Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вишванатха Чакраварти Тхакур



2019-05-24 607 Обсуждений (0)
Вишванатха Чакраварти Тхакур 0.00 из 5.00 0 оценок




Шри Чаматкара-чандрика

(Лунный луч изумления)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОДЕЛКА ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В ЯЩИКЕ - Шри Кришна незаметно залезает в ящик с нарядами и украшениями, которые Матушка Яшода хочет послать Шри Радхике в подарок. Абхиманью, туповатый муж Радхи, сам того не зная, тащит этот ящик в Ее спальню по просьбе Яшоды. А потом, когда вокруг собираются гопи, ящичек открывается к великому смущению Шри Радхи и Ее подружек.

ПРОДЕЛКА ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ АБХИМАНЬЮ – Шри Кришна, переодевшись мужем Радхи Абхиманью, успешно вводит в заблуждение Джатилу, престарелую свекровь Радхарани. Таким образом Он получает от Джатилы разрешение на то, чтобы приятно провести время с Радхарани в Ее собственном доме, после того как настоящий Абхиманью был отруган и прогнан Джатилой и ее глупой дочерью Кутилой.

ПРОДЕЛКА ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ ЗМЕИНОГО ДОКТОРА - Старая Джатила подозревает, что ее невестка Радхарани каким-то образом тайно встречается со Шри Кришной. Поэтому она вообще запрещает Шри Радхе выходить из дому. С помощью Ее подруги Вишакхи, Радха притворяется, что мучается от смертельного укуса змеи. А затем появляется Шри Кришна под видом Видьявали, дочери Гарга риши, доктора, специализирующегося на излечении змеиных укусов. Так, переодевшись в молоденькую девушку – доктора, Он умудрился провести ночь со Шри Радхикой под хитрым предлогом излечения Ее.

ПРОДЕЛКА ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ ПЕВИЦЫ – Шри Кришна, явившийся под видом девушки – певицы, не может усмирить вспышку гнева Радхарани. После этого Он обманывает Джатилу, так что та думает, что Он – кузина Шри Радхи, и принуждает Шри Радху принять Его общество на ночь.

 

В РОЛЯХ:

ШРИ КРИШНА – луноподобная Верховная Личность Бога, проказливый пастушок – брахмачари, живущий со Своими родителями в Нанда-граме во Врадже.

ВИДЬЯВАЛИ - Шри Кришна, переодетый ученой дочерью Гарга муни.

КАЛАВАЛИ - Шри Кришна, переодетый артистической молодой девушкой – певицей, а потом – кузиной Шримати Радхарани.

ШРИМАТИ РАДХАРАНИ – нежнейшее средоточие любви Шри Кришны, явившаяся как воплощение сладости, Царица Вриндавана. Божественная иллюзорная энергия Йога-майа устраивает так, что Радхарани замужем за Абхиманью и живет в Йават-граме, в 2-х милях от Нанда-грама, в доме матери Абхиманью Джатилы, Своей сварливой престарелой свекрови. Таким образом, Она живет в нескольких милях от Своих матери и отца (Киртиды и Вришабхану), которые живут в Варшане.

ШРИ ЯШОДА – царица Враджа, приемная мать Шри Кришны.

ШРИ НАНДА МАХАРАДЖ – Царь Враджа, приемный отец Шри Кришны. Вместе с Яшодой он управляет общиной пастухов из Дворца Кришны в Нандаграме.

 АБХИМАНЬЮ - глупый и ступорозный пастушок. Благодаря иллюзии Йога-майи кажется, что он – муж Шримати Радхарани, но на самом деле он никогда не касается Ее и не имеет никаких близких отношений.

 КУТИЛА - своенравная и тупая сестра Абхиманью.

ДЖАТИЛА - престарелая сумасшедшая женщина из Явата, мать Абхиманью. Вместе с Кутилой Джатила всегда пытается придраться к Шримати Радхарани и испортить Ее божественные игры.

ЛАЛИТА - ближайшая подруга Шримати Радхарани. Лалита старше, чем Шри Радха, и она очень находчиво и остроумно защищает божественные игры.

 ВИШАКХА - подруга и двойняшка Шри Радхики. Родившаяся в тот же самый момент, что и Шри Радхика, Шри Вишакха разделяет с ней точно такие же красоту, очарование и остроумие.

 РУПА МАНДЖАРИ – ближайшая служанка Лалиты, лично сопровождающая Шри Радхику.

 ТУЛАСИ МАНДЖАРИ – другое имя Шри Рати Манджари, очень дорогой служанки Радхики.

 ЛАВАНГА-ЛАТИКА – служанка Радхи, живущая и служащая в доме Шри Кришны в Нандаграме.

 ДХАНИШТХА - старшая девушка, помогающая играм Божественной Четы в очень доверительном настроении.

ГАРГИ - дочь великого святого Гаргамуни. Она очень сведуща в ведических писаниях.

КУНДА-ЛАТА - двоюродная сестра Кришны, жена Субхадры, сына Упананды, старшего брата Нанды Махараджа.

ПУРНАМАСИ - мать Сандипани Муни (гуру Кришны) и бабушка смешного брахмана-пастушка Мадхумангалы. Фактически, она не кто иной, как сама Йогмайа, явившаяся как пожилая праведная женщина всегда одетая в белое, и она организовывает все игры во Врадже таким образом, чтобы состоялась встреча Шри Радхи-Шьяма.

 

 

Мангалачарана

 

Шри Кришна Чайтанья Махапрабху - это Сам Верховный Господь. Благодаря Его милости человек может прикоснуться к чудесному бескрайнему океану чистейшей уннатаудджвала-расы, самого сладостного нектара любовных игр Шри Радха-Гириварадхари и также обрести жажду вкусить эту расу. Подобно тому, как человек, мучимый жаждой, жадно стремится испить воды, тот, кто получил милость Шри Чайтаньи Махапрабху, страстно желает слушать об играх Шри Шри Радхи-Кришны, наполненных уннатаудджвала-расой, и пересказывать их. Пусть Его милостивый взгляд защитит нас от смертоносных зубов оскорблений (апарадх), и пусть Он одарит нас надеждой обрести каплю из изумительного океана удджвала-расы (нектара божественной любви).

 

 

Лила первая Встреча со Шри Кришной благодаря сундуку

 

Однажды ранним утром Шри Яшода, супруга Враджараджи, укладывала в сундук различную одежду, украшения и разнообразные принадлежности для шрингара (украшение женщины. Полный шрингар включает в себя шестнадцать различных процедур). Неожиданно к ней подошел Шри Кришна: - Майия (мама)! Что это ты тут делаешь в такую рань? - Сынок, - ответила Яшода, - я собираю этот сундук. - А что ты кладешь в него с таким усердием? - Милый мой, зачем Тебе это знать, иди-ка лучше на улицу и поиграй с друзьями (прия-сакха). - Но майия! Я так хочу знать, скажи, - настаивал Кришна. - Пока не скажешь, Я отсюда никуда не уйду.

«Ну так и быть, сынок, скажу! - сдалась Яшода. - Я кладу туда сандал, камфару, пыльцу цветов лотоса, кастурику (мускус), кункуму - все, что нужно для умащения тела; канчи (пояс, сотканный из золотых нитей и украшенный колокольчиками), серьги, браслеты, прекрасные украшения из берилла (ваидурья), изумрудов (мараката), жемчуга и других драгоценных камней, а также дорогие ткани и одежду».

- И все это для Меня, майия, или для Моего брата Баларамы? - Послушай сынок! - ответила Яшода. - Сундук, предназначенный для Тебя, гораздо больше этого. Он полон украшений и одежды, еще более изысканных и дорогих, чем эти. И для Баларамы я тоже подготовила подобный сундук. - Но мама, если этот сундук не для Меня и не для брата, то для кого же? Кто еще может быть объектом твоей нежной любви?

«О украшение Враджа-пура! - сказала Яшода. - Творец послал нам Тебя в награду за наше благочестие и аскезы. Ты - защитник нашей жизни. Однако в Гокуле живет одна девушка, которая олицетворяет для нас саму нашу жизнь. Она подобна прекрасному камфарному бальзаму для наших страждущих глаз. Для Нее-то я и готовлю этот сундук, наполняя его одеждой и украшениями».

- Майия! А кто эта девушка? Чья Она дочь? Где живет, и почему ты так любишь Ее? Пожалуйста, расскажи Мне о Ней. - Знаешь, сынок! Есть у меня одна подруга (сакхи) по имени Киртида. У нее и родилась эта несравненная, подобная редчайшей драгоценности девочка, освещающая Своим ослепительным сиянием даже Гопараджа Вришабхану, который сам подобен солнцу в месяц джештха (май-июнь), и распространяющая его славу повсюду. Эта девушка - воистину олицетворенный плод его аскезы (тапасьи).

«Дорогой мой! Господь Брахма создал множество прекрасных качеств, украшающих женщину: красоту, безупречное поведение, преданность старшим (гуруджанам), скромность, стыдливость, простоту, смирение и другие. Обретающий такие благородные качества обычно становится великим, но удивительно то, что сами эти качества достигли своего величия, приняв прибежище у этой девушки. Поэтому совершенно естественно, что я так люблю Ее. Имя Ее - Радха». Услышав из уст матери имя Шри Радхи и прославления Ее удивительных качеств, Шри Кришна пришел в такой восторг, что волоски на Его теле встали дыбом, и, чтобы скрыть это, Он прикрыл Свое тело накидкой.

 «Она замужем за Абхиманью и находится в доме Своего мужа, - продолжала Яшода. - Как раз сегодня он пришел к нам получить совет Гоштхараджа (царя Враджа) Шри Нандарая по поводу каких-то хозяйственных дел и сейчас сидит в гостиной. Когда же он войдет во внутреннюю, женскую половину дома, чтобы увидеться со мной, я скажу ему с любовью: ”Абхиманью, отнеси этот сундук к себе домой и отдай Радхе“».

В этот момент к Яшоде торопливо подошла служанка по имени Лавангалата: «О Гоштхарани! Золотых дел мастера Ранган и Танган, которых вы звали, уже здесь».

Услышав это, Враджешвари Яшода, преисполнившись радости, обратилась к Дхаништхе: «Дхаништха! Сейчас я ненадолго выйду, чтобы заказать для Кришны серьги, корону, ножные браслеты и другие украшения, а ты пока присмотри за этим сундуком».

Стоило Яшоде выйти, как появились Субал и другие друзья-пастушки. Обрадованный их приходу, Шри Кришна, посоветовавшись с ними, открыл в укромном месте сундук, вынул из него драгоценности, украшения и одежду и отдал все это Дхаништхе. Сам же забрался внутрь, а друзья, опустив крышку и закрыв сундук, разбежались.

Вскоре вернулась Враджешвари. Вслед за ней в комнату вошел Абхиманью и поклонился ей. Расспросив его о здоровье и делах, Шри Яшода сказала: «О Абхиманью, этот сундук с дорогими подарками я приготовила для твоей жены.

Он полон редких драгоценных камней, золотых ожерелий, браслетов, красивой одежды, мускуса и многих других прекрасных вещей. Я не могу доверить его никому, кроме тебя, поэтому отнеси этот сундук домой и передай его Радхике наедине.

И еще передай Ей мое послание: ”О Мадакши-сукхада (о счастье моих очей)! О Киртида-киртида (о преумножающая славу матери Киртиды)! О Радха! Я посылаю Тебе этот сияющий сундук. В нем находятся очень дорогие Тебе украшения (т.е. Шри Шьямасундара), достойные Тебя. Всегда украшай Себя ими (иными словами, будь погруженной в удджвала-расу). Да обретешь Ты всеблагую удачу, и да будешь жить вечно“».

Выслушав это, Абхиманью воскликнул: «О Враджешвари! Я немедленно исполню ваш приказ», - и, водрузив сундук на голову, преисполненный блаженства, отправился в путь. Шри Кришна же, оказавшись на голове Абхиманью и пребывая в нетерпеливом ожидании встречи со Своей возлюбленной Радхикой - женой Своего носильщика - тонул в океане игривого озорства, тихо и сладко смеясь.

А гопа Абхиманью ликовал: «О, как же удачлив я, обретя такое благословение. Сегодня я достиг своей цели. Этот сундук так тяжел, должно быть, он наполнен чрезвычайно редкостными сокровищами. Купив на них сотни тысяч коров, я стану таким же богатым, как Говардхан Малла, и мой дом превратится в обитель Лакшми - самой богини процветания».

Размышляя так, Абхиманью шел к себе домой из Нандаграма, дворца Нанды Махараджа. Каждая часть его тела трепетала от восторга, и слезы счастья непрерывным потоком текли из его глаз. Неся на голове такой груз, он вовсе не чувствовал усталости. И разве может быть иначе, ведь он нес того, кто сам является воплощением высшего блаженства!

Придя домой, он сразу обратился к своей матери Джатиле: «Мама! Сегодня я вышел из дома в очень благоприятный момент. Только посмотри какой сундук, полный золота, драгоценных камней, одежды и других ценностей, достался мне благодаря счастливой судьбе.

Враджешвари из-за своей необыкновенной доброты сама послала эти дорогие подарки, предназначенные для украшения (шрингара) твоей невестки. К тому же, она составила один стих, сказав мне: ”Пожалуйста, выслушай мое послание и передай его Шри Радхе“».

 Вот ее послание: ”О Мадакши-сукхада! О Киртида-киртида! О Радха! Я посылаю Тебе этот сияющий сундук. В нем находятся очень дорогие, достойные Тебя украшения. Всегда украшай Себя ими. Да обретешь Ты всеблагую удачу, и да будешь жить вечно“».

Услышав эти благословения, Джатила очень обрадовалась и подумала про себя: «Сегодня нам несказанно повезло. Получив такой дар, невестка будет восхищена моим сыном».

Вслух же, слегка улыбаясь, сказала: «Сынок! Ни твоя жена, ни я, ни твоя сестра не в состоянии даже сдвинуть с места этот тяжеленный сундук.

Отнеси-ка ты его сам в спальню дочери Вришабхану и поставь на возвышение (веди), чтобы, открыв сундук, Она могла сразу увидеть Свои любимые украшения».

Абхиманью принес сундук в спальню Шри Радхи и ушел. Когда Ее подруги увидели сундук, они почувствовали необычайную радость, а Шри Радха, воплощение чистоты и разума, сказала по секрету Лалите: «Сакхи, пожалуйста, объясни, почему это в таком неподходящем месте и в такое неподходящее время Моя левая грудь, левая рука, левый глаз, левое бедро и другие части тела трепещут от восторга?» «Радха! - ответила Лалита. - Кажется, в этом сундуке находится украшение, сделанное из самых лучших самоцветов (другими словами, Шри Кришна, носящий изысканные одежды и дорогие украшения). Воистину сама Враджешвари даровала его Тебе, и дрожь в Твоем теле говорит об этом счастливом приобретении. О сакхи, этот трепет - свидетельство наивысшей удачи».

«О Лалита! - сказала Шри Радха. - От одного вида этого сундука неописуемо игривое настроение переполняет Меня. Давай поскорее откроем его. Мне не терпится увидеть, что за сокровища, дарующие благую удачу, находятся внутри!»

 Сгорая от любопытства и желания поскорее увидеть таинственное содержимое сундука, подружки окружили его со всех сторон, а Шри Радха, сняв с Себя все украшения, быстро открыла сундук.

Как только сундук открылся, сакхи, воскликнув: «Ах!!! Что это?!» - захлопали в ладоши и залились громким смехом. В Радхе же проснулась дремлющая стыдливость, и волны безграничного блаженства захлестнули Ее. Подобный крокодилу Камадев (Купидон) овладел лишенным украшений телом Шри Радхи, и Она от стыда пришла в полное замешательство. И тут, к всеобщему удивлению, Шри Кришна, само воплощение артистизма, неожиданно выскочил из сундука и расцеловал всех юных гопи.

«О сакхи! - обратилась Лалита к Шри Радхе, подбадривая Ее. - Украшение, которое пришло к нам, благословенно. Тот, кто принес его, Твой муж, благословенен, и приславшая Тебе с такой глубокой любовью эти украшения Гоштхамахешвари Яшода тоже благословенна. Благословенно и ее послание, где говорится: ”О Радха! Будь всегда украшена драгоценностями, подаренными мною“. Благословен и дом, в котором этот сундук оказался, чтобы явить такую необыкновенную лилу».

«Сакхи, - продолжала Лалита, - ведь Гоштхешвари с большой любовью сказала Тебе: ”Пусть Тебя всегда украшают эти драгоценности“. Более того, Твой муж и свекровь тоже одобрили это. Поэтому, о Гандхарвика, Тебе следует повиноваться воле этих трех старших». От слов Лалиты Шри Радха окончательно смутилась.

«Сакхи! - возмутилась Она. - Враджешвари, несомненно, послала Мне в этом сундуке множество изысканных драгоценностей и других прекрасных вещей, но один хитрый вор украл их и, спрятав где-то, сам забрался в него. Немедленно иди к Моей свекрови и расскажи ей обо всем».

Лалита тотчас повернулась к Шри Кришне: «О жаждущий встретиться с Радхой! О несомый Абхиманью! Проехав на его голове, Ты предстал пред Радхой - его женой, желая насладиться встречей с Ней, и явил тем самым Свое намерение полностью уничтожить женское целомудрие на Земле. Сейчас же верни все украшения, иначе я позову благородную Джатилу».

«Послушай, Лалита! - ответил Шри Кришна. - Твоя подруга, Шри Радха, очень хитрая и изощренная в достижении Своей цели. Я просто из любопытства забрался в этот сундук. Это Она Сама послала Своего мужа, чтобы насильно доставить Меня сюда, а сейчас скрывает это от всех вас».

И, повернувшись к Шри Радхе, начал оправдываться: «О Радха! Почувствовав благоухание, исходящее из этого сундука, Я вынул все, что там находилось, и послал Тебе через Дхаништху, а Сам, недолго думая, забрался в сундук лишь для того, чтобы Мое тело стало таким же ароматным. И именно в этот момент неожиданно пришел Твой муж, взял сундук и принес Меня сюда».

Затем Кришна обратился к Ее подружкам: «О сакхи! Я подаю жалобу в ваш суд, а вы внимательно рассмотрите ее и вынесите приговор. Если вина Радхики будет доказана, Я накажу Ее, а если это Моя вина, то Я готов страдать здесь три ночи в горячих объятиях ваших змееподобных рук». Мы вновь и вновь склоняемся перед Шри Шри Радхой-Кришной, вечно юной Четой Враджа, всегда погруженной в разнообразные любовные игры. Благодаря Их божественному влиянию глаза гопи Враджа, подобные птице чакора, обрели желаемое, стрелы Камадева достигли высочайшего успеха, наслаждения - своей полноты в расе, изумительные стихи поэтов - своей вершины, медитация преданных достигла совершенства, а земной (бхаума) Вриндаван прославился во всех четырнадцати мирах.

 

 

 

Лила вторая Встреча со Шри Кришной, принявшим облик Абхиманью

 

Однажды Шри Радха, юная дочь Вришабхану Махараджа, дала обет каждое утро совершать омовение в Ямуне. Поскольку уже начался месяц магха (январь-февраль), самое холодное время года, глупая Кутила заподозрила в этом что-то неладное. Когда в одно прекрасное утро Шри Радха отправилась на Ямуну, Кутила, придумав какой-то предлог, пошла в дом Нанды Махараджа. Ей не терпелось узнать, дома ли сейчас Кришна, и какой дорогой Шри Радха ходит на Ямуну. К тому же в глубине души она надеялась получить даршан Шри Кришны. Когда же от слуг царя Враджа Кутила узнала, что мама Яшода послала Шри Кришну совершить омовение в Ямуне, ее подозрения еще больше усилились, и она решительно отправилась по следам Шри Кришны, отмеченными особыми знаками, туда, где Он проводит Свои прекрасные лилы со Шри Радхой. Заметив приближающуюся Кутилу, Туласи - подруга Шри Радхи - быстро вошла в кунджу. Увидев, что Шри Радха и Шри Кришна в окружении Лалиты и других сакхи погружены в чудесную лилу, полную смеха, шуток и забав, она преисполнилась безграничного счастья, но тут же спохватилась и сказала:

«О подруги, пожалуйста, послушайте. Видя волшебный праздник, который вы сегодня устроили, можно понять, что вооруженный цветочным луком Камадев не зря родился на свет. Однако есть нечто, что вам следовало бы знать. Сюда из Враджа неспешной походкой направляется Кутила, чтобы хоть мельком увидеть этот замечательный праздник. Она вот-вот появится здесь».

Как только сакхи услышали ее слова, они стали испуганно оглядываться по сторонам, восклицая: - О, нет, нет! Где она? Скажи! Скажи! - Я только что видела ее около леса Чхаттикара, - ответила Туласи, - должно быть, она уже совсем близко.

«О сакхи! - сказал Шри Кришна. - Вы оставайтесь в кундже, а Я пойду, переоденусь в одежды Абхиманью и, обманув Кутилу, разыграю такой спектакль, что наше веселье только увеличится. Это произойдет так же несомненно, как то, что вы увидите восход солнца».

С этими словами Шри Кришна направился в другую кунджу, где Вринда-деви дала Ему одежду и украшения точь-в-точь, как у Абхиманью. Приняв его облик и изме- нив голос, Кришна отправился навстречу Кутиле. О! Разве личность, искушенная в самых разнообразных искусствах, может потерпеть неудачу в достижении желанной цели? Конечно же нет.

Встретившись с Кутилой, переодетый Шри Кришна спросил голосом Абхиманью: - Кутила! Что это ты разгуливаешь по Враджу в такое время дня? - Ищу твою жену. - Зачем бы Ей сюда приходить?

 - Принять омовение в Ямуне, как Она говорит. Однако это лишь предлог. Она где-то поблизости. - А где этот похититель женских сердец? - Он тоже пришел сюда, якобы для омовения. Именно поэтому мать и послала меня, чтобы я все разузнала. Скажи, брат, что же мне делать сейчас?

«Сестра! - ответил Шри Кришна. - Я разыскиваю здесь своего нового быка, который вырвался, когда я надевал на него ярмо, собираясь вспахать поле. Даже если его украли, это не причинит мне такую боль, как известие о том, что этот Рамани-чор проявляет столь явное внимание к моей жене. Ни один мужчина не потерпит этого. Я немедленно отправлюсь к царю Камсе, и тот воздаст Ему по заслугам.

Послушай, что я придумал. Я спрячусь в этой кундже, а ты поскорее разыщи Радхику. Если увидишь Ее одну, без Кришны, под каким-нибудь предлогом приведи Ее ко мне, а если Она будет с Кришной, тут же сообщи мне, и мы застанем Их на месте преступления».

Выслушав «брата», лицемерная и изворотливая Кутила принялась искать Радхику, заглядывая в каждую кунджу, начиная с Калия-даха, и, наконец, пришла в один цветущий сад неподалеку от Кеши-гхата. Там она увидела Шри Радху, благоухающую лиану, увеличивающую славу матери Киртиды, в окружении подруг, которые с любовью служили Ей.

Увидев Кутилу, Лалита спросила: - О Кутила! Ты что, пришла сюда совершить омовение? - Нет. - Так зачем же ты пришла? - Узнать о ваших подвигах. - Хорошо, узнавай. - О Лалита! Я и так уже все поняла. - Неужели? Пожалуйста, скажи мне, что же ты поняла. - Аромат Хари уже сказал обо всем. Больше мне нечего добавить, - ответила Кутила.

Лалита, придав слову «Хари» значение «лев», сказала с иронией: «Кутила! Раз уж ты ощутила запах льва, значит он где-то поблизости. Мы всего лишь простодушные, невинные девушки и очень боимся львов, поэтому прямо сейчас убегаем домой. Предупредив нас об опасности, ты проявила по отношению к нам истинную любовь».

«О целомудренные девушки! Так-то вы прославляете доброе имя своих семей, бродя из леса в лес? - съязвила разгневанная Кутила. - Ну-ка, откройте мне дверь в эту кадамбовую кунджу! Я хочу посмотреть, что там внутри».

«О, это лесное божество закрыло дверь своего дома-кунджи, сделанную из тростника, травы куша и цветов, и ушло куда-то, - ответила Лалита. - Не подобает входить в кунджу в отсутствии хозяина. Какая женщина отважится открыть дверь в чужой дом, приняв на себя такой грех?»

«Как верно ты говоришь, Лалита! - насмешливо произнесла Кутила. - Ты всего лишь простодушная девушка и никогда в этой жизни не входила в чужой дом. Зато ты отлично освоила науку проводить в свой дом возлюбленного и явилась в этот мир лишь для того, чтобы обучать других, как помочь влюбленному проникнуть в дом целомудренной женщины из добропорядочной семьи». Сказав так, Кутила, с красными от гнева глазами, бросилась к кундже и, выбив ногой цветочную дверцу, влетела внутрь. Там на ложе, устланном цветами, она увидела гирлянду Шри Хари и порвавшееся жемчужное ожерелье Шри Радхи. Схватив их, она выбежала из кунджи.

Продемонстрировав Лалите свои трофеи, Кутила саркастически заметила: «Лалита! Все вы следуете обету и омываетесь в святой Ямуне в месяц магх, накапливая, таким образом, благочестие. Эти аскезы позволят вам очистить и прославить обе семьи: и семью отца, и семью свекра. О, я вижу, что вы совершаете на берегу Ямуны еще и поклонение Сурьядеву (богу Солнца) в соответствии со всеми предписаниями. Скажите мне, собираетесь ли вы вернуться домой или, поселившись здесь, день и ночь предаваться подвижничеству? Мои уши жаждут услышать ваш ответ». ки купйасха куnиле!

«Кутила, зачем ты гневаешься зря?- произнесла безупречная луноликая Радхика, услышав эти насмешливые слова. - Клянусь твоим братом, это ожерелье не Мое. Успокойся, наконец!». И Шри Радха, недовольно покачав головой, гневно нахмурила брови.

«Если Ты не хочешь возвращаться домой, - заявила Кутила, - оставайся в лесу и продолжай править Своим царством. Я же пойду и покажу эту гирлянду и ожерелье своей матери и Бхагавати Паурнамаси. Я позабочусь о том, чтобы Тебя примерно наказали».

«Кутила, иди, если хочешь, - ответила Шри Радха, но что толку в твоих язвительных словах? Можешь идти от дома к дому и показывать всем это ожерелье. Я ничуть не боюсь, поскольку оно не Мое. И не смей клеветать на Меня».

Притворившись, что в гневе возвращается домой, Кутила поспешила туда, где ее поджидал принявший облик Абхиманью Шри Хари. «О дорогой брат! - зашептала она. - Взгляни-ка на эту гирлянду, она принадлежит Шри Кришне, а жемчужное ожерелье - твоей жене. Я нашла это на Их ложе. Я видела Радхику и других гопи в одном уединенном месте, но Рамани-чор так и не показался мне на глаза».

«Дорогая сестра! - сказал переодетый Шри Кришна. - Все замечательно удалось. Я немедленно отправляюсь в Матхуру. Дай мне гирлянду и жемчужное ожерелье, я покажу их царю и расскажу ему обо всем. Он, несомненно, поверит мне. Однако, чтобы о нашем позоре не стало известно в собрании династии Яду, я прибегну к одной хитрости.

В действительности я не сам пойду к царю, а попрошу пойти моего друга, Говардхана Маллу. Я скажу ему: ”О дорогой друг! Нанда-нандана заманил твою жену Чандравали в кунджу и обесчестил ее. Вот взгляни - это ее ожерелье и Его гирлянда.

Послушай друг! Сегодня Кришна совершил безнравственный поступок по отношению к твоей жене, а завтра Он сделает это со всеми женами Враджа! Прошу тебя, сообщи обо всем царю Камсе и приведи с собой в Нандаграм сотню пеших солдат и десяток всадников, чтобы арестовать Нанду вместе с сыном и доставить их в Матхуру для наказания“.

Настроив так Говардхана Маллу, я до полудня вернусь домой, потому что уже к этому времени во Врадж прибудут царские войска. А ты возвращайся и оставайся с матерью». Сказав так, Шри Кришна сделал вид, что направляется на юг в сторону Матхуры, а Кутила отправилась домой. Гопи тоже разошлись по домам.

Переждав где-то более часа, Шри Кришна, в точности похожий на Абхиманью, вошел в дом Джатилы и громко позвал: «Мама! Где ты? Кутила! Идите скорее сюда. Я хочу кое-что рассказать вам».

«Царю Камсе уже все известно, - сказал Шри Кришна, когда они подошли. - Он послал десять всадников, которые скоро будут здесь. Однако мне пока стоит спрятаться, потому что этот коварный распутник, переодетый в мою одежду, направляется к нашему дому.

Ты, сестра, крепко закрой наружную дверь и вместе с матерью поднимись на крышу, чтобы следить за дорогой. Скоро появится этот вероломный повеса. Как только вы увидите его, ругайте, на чем свет стоит. А я пережду это время с вашей невесткой».

И Шри Кришна отправился в нижнюю комнату к Шри Радхике. Через некоторое время, когда настоящий Абхиманью подошел к своему дому, Кутила, завидев его, закричала на всю улицу: «О разрушитель благочестия целомудренных девушек Враджа! Как смеешь ты пытаться войти в дом моего брата? О неверный! Если ты только попробуешь сделать это, я разобью тебе голову вот этим камнем! Так ты обретешь заслуженную награду.

Узнав о твоих преступлениях, царь Камса был взбешен и послал солдат, чтобы ”осчастливить“ тебя вместе с твоим отцом. Они будут здесь с минуты на минуту. Солдаты отвезут вас в Матхуру, и тебя на всю жизнь заключат в тюрьму. Это охладит твой пыл».

 Услышав от сестры такие странные слова, Абхиманью очень встревожился: «О, в мою сестру вселился какой-то злой дух! Нужно поскорее позвать знахаря» - и отправился на окраину деревни искать доктора, лечащего мантрами.

А тем временем Шри Хари, чьи качества вызывают изумление, погрузился в разнообразные забавы и услады в доме Джатилы с ее же невесткой. Он всегда развлекается с чужими женами, и у Него нет иного занятия. Разве могут Его усилия не быть успешными? Они всегда приносят желанный плод.

 

 

 

Лила третья Встреча со Шри Кришной в облике заклинательницы змей

 

Однажды, заметив явные признаки глубокой любви Шри Радхи к Шри Кришне, Джатила пришла в беспокойство. Позвав Кутилу, она поделилась с нею своей тревогой: «Моя дорогая дочь! Я чувствую, что не способна защитить невестку от этого Кришны. Как же нам быть? О, кажется, я поняла, что нужно сделать. Нам необходимо лишить Радху любой возможности выходить из дома и не допускать, чтобы Кришна проникал в наш дом. Ты всегда должна быть настороже».

 «Мама, разве можно удержать твою невестку? - ответила Кутила. - Ведь Враджешвари (Шри Яшода) каждый день зовет Ее к себе готовить для Кришны».

«Дочка, немедленно иди к Враджешвари и скажи, что с сегодняшнего дня наша невестка больше не выйдет из дома, - решительно заявила Джатила. - Рохини может готовить для Кришны. Пусть Яшода и займет ее этим».

«Но, мама! - возразила Кутила. - Враджешвари непременно скажет: ”Кто же во Враджа-мандале не знает, что Шри Радхика получила от Дурвасы Муни чудесное благословение: тот, кто вкушает приготовленное Ею, избежит всех бед и будет жить очень долго.

Кришна - мой единственный сын. Поскольку Он ест только то, что приготовила Шри Радха Своими собственными руками, Он остается здоров и невредим и избежал многих бедствий, чинимых злобными демонами. Поэтому я всегда зову Радхику готовить для Него“. Что я смогу на это ответить?»

«Ты должна ответить так, - продолжала наставлять Джатила. - ”О Враджешвари! А что, если завтра или послезавтра придет мудрец Дурваса и даст Шри Радхе благословение, что любой, кого Она коснется, будет жить очень долго? Как ты в таком случае поступишь? Будь добра, скажи.

О знающая этику и мораль! Ты что, пригласишь Шри Радху в свой дом и попросишь прикоснуться к твоему сыну? И еще: где это видано, чтобы благовоспитанная девушка ежедневно ходила готовить в чужой дом?

Слухи о дурном поведении моей невестки расползлись по всему Враджу. Разве я могу это стерпеть? Неужели ты думаешь, что я люблю свою невестку меньше, чем ты своего сына?“

 И еще скажи: ”Если ты, несмотря на все наши доводы, все же хочешь, чтобы твой сын ел только то, что приготовила Своими руками Шри Радха, тогда трижды в день: утром, в полдень и вечером - присылай в мой дом Дхаништху за ладду, модаком и другими сладостями“. Объясни это Враджешвари, и если она, тем не менее, разгневается, мы переселимся в какое-нибудь другое место. Я сделаю все, чтобы защитить свою невестку от безнравственного сына Яшоды». Итак, обсудив все, Джатила и Кутила заперли Шри Радху в доме, лишив Ее любой возможности встретиться со Шри Кришной. Охваченные пламенем разлуки, подобно лесному пожару, влюбленные так страдали, что даже сама Сарасвати, богиня учености и красноречия, не способна описать это.

Желая уменьшить жар тела Шри Радхи, пылающего в огне разлуки со Шри Кришной, сакхи устлали Ее ложе прохладными лепестками лотоса, смазанными сандаловой пастой и камфарой, но едва Ее тело коснулось ложа, как лепестки тут же поблекли и высохли.

Разве может Шри Радха прожить сутки, не видя Шри Нанда-нанданы? Ведь Она не может вынести даже краткого мига, отпущенного на одно моргание век, поскольку это мешает Ей лицезреть Кришну, и потому, ругая Творца, создавшего их, желает родиться лишенной век рыбой. Шри Радха лежала без сознания на ложе из цветов, ничего не видя и не слыша, и присланная Яшодой Дхаништха застала Ее в таком ужасном состоянии.

«О Лалита! - сказала встревоженная Дхаништха. - Сегодня утром Шри Радха не пришла к нам, поэтому для Кришны готовила Рохини. Позавтракав, Шри Кришна отправился пасти коров. Видя, что Он ел не с таким удовольствием, как обычно, Враджешвари очень расстроилась и послала меня сюда.

 Я пришла за модаком и другими сладостями и блюдами, которые должна была приготовить Радхика, чтобы Шри Кришна мог вкусить сегодня после полудня, а также вечером и завтра утром, перед тем как отправится пасти коров. Однако Шри Радха лежит без сознания. Разве может Она готовить в таком состоянии? Дорогая, что же мне теперь делать?»

И не придумав ничего другого, Дхаништха громко ска- зала Шри Радхике прямо в ухо: «О Радха! Смотри! Смотри! Шри Кришна стоит перед Тобой!» Как только эти слова достигли ушей Шри Радхи, к Ней вернулось сознание, и Дхаништха передала лотосоокой Радхике просьбу Враджешвари приготовить для Кришны модак и другие сладкие блюда. Стоило Шри Радхике, горящей в огне разлуки, услышать о желании Враджешвари, как все Ее тело тут же наполнилось безграничной энергией. «Рупа-манджари! Быстро обмажь печь землей и коровьим навозом и разожги в ней огонь, - распорядилась Она. - Принеси кархай (полусферический котел). По просьбе Враджешвари Я буду готовить для Шри Кришны.

О сакхи! Сегодня Я приготовлю в четыре раза больше модака и других блюд, чем готовила раньше. И нисколько не беспокойтесь о Моем самочувствии». С этими словами Шри Радха проворно села около печки на великолепную табуретку.

Поистине удивительно, что совсем недавно от соприкосновения с горящим телом Шри Радхи лепестки лотоса на Ее ложе поблекли и высохли, но сейчас, когда Она стала готовить сладости для Своего возлюбленного, жар печи охладил Ее тело.

Поистине удивительно и непостижимо царство наивысшей премы, в котором прохладная луна может излучать палящий жар, а огонь - охлаждать. Кто может понять такую прему? Кто может понять того, кто принял прибежище у нее?

«О Дхаништха! Неужели грозовая туча не прольется обильным дождем? - в отчаянии воскликнула Лалита. - Неужели не появится больше на небосводе полное влаги грозовое облако (Шри Кришна), украшенное лианой молнии (Шри Радхой)? Если оно не появится, не будет тогда потока расы, и урожай экстатического блаженства сакхи засохнет и полностью погибнет».

«Да, Лалита! Это правда! - вторила ей Дхаништха. - Шри Кришна и Его друзья испытывают сейчас такие же страдания, что и вы, подруги Шри Радхики. Более того, попугаи, павлины, шмели, олени и другие живые существа во Вриндаване тоже стали несчастными».

Шри Радха, приготовив миштанну (мучные сладости, жаренные в гхи) и другие сладости, передала их Дхаништхе, и та, шепнув что-то на ухо Радхарани и Лалите, отправилась в дом Нанды Махараджа. В тот же вечер Вишакха, вся в слезах, подошла к Джатиле и стала кататься по полу, изображая великую скорбь. - О Вишакха, что случилось? Почему ты плачешь? спросила встревоженная Джатила. - Шри Радха не заметила черную кобру, и та ужалила Ее, - рыдая ответила Вишакха.

 Джатила до смерти испугалась: - Где, когда ужалила? - Змея пряталась под деревом бадри. Приняв драгоценный камень на ее голове за Свой собственный, Шри Радха протянула к нему руку, и змея тут же укусила Ее.

«О, горе мне! - запричитала Джатила. - Какой удар молнии поразил мою голову!» Рыдая, она бросилась в комнату Шри Радхи и, увидев, что ее невестка, побледневшая от яда, лежит на полу и дрожит всем телом, завопила во весь голос и принялась бить себя кулаками в грудь.

Опомнившись, она тут же позвала Кутилу: «Дочь! Быстро беги в коровник (гошалу) и вели своему брату как можно скорее привести врача, исцеляющего мантрами. Прочтя соответствующую мантру, он избавит невестку от яда».

 Затем, повернувшись к Радхике, спросила с тревогой: - О невестка, как Ты себя чувствуешь? - Дорогая свекровь, - ответила Радха, - Я знаю только то, что все Мое тело горит от смертельного яда, больше Мне нечего добавить. Однако если этот заклинатель змей коснется хотя бы одного пальца на Моей стопе, Я тут же расстанусь с жизнью. Я целомудренная женщина, и Мой обет целомудрия нерушим.

«Моя дорогая невестка, - сказала Джатила, - не говори так. В непредвиденных обстоятельствах благочестивые люди едят то, что непригодно в пищу, и касаются предметов, которых нельзя касаться. Когда грозит опасность, не будет ошибкой использовать мантры или какие-либо лекарства - так утверждают знатоки священных писаний».

«Пожалуйста, выслушай Меня! - воскликнула Шри Радха. - Я готова прямо сейчас, на твоих глазах, расстаться с жизнью, но ни при каких обстоятельствах не смогу подчиниться твоей воле». Эти слова еще больше расстроили Джатилу. Как раз в этот момент пришла соседка и посоветовала: «Джатила! Ты должна позвать Шри Хари. Он убил могущественного змея Агху и подчинил ядовитого змея Калию. Одним Своим взглядом Он оживил коров, которые умерли, выпив отравленной воды из Калия-даха. Просто взглянув на твою невестку, Он освободит Ее от яда». Услышав это, Шри Радха сказала с горечью: «Боль, причиняемая Мне лживыми обвинениями и сплетнями, связанными с этим Кришной, гораздо сильнее, чем жжение змеиного яда. Того, кто попытается привести Его ко Мне, Я буду считать Своим вечным врагом». «Невестка, в таком случае мы с Кутилой бежим к Паурнамаси, - решительно заявила Джатила. - Она прекрасно знает мантры против укусов ядовитых змей, Тантры, агамы и другие шастры. Она придет и мигом исцелит Тебя. Только, пожалуйста, не возражай против этого».

 «Джатила, это превосходная идея, - поддержала ее Вишакха. - Пожалуйста, не медлите, отправляйтесь к Паурнамаси. Я перевяжу веревкой запястье Радхи, чтобы яд не распространился по всему телу, но это будет действовать т



2019-05-24 607 Обсуждений (0)
Вишванатха Чакраварти Тхакур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вишванатха Чакраварти Тхакур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)