Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Томас Кун о научной парадигме



2019-05-22 453 Обсуждений (0)
Томас Кун о научной парадигме 0.00 из 5.00 0 оценок




Полное исследование сущности и роли научных парадигм, механизма их смены дал Томас Кун в монографии «Структура научной революции», опубликованной в 1969 г. «Под научной парадигмой, - писал он, - я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения»[5]. Преобладающая парадигма - сознательно или подсознательно служит исходной базой и для принятия практических стратегических решений в той или иной сфере общественной жизни.

Томас Кун показал, что научные парадигмы периодически меняются, когда изменяются условия жизнедеятельности общества и осуществляются прорывы в новые этажи здания науки.

Томас Кун показывает, что смена парадигм происходит тогда, когда накапливается масса фактов и головоломок, которые невозможно решить с помощью преобладающей парадигмы, причем возникает новая парадигма обычно вне нормальной (преобладающей) науки. Ее делают либо молодые ученые, либо ученые смежных специальностей, не признающих сложившейся при преобладающей парадигме системы правил, ограничений и запретов.

Следует различать общенаучные парадигмы, признаваемые всем мировым сообществом независимо от отрасли научного знания, цивилизации, страны, вида деятельности; специализированные парадигмы, являющиеся теоретической базой той или иной отрасли знания и взаимосвязанных групп наук (например, парадигма общественных наук), и локальные парадигмы, отражающие специфику восприятия истины той или иной общностью людей (локальной цивилизацией, нацией, этносом и т. д.). Все эти три вида формируют единую пирамиду научных пирамид (или дерево пирамид), отражающую ветвистость древа познания и могут меняться в разное время и с различной глубиной.

Современная школа русского циклизма сконцентрировала внимание на циклично-генетических закономерностях развития научного знания.

Научные циклы, кризисы и революции

Время преобладания той или иной общенаучной парадигмы определяет содержание научного цикла, или цикла развития науки. Смена парадигм сопровождается кризисом научного знания, выход из которого развертывается на основе взрыва научного творчества, волны эпохальных и базисных научных инноваций, волны научных открытий. Остановимся подробнее на этих процессах и явлениях.

Научные циклы.

Смена общенаучных парадигм является содержанием научной революции, началом нового долгосрочного научного цикла. Какие стадии (фазы) проходит научный цикл в своём развитии?

Каждый научный цикл включает следующих шесть фаз.

Зарождение - проявление научных открытий в рамках кризисной фазы предыдущего научного цикла, в ответ на новые вызовы эпохи, обусловленные противоречиями заката мировой цивилизации цикла или переходом его от одной фазы к другой. Эти открытия пока разобщены, делаются отдельными учеными разных специальностей и не получают широкого признания ни в научном сообществе, ни в обществе.

Следующая фаза - научная революция - объединение прошедших проверку крупных научных открытий в кластер, являющийся ядром новой картины мира и указывающий путь к новому цивилизационному циклу, всему задыхающемуся в тисках кризиса обществу.

Диффузия - фаза распространения достижений научной революции, признания и включения в научные труды и учебники новой парадигмы, ее материализации в новых поколениях техники и технологических укладах, в улучшенном экономическом, социальном и политическом строе, в системе образования, в новых художественных стилях и т.п. Меняется мир - меняются и картина мира, и ее восприятие, и использование людьми и их сообществами.

Фаза преобладания - период, когда новая парадигма является общепризнанной, общеупотребляемой; ее применение приносит гарантированный успех в разных видах деятельности; ею заполнены учебники и средства массовой информации; ее знание или неприятие считается невежеством.

Фаза кризиса. Однако приходит время, когда, с одной стороны, общество меняется, возникают принципиально новые проблемы и головоломки, которые невозможно уложить в прокрустово ложе преобладающей парадигмы. С другой стороны, наука не стоит на месте, появляются новые гипотезы, теории, открытия, более эффективные решения вновь возникших проблем и головоломок. Возникает кризис науки, поскольку она на время ослабляет свою креативную силу и прогностическую способность. Этот кризис разрешается на основе очередной научной революции, признания и распространения следующей научной парадигмы, кластера эпохальных и базисных научных инноваций.

Реликтовое состояние. Однако радикальные перемены в общественном сознании в сфере познания происходят небыстро. Уходящая со сцены научная парадигма прочно сидит в головах у старшего поколения, и пока она сохраняется, продолжает свой жизненный цикл - хотя и в реликтовом состоянии - уходящая парадигма. Поэтому в общественном сознании одновременно сосуществуют преобладающая и базисная между собой три парадигмы: уходящая, находящаяся в кризисном или реликтовом состоянии; приходящая, находящаяся в фазах зарождения, либо инновационного освоения (ядро научной революции).

Речь выше шла о структуре сверхдолгосрочного, цивилизационного научного цикла, который в современную эпоху охватывает два-три столетия. Но он включает в себя несколько долгосрочных, примерно полувековых циклов, тесно связанных с Кондратьевскими циклами и сопровождающихся переменами в научной парадигме, хотя и не столь глубоких, как при цивилизационых циклах.

Кризисы науки.

Кризисы в динамике науки столь же закономерны, полезны и предсказуемы, как и кризисные фазы в других видах циклов.

В чем находят выражение кризисы в науке?

Во-первых, в уменьшении числа крупных научных открытий и изобретений, формирующихся на базе устаревшей научной парадигмы. Ученые и изобретатели уже не в силах воспринимать новое видение стремительно меняющегося мира и крупных изобретений. Падает научная активность и результативность исчерпавших свой потенциал научных школ и их лидеров.

Во-вторых, падает престиж науки, сокращается приток молодежи, происходит старение научных кадров. Снижается продуктивность преобладающих научных школ, приверженных уходящей парадигме.

В-третьих, происходит перестройка структуры научного потенциала. Государство и корпорации уменьшают ассигнование на научные исследования и разработки в условиях нисходящей волны Кондратьевского цикла, это негативно сказывается на отраслевой и заводской науке, сокращаются вложения в фундаментальные исследования, выполняемые академической и вузовской наукой.

Проявление кризиса в науке длительное время и проявляется неодинаково в разных странах и цивилизациях.



2019-05-22 453 Обсуждений (0)
Томас Кун о научной парадигме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Томас Кун о научной парадигме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)