость личностной сферы[34]. Для периода юности характерно активное рефлексирование собственной личности. Субъект сравнивает «Я-реальное» и «Я-идеальным», при этом первое недостаточно проанализировано самой личностью, а «Я-идеальное» создано некритично, имеет свойства изменчивости и ситуативности. Значительная противоречивость процесса рефлексирования зачастую приводит студента к неуверенности в себе и непостоянству и внешней алогичности поведения [2]. Исследования студенчества под руководством В.Т. Лисовского предполагали его изучение как особой социальной группы[60]. Студенчество является группой молодых людей, объединенных определенным видом деятельности – специальным профессиональным обучением, единой системой мотивов и целей, возрастом (от 18 до 25 лет), одного уровня образования. Принадлежность к группе всегда временная и ограничена фиксированным промежутком (обычно 5 лет). Среди характерных особенностей группы выделяется специфика трудовой деятельности, ключевым свойством которой является усвоение и оперирование системой новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельный поиск знаний. Другая особенность – принадлежность к многочисленной группе – молодежи – в которой студенчество выступает как наиболее многочисленная, передовая и социально активная часть. Студенчество как социальная группа характеризуется частично самостоятельным участием в производственной деятельности, специфической организацией быта и труда, особой формой социального поведения и характеристиками ценностных ориентаций. Отличительными особенностями студенчества являются социальный престиж, более интенсивное взаимодействие с самыми различными социальными группами, актуализация смысложизненных ориентаций, прогрессивность мышления и деятельности, интерес к новым идеям [60]. В отношении студентов так называемых «творческих» специальностей можно говорить о качественной специфике их личностных характеристик. В частности, в исследовании О.Е. Костюченковой[32] на основе анализа множества консультативных бесед со студентами творческих и нетворческих специальностей выявили сходство сфер, в которых у обеих групп возникают психологические трудности, но различия в глубинных причинах этих трудностей. Для «творческих» студентов характерно наличие эгоцентрической позиции, которая выражается в демонстративности, эгоистичности, стремлении к первенству, превосходству, и вместе с тем, закрытость для окружающих, наличие защитно-оборонительной позиции. Это обусловливается как спецификой творческой направленности личности, так и особенностями выбора профессии со стороны личности с эгоцентрической позицией. Таким образом, период студенчества характеризуется рядом психологических особенностей, которые обусловлены как возрастной спецификой, так и основной деятельностью – получением профессионального образования, а также особым социально-экономическим статусом. Студенчество большинством исследователей рассматривается как первый период взрослости, который отмечается постепенным вступлением во взрослую жизнь, взятием на себя всей полноты ответственности, утверждением самостоятельности, первым опытом профессиональной деятельности. Это период оптимального развития всех систем организма, интенсивного развития познавательных процессов, а также период наивысших достижений в спорте и ряде других сфер деятельности. Это время социальной активности, свободы взглядов и установления глубоких межличностных связей. Для студентов творческих специальностей помимо этого характерна эгоцентрическая позиция в творчестве, учебно-профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а также определенная доля эксцентричности и демонстративности. 1.2.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1969)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |