Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Владимир Вернадский: теория эволюции науки



2019-05-22 250 Обсуждений (0)
Владимир Вернадский: теория эволюции науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория эволюции науки наиболее четко представлена в докладе одного из крупнейших ученых XX века Владимира Вернадского на заседании Комиссии по истории знаний АН СССР 14 ноября 1926 г. - докладе компактном, предельно насыщенном новыми идеями и незаслуженно забытом. Остановимся вкратце на основных идеях В. И. Вернадского по этой проблеме.

1. «Ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения.... Она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления"[1]. Периоды высокой инновационности науки, появления множества ярких идей, формирования новых теорий сменяются более длительными периодами ее эволюционного совершенствования, отделки деталей, накопления новых фактов, когда преобладают улучшающие научные инновации, а со временем, когда теория в основном устарела и перестала отвечать действительности, то и псевдоинновации. Характер инноваций, их структура меняются на разных фазах научного цикла. Новые идеи и теории радикального характера (эпохальные и базисные инновации) первоначально встречают сопротивление сторонников преобладающих теорий; лишь со временем те научные инновации, которые сумели преодолеть это сопротивление и доказать свою истинность, принимаются научным сообществом, включаются в состав преобладающей парадигмы или в фундамент новой.

2. «Взрывы научного творчества, повторяющиеся через столетия, указывают... на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу»[2].

Здесь речь идет о научных революциях при смене вековых циклов, когда идет девятый вал базисных научных инноваций, меняющий картину мира, формирующий новую общенаучную т множество частных парадигм. Такие взрывы научного творчества наблюдались в Древней Греции в VI - IV вв. до н.э., в эпоху ренессанса в Западной Европе в XV - XVII вв., во второй половине XIX - начале XX в. В начале XXI в. развертывается очередная научная революция, которая изменит картину мира, приведет к утверждению постиндустриальной научной парадигмы, радикальному инновационному обновлению ныне преобладающей системы научных взглядов. Основы этой парадигмы были заложены еще в первой половине XX в. - в теории циклов и кризисов М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, учении о ноосфере В.И. Вернадского, теории социокультурной динамики и интегрализма Питирима Сорокина, общей теории динамики систем А.А. Богданова и др. Но лишь сейчас пришло время построения на основе этого фундамента целостной системы научных знаний, отвечающих условиям развития общества в XXI в., создаются социальные условия для реализации этого кластера базисных научных инноваций, формирующих ядро эпохальной научной инновации XXI в.

3. В результате научной революции, взрыва научного творчества меняется структура научного знания, состав лидирующих его отраслей и научных школ. «Все ярче выдвигается общность законностей для разных проявлений знания -исторических и биологических наук. Исторический процесс сознается как единый для всего Homo sapiens, и в связи с этим, с одной стороны, укореняется связь исторических знаний со знаниями биологическими, а с другой - в строе исторических знаний идет перелом, небывалый по силе и по последствиям в их прошлом бытии»[3]. Если для индустриальной эпохи было характерно лидерство естественных и технических наук, ориентированных на познание и покорение природы, то в постиндустриальной цивилизации на первый план выходят науки о человеке, обществе, живой природе, о поддержании равновесия природы и общества на основе их рациональной коэволюции. Это предполагает перестройку структуры научных сил и перераспределение ресурсов, выделяемых на развитие науки.

 4. Рассматривая общую тенденцию развития научного знания на основе периодически возникающих волн научных инноваций, В.И. Вернадский сформировал учение о ноосфере, о решающей роли науки в развитии общества. «Мы подходим к новой эре в жизни человечества и в нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли» перехода с помощью научного направляемого разума человека биосферы в ноосферу[4].

Становление ноосферы - важнейшая составная часть трансформации технократического индустриального общества в гуманистически-ноосферное постиндустриальное, эпохальная инновация, равнозначная «осевому времени» по Карлу Ясперсу, качественно меняющая роль науки в обществе и ее ответственность за судьбу человечества и биосферы Земли.



2019-05-22 250 Обсуждений (0)
Владимир Вернадский: теория эволюции науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Владимир Вернадский: теория эволюции науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)