Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование новой парадигмы обществознания



2019-05-22 272 Обсуждений (0)
Формирование новой парадигмы обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Это нашло выражение в формировании ряда научных школ. Назову лишь несколько из этих школ международного характера.

Школа русского циклизма [5; 18], опирающаяся на наследие Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, С. Кузнеца, М.И. Туган-Барановского, А.А. Богданова. Обосновала интегральную теорию циклов, кризисов и инноваций в процессе трансформации общества. Классифицирована система циклов и кризисов в динамике общества – от сезонных, краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных (Кондратьевских), сверхдолгосрочных (цивилизационных) и тысячелетних (исторических суперциклов в динамике глобальной цивилизации). Разработана методология прогнозирования кризисов, раскрыты закономерности и пути выхода из них. Открыт закон поляризации и социально-политического партнерства в кризисных ситуациях [13;14;15].

Цивилизационная школа опирается на наследие А. Метлинского, Н.Я. Данилевского, Питирима Сорокина, Арнольда Тойнби, Фернана Броделя и стала лидирующей в мире. Сформулировано многомерное видение цивилизации (локальных, мировых и глобальной), выявлены циклично-генетические закономерности их динамики, введено понятие генотипа цивилизаций. Предложенная новая классификация истории цивилизаций и смены поколений локальных цивилизаций. Раскрыто содержание современного цивилизационного кризиса и выдвинута концепция, обосновывающая становление интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации. Предложена стратегия ее становления на основе диалога и партнерства, неоднократно представлялась в ООН. Производственно-аналитические расчеты ведутся на основе геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели.

Российские ноосферная школаи школа устойчивого развития опираются на учение о ноосфере и коэволюции общества и природы В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева, обосновали пути и механизмы предотвращения экологической катастрофы, обеспечения гармоничного устойчивого развития, сохранения и оздоровления окружающей среды, пути становления ноосферной цивилизации. Обоснована стратегия преодоления глобального кризиса и выхода на траекторию глобального устойчивого развития на базе трансформации генотипа цивилизации.

Школа глобального моделирования и прогнозирования [ ], на основе системы модифицированных глобальных моделей опубликован цикл монографий по долгосрочному прогнозированию глобальной динамики, цивилизационному и экологическому развитию, долгосрочным перспективам развития БРИКС, теории и истории глобального моделирования и прогнозирования

Школа интегрального макропрогнозирования, синтезирующая теорию предвидения и цикличной динамики Николая Кондратьева, Йозефа Шумпетера, цивилизационный подход Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина, Фернана Броделя, ученье о ноосфере Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод макропрогнозирования Василия Леонтьева, разработала, опубликовала и представила в ООН и на международных форумах цикл работ по долгосрочному глобальному прогнозу цивилизаций и России, долгосрочные стратегии глобального устойчивого развития, стратегии преодоления цивилизационного кризиса, перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС.

Школа стратегической динамики, на основе многомерной стратегии матрицы выполнила оценку, анализ и прогноз развития России и других стран, оценку и прогноз интегральной мощи 100 ведущих держав мира и 12 локальных цивилизаций.

 Социодемографическая школа,  исследует демографические процессы в единстве процессами экономического, научно-технологического и социального развития, причины и последствия современного демографического кризиса, развития депопуляции, растущей социальной поляризации, кризиса семьи. Обоснованы пути и стратегии преодоления этих крайне опасных тенденций в России и в мире, направления новой национальной и глобальной социодемографической стратегии.

Инновационно-технологическая школа, акцентировала внимание на технико-экономические закономерности динамики макросистем, на периодической смене технологических укладов и изменениях их структуры, обосновала стратегию опережающего развития на базе освоения нового технологического уклада.

Названные выше школы междисциплинарные научные школы (а их перечень неполный) показывают глубину и разносторонность исследований проблем обществознания на новой волне большого научного цикла в области обществознания. Это волна сформирована в основном учеными поколения 1960-х с помощью ученых поколения 1990-х.

Есть опасность, что в 2020-2040-е годы будет ослаблена повышательная волна в динамике обществоведения, поскольку творцы новой парадигмы поколения 1960-х уйдут, их наследники из поколения 1990-х немногочисленны и раздроблены, а лидеры грядущего поколения 2020-х в большинстве своем не получили глубокого, фундаментального образования. Это ставит под угрозу будущее многих современных научных школ, особенно междисциплинарного характера. Поэтому центральной задачей становится выращивание научной смены уходящему поколению, передачи накопленного им наследия и методики научного прорыва.

Впрочем, такие угрозы существуют и в развитии мирового обществоведения, которому неолиберальная волна и затухание творческой активности на закате индустриальной эпохи нанесли немалый ущерб. Это будет тормозить становление ноосферы и интегральной цивилизации. Поэтому важнейшей задачей глобального научного сообщества и ЮНЕСКО является преодоление кризиса фундаментальной науки, распространения достижений научной революции и новой парадигмы, передача великого научного наследия лидерам нового поколения и выработка у них стремления и умения осуществлять освоение и развитие новой парадигмы. На это направлено предложение МИСК о создании глобального многоязычного Интернет-портала «Всемирное научное наследие», Открытого университета диалога цивилизаций и Академии Платона 21, Международной академии наук и образования, подготовке Всеобщей декларации ЮНЕСКО о развитии и повышении роли науки и проведении Всемирного саммита для обсуждению проекта декларации и путей возвышения науки. Это будет способствовать углублению и быстрейшему распространению новой научной парадигмы, адекватной реалиям XXI века, преодолению цивилизационного кризиса и кризиса научного знания и становлению интегральной цивилизации.

 



2019-05-22 272 Обсуждений (0)
Формирование новой парадигмы обществознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование новой парадигмы обществознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)