Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самоанализ логопедического занятия



2018-07-06 2836 Обсуждений (0)
Самоанализ логопедического занятия 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Тема занятия: Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь).

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Ззакреплять знания о звуках З-С.

2.Дифференцировать парные согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

3.Соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие и совершенствовать навыки письменной речи.

2. Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать самоконтроль и умение работать в парах и коллективно.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

3. Воспитывать любовь к животным и к родному краю.

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Для активизации познавательной деятельности детей занятие проводила в форме игры «Д.А.» .

Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала- активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации(показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод-беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод- использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учениюс целью психологической настройки, побуждения к учению.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. (Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

· улучшить восприятие информации;

· развивать визуальное восприятие;

· улучшить память, внимание;

· усилить мотивацию к образовательному процессу.)

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

· здоровьеразвивающая;

· информационно-коммуникативная технология;

· личностно-ориентированного подхода;

· элементы проблемно-диалогической технологии;

· технология сотрудничества;

· технология объяснительно-иллюстративного обучения;

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, письмо глазами, тактильные ощущени.

К ожидаемым результатам можно отнести:

· повышение активности учащихся на уроках в классе;

· улучшение результатов обучения;

· использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует формированию навыков дифференциации звуков и букв з-с. На занятии прослеживается межпредметная связь с предметами: русский язык, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности.

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

Далее учащиеся закрепляли дифференциацию звуков через выработку четкой зрительно-моторной координации:

· способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;

· способ «Письмо глазами»- закрепление образа через зрительную гимнастику;

· способ «Письмо на спине»- закрепление образа через тактильные ощущения

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Игра с мячом», «Колокольчики» которая внесла эмоциональный заряд на занятие и совершенствовала общую моторику.

Этап дифференциации букв з-с в словах был проведён через игру «Помоги животным» на компьюторе.....На этапе самостоятельной работы «записать названия животных» учащиеся показалихороший уровень усвоения правильного написания слов с буквами з-с.

Дифференциация букв з-с в предложении проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

 

Индивидуальные планы с работы с учащимися младших классов, имеющими нарушения устной и письменной речи

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.
Развитие фонематической стороны речи -выделить определенный звук из ряда других звуков; -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове; - повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками; - самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком; - называть ряд слов, содержащих определенный звук. - воспроизводить заданные ритмические рисунки; - сочетать отстукивания ритма и проговаривания; - производить элементарный звуковой анализ и синтез.
Восполнение пробелов в формировании связной речи - называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - заучивать наизусть рифмованные фразы. - читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; - отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

 

 

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР

 

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: - установление последовательности событий; - совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР

 

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи     Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: - установление последовательности событий; - совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

 

 

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

 

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика.Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); • присоединение голоса(.д - д - д.);. • выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”). Специальные упражнения для звука [Л]: - вызывание межзубного [Л]: • “Улыбка”; • прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); • так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса - постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: • “Качели” (для губного [Л]); • “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ыыыы”. - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений     Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: • открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 2) Звук в слове: • в начале; • в середине; • в конце; • в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. 2) Формирование фонематического анализа З) Развитие семантической деятельности 4) Развитие фонематических представлений 5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков. 1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом “Доскажи словечко” 3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]

 

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.   Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука     Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Знакомство с артикуляцией звука. Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц 1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”); • с присоединением голоса(“д -д – д”); • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”). Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р. Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
  1. Узнавание звука на фоне слога, слова.     2. Формирование фонематического анализа. 3. Развитие синтетической деятельности.   4. Развитие фонематических представлений.   5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. Составить из названных звуков слог, слово. Дать полный ЗБА слова.   1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

 

Анализ результатов индивидуальной работы с детьми 2 класса зачисленных на логопедический пункт(Артем П. и Вика М.)

 

Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществлялась на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Основная цель фронтальных занятий – первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях, развитие устной и письменной речи.

Основная цель индивидуальных занятий – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Планирование работы осуществлялось по программам: «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», Г.А.Каше, Т.Б.Филичева; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В.Нищева: «Учим говорить правильно», Т.А.Ткаченко.

Занятия проводились на основании предварительно проведенной диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на период практики. Для детей с общим недоразвитием речи были составлены индивидуальные планы коррекционной работы. У детей, имеющих ФФНР, ФНР, наблюдались нарушения в произношении звуков. При устранении нарушений звукопроизношения к детям был применен индивидуальный подход. Лексический материал при изучении звуков был насыщен, и доступен детям с учетом их речевых возможностей.

При обследовании двух детей 2 класса Артема П. и Вики М. были выявлены ФНР, ФФНР, ОНР. Дети имеют нарушения в звукопроизношении и несформированность фонематических процессов. Это проявляется заменами букв, нарушениями слоговой структуры и звуконаполняемости слов, а также нарушениями употребления лексико-грамматических категорий и ошибками в построении предложений.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи по преодолению нарушений в устной речи детей:

- Коррекция произношения;

- Развитие фонематического слуха;

- Подготовка к обучению грамоте;

- Развитие навыков анализа звукового состава слова;

- Обогащение лексического запаса;

- Овладение синтаксическими конструкциями;

- Развитие связной речи.

Логопедическая работа с детьми начиналась с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывалось внимание к звуковой стороне речи: - умение вслушиваться в речь; - различать и воспроизводить отдельные элементы речи; - удерживать в памяти воспринятый на слух материал; - слушать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки.

По мере овладения новыми звуками дети на занятиях постепенно знакомились с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Второклассники с ОНР, имеют нарушения в произношении звуков, которые сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Характеризуя словарный запас этих детей, следует отметить не только ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые редко используются в обиходе. Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, т.к. дети не полностью осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, частым заменам, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения. Отставание в развитии языковых средств (произношения, словаря, грамматического строя), не может, естественно, не оказать определенного влияния на формирование более сложных видов речевой деятельности.

Основными направлениями коррекционной работы с этими детьми были:

1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводилась не только на слух, но и закреплялась зрительно с использованием схем.

2. Формирование фонематического восприятия проводилось с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществлялась работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Проводилась на материале правильно произносимых детьми звуков.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. На протяжении всех занятий расширялся, уточнялся и закреплялся словарный запас детей. Большая работа проводилась по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являлась работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, серии сюжетных картин и работа над деформированным предложением и текстами.

В результате проведения фронтальных и индивидуальных занятий у детей повысился уровень развития устной и письменной речи.

 

 

НАЗОВИ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ. СКОЛЬКО ЗВУКОВ В ЕЕ НАЗВАНИИ?



2018-07-06 2836 Обсуждений (0)
Самоанализ логопедического занятия 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Самоанализ логопедического занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2836)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)