Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взрывы научного творчества.



2019-05-22 302 Обсуждений (0)
Взрывы научного творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Инновации преодолевают депрессию». Таково главное правило выхода из кризиса, сформулированное немецким экономистом Герхардом Меншем в опубликованной в 1975 г., в разгар мирового экономического кризиса 70-х годов, монографии «Технологический пат. Инновации преодолевают депрессию»[6]. Г. Менш классифицировал инновации на базисные, улучшающие и псевдоинновации и показал, что на следующей за кризисом фазе депрессии складываются предпосылки для освоения волны базисных инноваций, реализующих научные открытия и крупные изобретения, а в фазе оживления они становятся основой для еще более высокой волны улучшающих инноваций, служащих основой для ускорения темпов экономического роста и повышения эффективности производства, увеличения нормы и массы прибыли. Однако к концу фазы подъема потенциал инновационного прорыва истощается, все более широко применяются псевдоинновации для улучшения отслуживших свой срок поколений техники и технологии.

В своей книге «Эпохальные инновации XXI века» я вслед за нобелевским лауреатом Саймоном Кузнецом дополнил эту классификацию понятием эпохальных инноваций, лежащих в основе смены технологических и экономических способов производства, и ввел понятие антиинноваций -нововведений, вектор которых направлен не вперед, а назад, в устремлении вернуться к пройденным этапам технологического, экономического и общественного развития (яркий пример - неолиберальные рыночные реформы 90-х годов в России и других странах, инициированные и поддержанные Международным валютным фондом).

Сформулированное выше правило выхода из кризиса на основе приведенная классификация инноваций в полной мере относятся и к такой сложной творческой деятельности, как наука. Выход из кризисной фазы сверхдолгосрочных (цивилизационных) и долгосрочных (Кондратьевских) циклов и здесь лежит на магистральном пути освоения и распространения эпохальных научных инноваций (научной революции и становления новой парадигмы) и базисных инноваций, составляющих структуру научной революции парадигм отдельных наук, локальных парадигм, волны научных открытий и крупных изобретений, которые становятся исходной базой и источником эпохальных и базисных технологических, экономических, экологических, политических и иных нововведений. Затем в это поле прорыва устремляется масса энергичных исследователей, которые дополняют, уточняют и реализуют эпохальные и базисные научные инновации в высокой волне теорий, научных открытий, смелых конструкторских разработок.

Именно на этой волне происходит инновационно-технологический прорыв - сперва в авангардных странах и цивилизациях, а затем и в следующих за ними. Периферийные, отставшие страны при этом могут надолго оставаться в аутсайдерах, подвергаясь эксплуатации со стороны ушедших вперед и закрепивших за собой монопольное положение в науке, технике и экономике.

Уникальные исследования в развитии науки – открытий и изобретений – выполнил Питирим Сорокин вместе с привлеченной им группой экспертов. Исследования охватывают период около пяти с половиной тысяч лет применительно к западноевропейской цивилизации и включают естественнонаучные открытия и технические изобретения (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика естественнонаучных открытий и технических изобретений в западном мире*

Если в период раннеантичной мировой цивилизации (3500-801 гг.) открытия и изобретения были редкостью и встречались далеко не каждое столетие (5 открытий 17 изобретений за 27 столетий), то в античную эпоху (800 г. до н.э. – 500 г. н.э. – 13 столетий) их качество увеличилось в 15,8 раз; особенно открытий 241 открытие и 107 изобретений; это результат научной революции в Древней Греции, когда количество открытий возросло до 34 в V в. до н.э. 46 в IV в. (это время Платона и Аристотеля) и 33 в III веке до н.э.; при этом рост числа изобретений был значительно меньше (5,12 и 17 соответственно).

В период заката римской цивилизации научная активность падает, число открытий снизилось до 5 в III в. н.э., 9 в IV в. и 2 в V в.; изобретений было 4 во II в., 3 в III, 8 в IV, 2 в V в.

Следующие 7 столетий (средневековая цивилизация) характеризуются регрессом науки, низким уровнем научной и творческой активности. В IX и X вв. открытий вообще не было, количество изобретений повысилось от 1 (VIII в.) и 2 (VII в.) до 5; всего за 700 лет 50 открытий и изобретений – в 4 раза меньше чем в античную эпоху. Это были действительно «темные века».

С XIII века, с ростом числа городов, торговли, ремесел наблюдалась значительная активизация научной деятельности. Число открытий выросло до 39 в XIII в., 31 в XIV в. и 45 в XV в., изобретений – до 9, 25 и 49 соответственно.

Подлинный скачок начался в эпоху Ренессанса, раннеиндустриальной цивилизации, развитием мануфактурного производства. Фернан Бродель назвал это первой промышленной революцией. Количество открытий увеличились до 245 в XVI в., 492 в XVII в. и 1044 в XVIII в., изобретений соответственно 121, 119 и 519. Джон Бернал определил этот период как Великую научную революцию.

Промышленная революция дала новый толчок развитию науки и особенно изобретательской деятельности. Количество научных открытий в XIX веке выросло до 3937 и изобретений до 3977. Это отвечало характеру техногенной индустриальной цивилизации, чувственному социокультурному строю.

Исследование Питирима Сорокина подтверждает вывод о цикличных колебаниях динамики научного знания, тесно связанных с цивилизационными циклами.

 



2019-05-22 302 Обсуждений (0)
Взрывы научного творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взрывы научного творчества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)