Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Волны динамики российского обществознания



2019-05-22 230 Обсуждений (0)
Волны динамики российского обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эпицентры научного прогресса периодически перемещаются по планете. Каждая страна занимает свое место в этом процессе и свою траекторию волнообразной динамики научного знания.

Если проследить развитие обществознания в России за сто с лишним лет, вклад российских ученых и научных школ в зарождение и формирование новой научной парадигмы, время которой пришло в XXI веке, то можно четко выделить несколько циклов с повышательными и понижательными волнами научного творчества ученых разных поколений.

В первые два десятилетия XX века Россия находилась в условиях взрыва научного творчества, была мировым лидерам по многим направлениям естественных и общественных наук, переживала повышательную волну большого научного цикла. В области обществознания расцветали, соперничали между собой или дополняли друг друга десятки научных школ, возглавляемые лидерами поколения 1900-х, а затем их учениками – лидерами поколения 1930-х. Бурно развивались как либеральные, так и марксистские течения научной мысли. Широким влиянием пользовались эсеры, представлявшие интересы большинства населения России – крестьян. В правящей элите пользовалось влиянием реакционные течения.

Среди закладывающих в этот период краеугольные камни новой парадигмы научных сил в области обществознания стоит отметить следующие.   

Основы учения о ноосфере и теории динамики научного знания заложил В.И. Вернадский (правда, большая часть его научных трудов стала известной и вошла в научный мир лишь с конца 1980-х годов, с публикацией основных его трудов). Общая теория систем, их цикличной динамики и кризисов создана А.А. Богдановым и изложена в его знаменитой «Тектологии», которая, к сожалению, до сих пор мало известна даже узкому кругу ученых. Теорию циклов и кризисов развили и обогатили М.И. Туган-Барановский, его ученик Н.Д. Кондратьев.

Основателями и лидерами российской макросоциологии были М.М. Ковалевский и его ученик Питирим Сорокин, который впоследствии стал основателем учения о социокультурном строе, социальной и культурной динамике, основателем интегрализма, который, по моему мнению, идет на смену либерализму и марксизму, интегрируя и развивая лучшие их достижения.

Крупный вклад в развитие философии, формирование нового взгляда на развитие общества внесли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков («философия хозяйства») А.А. Богданов.

Особенно много крупных ученых трудилось на ниве экономики, формируя новые научные школы. Здесь следует отметить Д.И. Менделеева, С.Н. Булгакова, В.И. Ленина, П.Б. Струве; среди следующего поколения – А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Г. Струмилина, В.А. Базарова, Н.И. Бухарина.

Немалый вклад в новое осмысление истории внесли А.С. Лаппо-Данилевский, Е.В. Тарле, В.О. Ключевский.

Среди крупных ученых в области теории государства и права следует выделить Л.И. Петражицкого, П.И. Стучку, Питирима Сорокина.

Это был «золотой век» российской науки и обществознания. Нигде в мире не было такой концентрации гениев и талантов науки в самых разных областях знаний, дополняющих и обогащающих друг друга В.И. Вернадский с полным основанием говорил о взрыве научного творчества в России того периода (и не только в России).

Однако в 1930-1940-е годы возобладала понижательная волна большого научного цикла как в мире, так и в России. Это было время мирового кризиса 1929-1933 гг., последовавшей за ним великой депрессии и милитаризации, в период самой кровопролитной в истории человечества второй мировой войны. В СССР был установлен жестокий тоталитарный контроль, не допускавший свободного научного поиска в области общественных наук. Многие ученые были репрессированы.

 В стране утвердился догматический марксизм-ленинизм, евангелием которого стал «Краткий курс истории ВКПб». В этом духе воспитывали новое поколение. Научная мысль превращалась в трудах ряда ученых, но она находилась под жестоким надзором и контролем. Научные открытия в области общественных наук не допускались, потому что все было открыто классиками марксизма-ленинизма, оставалось лишь их изучать и толковать их труды. Естественно, что в стране обществоведение этого периода ушло на периферию мировой науки. Но его продолжали развивать яркие таланты русского зарубежья – Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, основатели евразийской школы … Савинов, Трубецкой и многие другие.

Однако огонь научной мысли невозможно затушить. Примерно с середины 1950-х годов начался новый большой цикл российского обществоведения. Его инициировала хрущевская оттепель и не особенно затронул брежневский застой. В 1960-1980-е годы и особенно в 1990-е годы, несмотря на тиски цивилизационного кризиса (а может быть благодаря им) поднималась новая повышательная волна большого цикла российского обществознания. Ее формировали ученые поколения 1930-х совместно с учеными поколения 1960-х («шестидесятники»). Фаза зарождения новых научных школ приходится на 1960-1970 гг., фаза становления новой парадигмы началась примерно с середины 1980-х годов, фаза распространения и практического применения – с середины 2000-х.

Новая парадигма вызвала сопротивление как со стороны консервативных кругов, придерживающихся марксистского течения, так и со стороны быстро ставшего модным неолиберального течения, импортированного с Запада. К тому же наука все более лишалась государственной поддержки. Вслед за отраслевой наукой была разгромлена или оттеснена на задний план академическая наука, а университетская практически лишена государственной поддержки.

И, тем не менее, наблюдаются признаки нового взрыва научного творчества в области общественных наук. Россия становится лидером формирования новой парадигмы обществознания, отвечающей реалиям XXI века.



2019-05-22 230 Обсуждений (0)
Волны динамики российского обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Волны динамики российского обществознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)