Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ 1. V Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы спортивного права в современной России» 152 17 страница



2018-06-29 324 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. V Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы спортивного права в современной России» 152 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Позицию П.И. Пестеля разделял государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839), который создал ряд проектов для развития государственного строя. Им подразумевалось принятие Конституции, которая оставляла самодержавие и только урегулировала процесс реализации власти. Он считал, что права народа нарушались. Это подвигло его на создание ряда законов, именовавшегося «конституцией». Но она оставалась долгое время пустой теорией. М.М. Сперанский также не выступал за отмену крепостного права, считая это разрушительным для всего порядка в обществе[362].

На наш взгляд, подготовка к ряду реформ конституционного содержания требовала, во-первых, отмены крепостного права. Кроме того, передача крестьянам гражданских прав ставила вопрос о реализации этих прав не только в имущественных отношениях, но и в политических. Для этого нужно было провести реформу местного самоуправления, а после и конституционную.

Большое значение в развитии конституционализма в России имел конституционный проект 1920 года «Государственная уставная грамота Российской империи» и идеи его создателей, в том числе Н.Н. Новосильцева. Он был также сторонником конституционной монархии. В своем проекте он закрепил двухпалатный парламент, неприкосновенность собственности, независимость суда, гражданские свободы и иное.

Либеральные реформы 60 - 70 гг. XIX в. коснулись всех сфер полити­ческой, социальной и культурной жизни общества; побудили усиленное развитие конституционно-правовой мысли. Вторая половина XIX в. в России определялась последующим образованием конституционно-правовой науки, направлением четкой систематизации знаний о праве, обширными научными обобщениями.

В данный период большую популярность получили работы по конституционно-правовым проблемам А.С. Алексеева, В.В. Ивановского, А.Ф. Кистяковского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, М.И. Свешникова, В.И. Сергеевича, Б.Н. Чичерина и многих других. Сформировалась оригинальная школа российского государственного (конституционного) права[363]

Официальные конституционные проекты 1860-х - 1882 гг. были доку­ментами компилятивными, т.е. излагавшими чужую мысль в большинстве своем без собственной обработки. В качестве основы при их создании ис­пользовались фрагменты конституционных проектов М.М.Сперанского (1809 г.) и Н.Н.Новосильцева (1820 г.), французские конституционные Хартии (1814 и 1830 гг.), конституции германских государств - Баварии, Вюртемберга, Пруссии, конституция Германской империи (1871 г.), отдельные положения Основных законов Российской империи (1832 г.).

При этом не будем также забывать об охранительном либерализме Б.Н. Чичерина. В основе его учения лежит индивид со своими правами и свободами. Чичерин говорил, что первой ступенью от личного права к общественному является семья. Вторую представляет церковь и гражданское общество. Они являются обязательными ступенями построения внутренней свободы индивида. Помимо этого, сущность его либерализма представляет собой «примирение начала свободы с началом власти и закон»[364].

Б.Н. Чичерин думал, что основанием свободы является собственность, выступающая причиной неравенства людей. Кроме того, он писал, что идея государства и его цель – слаженное сочетание всех общественных элементов и управление общими интересами для достижения всеобщего блага. Государство он видел в либеральном свете, ограничивая его только функцией охраны и гарантией прав и свобод граждан, без вмешательства в частную сферу.

Кроме того, во второй половине XIX века имели популярность идеи М.Т. Лорис-Меликова, которым была создана «Конституция Лорис-Меликова». Он хотел воплотить идею создания представительных учреждений и допустить общественность в законодательный процесс.

В итоге незавершенность либеральных преобразований конституционной реформой привели к революционному взрыву 1905 г.

Идея личной свободы была основой исследований российских конституционалистов либерального направления в начале XX века. Большую распространенность идее конституционализма придала первая российская революция, которая возбудила усиленное партийно-политическое разделение общества.

Главная идея конституционной организации власти - это народный суверенитет. При этом, суверенитет монарха не признавался, но вместе с этим отрицалась и возможность безусловного суверенитета народа.

Так, Н.М. Коркунов считал, для обеспечения должного общественного порядка в сталкивающихся между собой интересах, нужно право. Оно определяет границы реализации сталкивающихся интересов, устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений. Право есть средство сопоставления различных интересов: гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право – интересы обвинителя и подсудимого и т.д.

Суть государственного строя в России, по Коркунову, «правомерная, но самодержавная монархия». Принцип разделения властей в организации функционирования государства Н.М. Коркунов заменяет принципом разделения функций властвования, их взаимного сдерживания при единстве власти монарха.

В данный период идеи конституционализма развивал Г.Ф. Шершеневич в своей теории юридического позитивизма. Он рассматривал фактическое самоограничение государственной власти в сопоставлении с теорией правового государства, различая при этом понятия «правовое государство» и «конституционное государство». На его взгляд, Конституционное государство представляет собой средство для реализации политики реформ в обществе, а правовое государство является всего лишь теоретической конструкцией.

В заключении можно отметить, что конституционно-правовые процессы не могут ослабить гарантии защиты прав человека, ограничить их свободы, препятствовать развитию самоуправления. Понятия «права человека», «демократия» и «правовое государство» выступают как единство, и именно гарантирование этого - цель принятия либеральной, демократической конституционной доктрины, установления в стране конституционализма, к чему постепенно идет Россия. П.И. Пестель, М.М.Сперанский, Н.Н. Новосильцев дали существенную основу для становлений конституционализма в современной России. Таким образом, нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в развитии конституционных идей и укладе государства относительно конституционализма.

 

Еременкова Юлия Игоревна

Студентка 3 курса Института юстиции

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация как ведущая тенденция современного мира является одним из самых обсуждаемых и самых противоречивых феноменов в последние десятилетия. Многие эксперты в области международных отношений, изучающие данную проблему, разделились во мнении. Некоторые из исследователей отмечают только положительные аспекты (улучшение человеческого благосостояния, развитие мировой культуры, сокращение разрыва в уровнях развития стран и т.д.), другие – резко отрицательные (технологическое отставание отдельных стран, увеличение уровня безработицы, порождение новых конфликтов и т.д.). До сих пор в научной литературе до конца не сложилось единого мнения по поводу трактовки данного понятия. Но между тем глобализация заняла одно из главных мест в мировой политике и международных отношениях и стала неким «трендом», образцом современного развития общества.

Глобализация как процесс охватывает не отдельные государства, а весь мир. Она оказывает огромное влияние на расширение состава участников международных отношений, изменяя при этом их цели, средства, интересы и стратегии. Международными акторами глобализации являются не только отдельные государства или различные международные организации, но и регионы, которые действуют на глобальном уровне.

Параллельно процессу глобализации проходит такая тенденция развития мира как регионализация, которая выступает существенным фактором формирования регионального развития во внешней политике государств и улучшение политических, экономических, социальных и культурных связей как внутри, так и между регионами[365].

Современное мировое развитие связано с возрастанием роли регионального фактора в политической, экономической и культурной жизни отдельных стран. Такая тенденция набирает силу как в национальном (региональном) масштабе, так и в масштабе всего мирового сообщества. Это заставляет исследователей, занимающих данной проблематикой, сконцентрировать свое внимание на интеграции государств в международную и внешнеэкономическую связь.

Сегодня с появлением новых информационных технологий и средств коммуникаций, с развитием глобальной сети Интернет актуальность процессов глобализации и регионализации только возрастает. Поэтому необходимо тщательно рассмотреть специфику последнего феномена как одного из главных тенденций глобализации.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотрение «новой модели регионализма», определение ее особенностей и отличительных черт от «традиционной» модели;

2. выявление основных факторов формирования «новой модели регионализма»;

3. рассмотрение всех существующих моделей регионализма на современном этапе.

С начала 90-х годов XX века в мире набирали силу интеграционные объединения. Их ядром и «эталоном» стал Европейский союз, который объединил 28 европейских государств на основе таких принципов как свобода передвижения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, отмены паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны.

ЕС является субъектом международного публичного права, это делает его участником современных международных отношений и позволяет заключать международные договоры. Также Союз имеет право принимать законы в сфере правосудия и внутренних дел; вырабатывать политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

На протяжении многих лет считалось, что такая «европейская модель» является наиболее успешной, так как показала себя только с положительной стороны. Главной целью объединения стала поэтапная динамика интеграционных процессов, предполагающая переход от зоны свободной торговли в мощное политическое объединение[366]. Сейчас с этим никто не поспорит, ведь ЕС является одним и ведущих акторов на политической арене, с мнением которого считаются. Но с ростом его популярности стали появляться и другие организации, которые уже показали весь свой потенциал.

Так на Американском континенте были созданы такие объединения как Организация американских государств, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) и Меркосур (Mercado Comu'n del Cono Sur – MERCOSUR). Главной целью всех трех организаций – это обеспечение безопасности; развитие культурной, социальной, экономической и др. сфер в американском регионе.

В восточном регионе мира наблюдаются две модели: арабская и китайская.

«Арабская модель» характерна для стран исламского мира (ОАЭ, Катар, Алжир, Саудовская Аравия и т.д.). В основе этой модели действуют три ведущих организаций: Лига арабских государств (ЛАГ), Организация исламского сотрудничества (Organisation of Islamic Cooperation (OIC)) и Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК). Главная цель объединений – это обеспечение исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах.

«Китайская модель» базируется на трех «китах»: модернизация экономики, авторитарная власть и сохранение социокультурных традиций.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточены такие крупнейшие интеграционные объединения как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), БРИКС, G20, G8 и E7 (Emerging 7).

Вся деятельность этих организаций направлена в первую очередь на либерализацию экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрение демократических форм межгосударственного общения и обеспечение безопасности. Особенное внимание уделяется противодействию терроризму.

АТР на сегодняшний день является одним из главных экономических и политических центров. Здесь протекают динамичное развитие интеграционных процессов и расширение экономического сотрудничества. Это связано, прежде всего, с бурным экономическим ростом в Восточной и Юго-Восточной Азии, появлением на международной арене таких мощных экономических «гигантов» как Южная Корея, Сингапур, Япония, Таиланд, Индонезия и др.

Главной организацией Африканского континента является Африканский союз (АС, АфроСоюз), который объединяет 55 государств и имеет цель - укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки, защита их суверенитета и ускорение политической и социально-экономической интеграции континента.

Таким образом, региональные процессы стали закономерным ответом на усилившиеся вызовы глобализации, тем самым повлекли за собой формирование определенно «новой модели регионализма»[367]. Появилось много новых международных организаций, и продолжилась работа действующих; возросла роль экономической интеграции вне рамок форм проектов; сформировались и вступили в борьбу новые конкурирующие между собой модели региональной интеграции.

Этому способствовало три основных фактора: геополитический, экономический и культурно-цивилизационный[368].

Геополитический фактор способствовал созданию группе отдельных государств «больших пространств», показал их место и роль на международной арене. Экономический фактор продемонстрировал национальную конкурентоспособность, разделение труда, а также помог создать зоны свободной торговли, таможенных союзов и общего экономического рынка. А культурно-цивилизационный фактор – близость культурно-исторического кода этнических сообществ, развитие локальных типов цивилизаций и социокультурных особенностей.

В «новом регионализме» кардинальным образом меняется содержание понятия силы: если раньше решающим фактором в формировании любой структуры международных отношений был военный компонент, то сейчас акцент делается на отношения комплексной взаимозависимости, суть которого заключается в двух аспектах: негативном и позитивном.

Негативную взаимосвязь составляет увеличившаяся уязвимость участников международной системы от действий друг друга, а позитивную - зависимость достижения поставленных целей одной стороны от учета ею интересов другой стороны.

В современных условиях тенденция к сокращению возможностей прямого применения военной силы повышает значимость таких ресурсов влияния как экономических, финансовых, интеллектуальных и информационных.

Но, не смотря на все положительные стороны данного феномена, он по своей природе очень сложен и противоречив, т.к. испытывает влияние порой противоположных интересов входящих в регионы государств. Региональная напряженность и конфликты возрастают и усугубляют положение, ведут к изоляционизму, подрывая тем самым основу для позитивной регионализации.

Также серьезным фактором влияния стали транснациональные корпорации, представляющие интересы сильных в военном плане стран. Они зачастую олицетворяют развитые и богатые страны, в которых отсутствуют значительные расходы на военные нужды.

Так многие из транснациональных корпораций представляют интересы японского и немецкого капитала, военные бюджеты которых несопоставимы с американским[369].

Транснациональные корпорации при своей огромной финансовой и технологической мощи действуют как в развитых, так и в развивающихся странах. Они наиболее заинтересованы в формировании единого экономического пространства, открытого для свободного обращения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы в собственных интересах. Все это может привести к угрозе национального суверенитета отдельных государств, их зависимости от развитых стран, а также к монополизации рынка[370].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что у регионализации как тенденции, идущей параллельно глобализации, две стороны медали.

С одной стороны, она является позитивной, т.к. государства, входящие в один регион объединяются в единое пространство, во-первых, для обеспечения безопасности, во-вторых, для проведения общей экономической, социальной и культурной политики; для обмена опытом и позитивными достижениями, а также для создания свободной экономической зоны.

С другой стороны, регионализация несет в себе огромный негативный аспект. Вначале государства, входящие в единый регион, будут производить и пользоваться экономическими, политическими, социальными и культурными благами совместно, но в последующем будет возрастать экономическое отставание менее развитых стран, это приведет к жесткой конкуренции внутри региона, которая в последующем может перерасти в локальное противостояние.

Жанаева Аина Сансызбаевна

Студентка 3 курса Института юстиции

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ ОБВИНЯЕМОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО)

Общепризнанный правовой принцип nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без указания на то в законе) конкретизируется в ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В ст. 49 Конституции РФ закреплен принцип презумпции невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». При этом все сомнения трактуются в пользу обвиняемого и влекут за собой признание его невиновным[371].

Согласно ст. 254 УПК РФ одним из оснований прекращения уголовного дела является смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)[372].

Конституционный суд РФ при рассмотрении обращения граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко признал несоответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ, в той мере, в какой данные положения позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников. На базе данного постановления Конституционного суда РФ Правительством РФ был разработан проект федерального закона N 180771-6[373], который в 2013 году был утвержден в первом чтении. В данном законопроекте определяются порядок уведомления близких родственников, родственников и близких лиц дознавателем, следователем и судом, об их праве возражать против прекращения уголовного дела в связи со смертью обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежащего привлечению к ответственности, о привлечении лица в качестве представителя умершего, порядок подачи и рассмотрения данного заявления, их права и обязанности, оформленные в отдельную главу 511 («Производство по уголовным делам в отношении умершего обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежавшего привлечению к уголовной ответственности»).

Однако на сегодняшний день соответствующие изменения в УПК РФ внесены не были и постановление Конституционного суда РФ изредка реализуется на практике, что свидетельствует об актуальности проблемы прекращения уголовного дела и уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого (подозреваемого).

В отечественном законодательстве отсутствует четкий перечень лиц, имеющих право ходатайствовать о продолжении производства по уголовному делу в отношении умершего подозреваемого (обвиняемого), не определен правовой статус данной категории лиц и не урегулирован процессуальный порядок их участия в уголовном производстве.

Сама возможность участия родственников умершего подозреваемого (обвиняемого) подтверждается наличием у близких родственников, родственников и близких лиц законного интереса, который может выражаться в стремлении защитить честь и достоинство, добрую память умершего, собственные честь и достоинство, а также носить имущественный характер.

Так, в науке существуют различные точки зрения на правовой статус близких родственников, родственников, близких лиц умершего обвиняемого (подозреваемого). В. М. Карпенко предлагает наделить данную категорию лиц статусом самостоятельного участника в уголовном процессе, В. А. Лазарева, Ю. О. Максимихина – статусом представителя умершего обвиняемого (подозреваемого). О. В. Хитрова опровергает данные позиции и утверждает, что у близких родственников, родственников и близких лиц нет представительного интереса, а на лицо личная заинтересованность в исходе уголовного производства, поэтому данную категории необходимо именовать «лицом, привлеченным к уголовному судопроизводству в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого)».

Представляется справедливой позиция Л.И. Корчагиной, которая предлагает наделить данную категорию лиц правовым статусом законного представителя (п. 12 ст. 5 и ст. 48 УПК РФ), предоставив все права обвиняемого (подозреваемого)[374].

Следует отметить, что юридическим фактом для принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования является наличие или отсутствие возражений одного из родственников умершего[375]. Данная презумпция опровергается возражением хотя бы одного из них[376].

Между тем законодательно не урегулирован порядок получения согласия родственников на принятия решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи со смертью обвиняемого (подозреваемого).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ близкие родственники, родственники умершего (их представитель) должны быть в обязательном порядке ознакомлены с постановлением о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, имеют право ходатайствовать о продолжении уголовного дела. Для заявления данного ходатайства указанные лица подлежат вызову. При несогласии родственников с прекращением уголовного дела в связи со смертью, уголовное дело должно рассматриваться в обычном порядке, с учетом особенностей, возникающих в связи с физическим отсутствием подсудимого. При этом, в случае невиновности умершего лица выносится оправдательный приговор, в противном случае, не найдя оснований для его реабилитации, суд должен прекратить уголовное дело в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ.

Решение рассмотренных проблем возможно, на наш взгляд, при внесении в УПК соответствующих изменений, которые будут направлены на законодательное закрепление позиции Конституционного суда РФ:

1. Необходимо закрепить право близких родственников умершего подозреваемого (обвиняемого) ходатайствовать о продолжении производства по уголовному делу, а также обязанность дознавателя, следователя разъяснять близким родственников умерших подозреваемых (обвиняемых) их права, обязанности и правовые последствия прекращения уголовного дела по п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ.

2. Перечень лиц, имеющих право ходатайствовать о продолжении производства по уголовному делу в отношении умершего подозреваемого (обвиняемого) может быть ограничен закрепленной категорий близких родственников и в случае отсутствия последних близких лиц, понятие которых дается в п. 3 и 4 ст. УПК РФ.

Полагаем, что внесение данных изменений в УПК РФ позволит упорядочить правоприменительную практику, связанную с прекращением уголовного дела в связи со смертью подозреваемого и обвиняемого и обеспечит наиболее полную реализацию права на судебную защиту, добрую память, защиту чести, достоинства и практическую реализацию презумпции невиновности.

 

Зарипова Эльза Ришатовна

Студент 1 курса Института юстиции

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

 

РОЛЬ ИСЛАМА В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ОБЩЕСТВА

Ислам – относительно молодая религия, зародившая в VII веке в Западной Аравии (Мекке), является второй по числу последователей мировой религией после христианства. О ее популярности и значимости говорит наличие многочисленного количества мечетей, научных и учебных исламских заведений, служителей культа по всему миру.

Необходимо отметить, что идеология ислама и по сей день продолжает оказывать существенное влияние на умонастроения, умозрения и политические убеждения своих последователей, преимущественно в странах Азии и Африки, несмотря на светский характер системы международных отношений. Место и роль ислама в нашей же стране имеет некие специфические черты, в отличие от зон традиционного его распространения. Религиозные воззрения того или иного народа играют как определенную, в частности и существенную роль как во внутриполитических, так и международных связях.

Со вступлением истории на новую демократическую ступень своего развития, все большое место начинает занимать религия в системе политических процессов. Это ознаменовано ростом числа международных религиозных организаций, движений, партий, что в свою очередь сказывается на религиозной окраске политических конфликтов, в основном международного характера. В России же признание религии, в том числе мусульманской, связано с развалом Советского Союза, где в первую очередь поддерживалась коммунистическая идеология и установилась атеистическая вера, а также с участием мусульман со всеми остальными гражданами в становлении новой государственности, сопровождавшейся конфликтами и противоречиями, имевшими этническую и конфессиональную составляющую[377].

В свою очередь, период Советского Союза в отношении ислама можно разделить на несколько этапов: первый – война против религии (так называемая «безбожная пятилетка», сталинские репрессии), начиная с 1917 года до начала Второй Мировой войны; второй – использование ислама властями в своих интересах, начиная с 1940 года до конца 60-х годов; третий – более мягкое отношение к исламу и начало возрождения национального самосознания и религиозного возрождения народов Советского Союза[378].

В наши дни ни одна религия не привлекает к себе столько внимания, не вызывает таких споров и противоречивых суждений с отдельными проявлениями мировой политики, как ислам. Не умаляя достоинств ислама, как мировой религии, нельзя не говорить об исламском факторе на общественно-политическую жизнь общества.

«Исламский фактор» или роль ислама представляет особый интерес для многих ученых и политологов, являясь одним из объектов обсуждения в научных работах. Как писал в одной из своих статей известный таджикский политолог Абдулло Рахнамо, «…под исламским фактором» я имею в виду «вес ислама»: исламские структуры и организации, исламское духовенство, исламские политические и неполитические движения, исламскую культуру и ценности, традиции и менталитет, мусульманское население, исламское образование и т.д.»[379]. Нужно сказать, что в совокупности эти факторы имеют колоссальное значение в политических процессах.

История показывает, что во все времена религия и политика шли в одну ногу, о чем свидетельствуют многочисленные крестовые походы, религиозные войны, которые имеют место быть и в дни третьего тысячелетия. Религия и государство не должны стремиться к подчинению одного другому, а наоборот, их взаимодействие может способствовать упорядочению социально-политических отношений и укреплению безопасности мира в целом. Но так ли это на самом деле?

Зачастую притягательность ислама обусловлена политическими событиями на Ближнем Востоке, в Афганистане, Чечне, где обусловленный конфликтами интерес к политике способствует росту радикальных настроений, а также недоверием общества к священнослужителям.

Ислам – это политика, или политика – это ислам?

На протяжении долгих веков ислам являлся важным регулятором социально-политических отношений, обеспечивая легитимность и относительную стабильность режимам Средней Азии[380]. В исключительных случаях ислам служил основанием для джихада – массовой мобилизации в целях отпора внешней агрессии, в частности колониальных походов и имперских захватов[381]. Но по своей сути, традиция ислама, превалирующая на сегодняшний день, предлагает концепцию общественной жизни, не выдвигая при этом никаких политических целей. Ислам подавляет политическую автономию и не признает разногласий между правящими и управляемыми, а также наличия в обществе экономических и идеологических расхождений и разногласий[382].

Политизация ислама происходила неодновременно в разных частях мусульманского мира, будучи обусловленной прежде всего внутренними социально-экономическими и политическими причинами каждой отдельной страны. Первыми (еще в 50-60-е годы) познали этот процесс такие страны, как Египет, Сирия, Ирак, где в эти годы имели место глубокие социально-экономические и политические изменения. Затем (в конце 70-х - начале 80-х гг.) пришла очередь Пакистана, Ирана, Марокко и некоторых других стран. В конце 80-х годов уже не оставалось мусульманских стран, где бы ни были отмечены те или иные проявления политического ислама радикального характера.

С середины 90-х годов ислам в России перестал себя проявлять только как религиозный фактор, а стал важной составляющей политического процесса, а также экономической составляющей в ряде субъектов. В регионах, где мусульмане составляют большинство или заметное меньшинство, наблюдается стремление сформировать свое некое «исламское пространство». Имеют место быть попытки внедрения исламских принципов в основу банковского дела, создания мусульманских банков, развивается система страхования по программе «Идель-Хадж» в Республике Татарстан, открываются дома исламской моды и магазины с мусульманской одеждой, кафе, магазины халяльных продуктов, «бутики» с религиозной атрибутикой и литературой, составляющие часть региональной экономики.



2018-06-29 324 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ 1. V Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы спортивного права в современной России» 152 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ 1. V Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы спортивного права в современной России» 152 17 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.034 сек.)