Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Яковец Ю.В. Формирование новой парадигмы обществознания: российские научные школы. Научный доклад. М.: МИСК, 2019.



2019-05-22 370 Обсуждений (0)
Яковец Ю.В. Формирование новой парадигмы обществознания: российские научные школы. Научный доклад. М.: МИСК, 2019. 0.00 из 5.00 0 оценок




В докладе председателя Отделения исследования циклов и прогнозирования и члена президиума РАЕН, президента Международного института Питирима Сорокина-Николая Кондратьева и Ассоциации «Прогнозы и циклы» профессора Ю.В. Яковца излагаются основные положения теории динамики научного знания и периодических взрывов научного творчества, результатом которых является смена научных парадигм. Раскрывается проблема современного кризиса науки, направления его преодоления на основе смены научных парадигм, очерчены контуры новой парадигмы, отвечающей реалиям XXI века. Описывается процесс формирования новой парадигмы обществоведения трудами нескольких поколений российских ученых. Показана роль российских научно-образовательных школ, в формировании новой парадигмы обществоведения. Определены задачи по ее распространению в информационных каналах и в образовании, а также возможности международного сотрудничества в этой области.

 

© Яковец Ю.В., 2019

© Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, 2019         Оглавление

Введение 4

1. Теория эволюции научного знания и взрывов научного творчества 8

1.1. Физиологические основы научного творчества 8

1.2. Этапы эволюции научного знания 9

1.3. Теория динамики научного знания и смены научных парадигм.. 10

2. Кризис науки и научная революция XXI в. 20

2.1. Факторы и последствия современного кризиса науки 20

2.2. Развертывание новой научной революции 21

2.3. Структура новой научной парадигмы 22

3. Этапы и перспективы развития российского обществознания 25

3.1. Волны динамики российского обществознания 25

3.2. Формирование новой парадигмы обществознания 27

3.3. Проблема научных открытий 30

Заключение 32

Литература 36

Приложение 1. Нобелевские премии и новый взрыв научного творчества 38

 



Введение

Иногда говорят: вначале было Слово, за ним последовало Дело. Это неверно. Вначале была Мысль, которая выражалась через Слово, воплощалось в Дело. Слово без Мысли – пустышка, сотрясение воздуха, эмоциональная реакция. А Мысль – это продукт деятельности Разума, с помощью которого человек познает Истину – понимает сущности вещей, явлений, процессов в природе и обществе или в отдельных их частях.

Путь к Науке был долгим – длиной в сотни тысяч лет, прежде чем наметился путь Истины (Открытий) и способов их применения в практической деятельности (Изобретений), что позволило большим массам людей (которые объединялись в Государства и Цивилизации) осуществлять разнообразную деятельность по трансформации окружающего мира. Это случилось примерно в конце четвертого – начале третьего тысячелетия до н.э. в узкой полосе к северу от экватора. Тогда и были заложены основы прикладных наук, позволявших людям успешно вести земледелие (включая поддержку ирригационных систем), скотоводство, сооружать пирамиды, храмы, дворцы до сих пор восхищающие людей своей красотой и мощью. Без Науки – в прикладном ее значении – это было бы невозможно. И без знания основ математики и астрономии. Это и была, вероятно, первая Научная Революция, ознаменовавшая рождение системы прикладных наук.

Но движение Мысли к познанию Истины невозможно остановить. Прошло пару тысячелетий – и в Древней Греции, в городах-полисах, произошла в VI-III вв. до н.э. новая научная революция: родилась Абстрактная Наука – система Истин, проникающая вглубь явлений и процессов, - вершины движения Разума к познанию Истины. В дошедших до нас трудах Платона, Аристотеля изложены основы Знания, которое и сейчас лежит в фундаменте современной науки.

Подлинная Истина не умирает, она бессмертна – пока бессмертно Человечество. Но она не завершилась и не закостенела, она живет, пополняется, организуется, модифицируется – вместе с движением Жизни и Разума.

Процесс Познания, накопления Истины постепенен. Но он не является линейным и однозначным. Должно накопиться множество фактов и наблюдений, догадок и гипотез, прежде чем родится новое Знание. Поворот в системе знаний – научные революции или (по В.И. Вернадскому), Взрывы научного творчества – происходят раз в несколько столетий, в периоды исторических разломов, радикальных перемен в жизни общества. Меняется жизнь – меняется и Наука. Происходит обновление действующей или рождение новой картины мира – Научной Парадигмы. Обновляется система Знаний, новая Парадигма становится руководством к действию, помогает людям адаптироваться к меняющемуся миру.

Мысль не приходит из Космоса или от Бога. Она рождается в головах людей. Но не всех и не многих – а у гениальных и талантливых ученых, которые способны рождать принципиально новые Идеи (Мысли). Но они обычно расходятся с общепринятыми представлениями, не воспринимаются и отвергаются, а иногда проходят годы или десятилетия, прежде чем новые доказанные научные Идеи (их называют Научными Открытиями) будут признаны и найдут практическое применение. А когда Идеи овладевают Массами – они, согласно справедливому утверждению Карла Маркса, становятся Материальной Силой. Они реализуются в новых системах машин и технологий, в технологических и социальных революциях, в изменениях образа жизни и деятельности людей. Творцов новой парадигмы – единицы, но именно они становятся предтечами крупных перемен в жизни общества.

Но где же рождаются новые Истины, закладывается новая парадигма, где эпицентры научной революции? Для каждой научной революции или новой парадигмы всегда можно указать определенный, географически привязанный к стране и связанный с конкретными именами Эпицентр. Он не остается неподвижным и периодически меняется, перемещается из страны в страну. И он не обязательно связан с уровнем развития науки. Конечно, нужна необходимая критическая масса научного знания, воплощенная в умах научных талантов. Но нужны и критические состояния, которые побуждают научную мысль к поиску новых Истин и способов их практического применения. Кризис становится импульсом, взрывателем для научной революции. Для разных отраслей знаний эпицентры рождений научной парадигмы могут быть разными; и когда в одной стране кипят страсти научного поиска – в другой царит самодовольство давно утвердившейся парадигмы.

Таковы некоторые исходные положения, которые необходимы для понимания научного подхода (изложенные в ряде монографий) [1-4], к рождению новой парадигмы обществознания в современной России и роли в этом процессе общественного сектора научно-неформального, не введенного в прокрустово ложе государственного управления и финансирования науки.

Актуальность этой проблемы объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, с конца прошлого века преобладающая ныне индустриальная научная парадигма (особенно в области общественных наук) находится в состоянии глубокого кризиса, завершения ее жизненного цикла. Но одновременно происходит процесс становления новой парадигмы, краеугольные камни которой заложены, обогнавшими свое время российскими учеными еще в первой половине XX века, а фундаментальные основы и каркас здания сооружаются с конца XX века. В становлении и распространении этой парадигмы и состоит содержание научной революции первой половины XXI века.

Во-вторых, если в предыдущей научной революции, два-три столетия назад, лидирующее место принадлежало естественным и техническим наукам (что объясняется техногенным характером индустриальной мировой цивилизации и чувственного социокультурного строя), то в новой парадигме лидерами являются науки о природе, человеке и обществе и его взаимодействии с природой (экология). И это не случайно, а вытекает из гуманистически-ноосферной сущности интегральной цивилизации.

В-третьих, если прошлая научная парадигма зарождалась и устанавливала свое господство в Западной Европе, в эпицентре промышленной революции, – то новая парадигма зарождается и утверждается в России и на Востоке, куда перемещается центр творческой активности, как и предсказал Питирим Сорокин более полувека назад. А в области общественных наук такой эпицентр находится в России. И это не случайно. Краеугольные камни и основы новой парадигмы обществознания закладываются здесь более века трудами нескольких поколений российских ученых – 1900-х, 1930-х, 1960-х, 1990-х годов. И сейчас пришло время утверждения этой парадигмы в ее современном виде как результат активной деятельности ряда сложившихся в течение последней четверти века научных школ.

В-четвертых, еще раз подтверждается положение Томаса Куна, что новая парадигма рождается вне фундаментальной науки. Ее первоисточниками становятся не узко специализированные и поддерживаемые государством академические институты, а междисциплинарные академии и институты общественного сектора науки, ведущие междисциплинарные исследования и свободные в выборе тематики развития знания.

Как раз в исходной точке и в разгар российского цивилизационного кризиса, в начале 1990-х годов возникло научное течение неформальной, независимой научной мысли, общественный сектор науки, прежде всего обществознания. В 1990 г. были созданы Ассоциация «Прогнозы и циклы» (30.03.1990 г.), Центр общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт экономических стратегий, Российская академия естественных наук, Технологическая и Инженерная академии. Без государственной поддержки, вопреки бедствиям кризиса, они оживили и подняли научную мысль, доказав свою жизнеспособность. На базе Ассоциации «Прогнозы и циклы» в 1992 году были созданы Международный фонд Н.Д. Кондратьева, в 1996 году – Отделение исследований циклов и прогнозирования РАЕН, в 1999 году – Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева. Восприняв наследие своих великих предшественников XX века, они развили его и сформировали ряд ведущих в мире научных школ – русского циклизма, цивилизационную, интегрального макропрогнозирования, стратегической динамики. С ними кооперировались родственные междисциплинарные научные школы – инновационная, ноосферная, социодемографическая, глобального моделирования, устойчивого развития, философии хозяйства. Вместе они образовали мощный поток социально-экономической мысли, осуществляющий формирование новой парадигмы обществознания. И в этом мощном движении лидируют российские научные школы, находящие своих единомышленников в других странах и закладывающие основы научной революции XXI века в области наук об обществе.

Целью настоящего доклада является осмысление теоретических основ, содержания, этапов зарождения и перспектив развития этого взрыва научного творчества в современной многострадальной России – явления непонятного и неприемлемого для адептов уходящей индустриальной парадигмы и ее современного неолиберального крыла. Мне это делать тем более сподручно, что я с самого начала (если датировать точнее – с 1984 года, с публикации монографии «Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование»), являюсь непосредственным участником и одним из лидеров этого, набирающего силу и влияния движения. Основные идеи и постулаты новой парадигмы обсуждались на 33 междисциплинарных дискуссиях (начиная с 1988 г.), 10 международных Кондратьевских конференциях (с 1992 г.), 9 цивилизационных форумах (с 2008 г.), на множестве международных научных конференциях и представлены на конференциях РИО+10 и РИО+20, в штаб-квартире ООН и ЮНЕСКО. Новые идеи нашли выражение в десятках монографий, серии учебников для Открытого университета диалога цивилизаций.

Но нужно честно признать, что пока новая парадигма не получила широкого признания и распространения. Сейчас пришло время прорвать информационную блокаду, выйти на широкие просторы общественной мысли и профессионального образования, в том числе с помощью современных информационных технологий. Это центральная задача на ближайшее десятилетие. Этому будет способствовать процесс смены поколений, а также обострение цивилизационного кризиса. Кризис осуществляет селекцию жизнеспособных идей и их закладку: «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат».

 



2019-05-22 370 Обсуждений (0)
Яковец Ю.В. Формирование новой парадигмы обществознания: российские научные школы. Научный доклад. М.: МИСК, 2019. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Яковец Ю.В. Формирование новой парадигмы обществознания: российские научные школы. Научный доклад. М.: МИСК, 2019.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)