Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОРСКИЕ ПУТИ ПОМОРОВ В МАНГАЗЕЮ НА ИСТОРИЧЕСКИХ     КАРТАХ (XVI-XVII ВВ.)



2019-05-24 629 Обсуждений (0)
МОРСКИЕ ПУТИ ПОМОРОВ В МАНГАЗЕЮ НА ИСТОРИЧЕСКИХ     КАРТАХ (XVI-XVII ВВ.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Еремина А. В.

студентка Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Репневский Андрей Викторович, д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории ВШСГНиМК

 

Издревле наши предки стремились освоить и колонизировать Север России, простирающийся до самого Северного Ледовитого океана, на берега морей которого и началось проникновение русских мореплавателей за неизведанными природными богатствами необъятных просторов Русской Земли. Они постепенно, начиная с XI века, освоили побережья Белого и Баренцева морей, открыли морскую дорогу, ведущую на запад, вокруг Кольского полуострова, и на восток, к устьям рек Сибири. Там и появился огромный северный район – Поморье – по берегам Белого и Баренцева моря, Онежского озера и по рекам: Северной Двине, Онеге, Мезени и Печоре [3, с.36-37]. После завершения в XII веке походов викингов в Белое море постоянное арктическое мореплавание и прокладка морских путей на восток не возобновлялись примерно до XV века. Следующий этап освоения Северного Ледовитого океана непосредственно связан с деятельностью поморов [6, с.26].

На рубеже XVI - XVII столетий наибольшую популярность среди поморов получил «Мангазейский морской ход» - путь через Пустозерский острог в Обскую губу и в Мангазею, известную поморам с XVI века [4,с.3-4].

Мангазейский морской ход - путь в Сибирь – был наиболее сложным из всех направлений движения поморов. По одной из версий, данное название связано с летописным племенем малконзеев, некогда обитавшим в этих краях, от него пошло и море Мангазейское, которым поморы называли Обскую и Тазовскую губы. По другой версии, в XVI веке поморские первопроходцы основали городок, на месте которого в 1601 году был построен город Мангазея, игравший большую роль в дальнейшем освоении севера Сибири. Не случайно европейские картографы отмечали его на географических картах континента [5, с.21].

Важно указать, что Мангазейский морской ход был не в полной мере морским: плавания проходили по Белому, Баренцеву и Карскому морям, часть пути шла по рекам и озерам, а также на двух участках – по сухопутным волокам. Первая арктическая магистраль, связывающая три моря, пролегала от берегов Северной Двины вдоль морского побережья на восток мимо полуострова Канин Нос. Иногда, для того, чтобы его не огибать, поморы пользовались «Чесским волоком» между реками Чижей и Чешей. Дальше путь лежал через южные новоземельские проливы – Карские Ворота и Югорский Шар – к Ямальскому полуострову и через него – волоком между реками Мутной и Зеленой в Обскую и Тазовскую губы [2, с.50].

Для того чтобы преодолеть самый протяженный участок Мангазейского хода от Белого моря до Югорского Шара следовало пройти полуостров Канин Нос. Существовало несколько способов его прохождения. Первый, часто применяющийся, был основан на использовании речного и волокового пути, пересекавшего полуостров с запада на восток. Началом маршрута был путь от Архангельска к устью реки Кулой. Далее суда пересекали Мезенскую дугу и подходили к устью реки Чижа на западном побережье Канина Носа, где начинался так называемый Чешский волок, протяженность которого была около 400 метров. Дальнейший путь проходил по реке Чеше, впадающей в Обскую губу, которая преодолевалась при приливной волне. Второй способ преодоления Чешского речного и волокового пути был с помощью заполнения протоки водой. Данная территория четко изображена на изданной в Англии около 1750 года карте Уильяма Барроу, который принимал участие в двух походах в северные моря, являлся руководителем второй английской экспедиции и крупным специалистом по навигации в Баренцевом море. Его карта была составлена на основе личных наблюдений и долгие годы считалась эталоном в изображении северных регионов России. Английские исследователи получили сведения от русских информаторов о Чешском волоковом пути и показали Канин Нос в виде острова, отделенного от материка узким проливом. Объясняет существование «канала», отсекающего Канин Нос от материка, и карта Исаака Массы 1612 года (Приложение 1, Рис.1), которая является русской в своей основе. На ней эта протока обозначена термином «промой», что означает русло, промытое водой [6, с.28, 32, 35]. Карта северного берега России охватывает громадное пространство – северную часть Кольского полуострова, Европейское побережье севера России, полуостров Ямал и Гыданский, а также часть Таймыра до устья реки Пясины. В левом верхнем углу карты помещен небольшой словарь, где дан перевод на голландский язык некоторых русских географических названий, нанесенных непосредственно на карту. Сверху по периметру карты нанесено ее полное название на латинском языке, которое при переводе обозначает: «Карта Северной России, Самоедии и Тунгусской земли, а также часть России, о которой рассказал Исаак Масса». Главной информацией, которую можно прочитать по карте, является нанесенный Чешский волоковой путь и Канин Нос в виде острова, отделенного от материка узким проливом, что объясняет существование «канала», отсекающего Канин Нос от материка. Также на ней показан архипелаг Новая Земля, к которому направляются корабли, нанесенные в виде небольших рисунков.

«Новейшая географическая карта Великого государства московского, представленного его северной частью» Н. Витсена, изданная в 1710 году, показывает мотив речного и волокового пути через Канин Нос. Этот маршрут обозначен в виде двух рек, соединенных в верховьях небольшим озером. Доказывает действительность изображения системы судового пути сопроводительный к карте текст: «Река Титса, по которой осуществляются плавания судов».

Поморы на своих судах, выходя к Чешской губе, пересекали ее в течение суток напрямую в направлении мыса Святой Нос, далее двигались вдоль «Тиунского» берега, под которым подразумевается побережье Малоземельской тундры, где начинался участок прибрежного плавания – вплоть до Медынского заворота, называемого также Бурловым берегом, от которого суда шли открытым морем к Югорскому Шару.

Известен был поморам еще один путь к Югорскому Шару – от устья реки Печоры, которым они пользовались в случае необходимости. Стоит отметить, что эта река, а также город Пустозерск имели важную роль в хозяйственной деятельности поморов, в частности, в эксплуатации Мангазейского морского хода. Устье Печоры в XVI веке было главным транзитным пунктом на пути в Мангазею, где суда пополняли свои запасы продовольствия. Следующий участок Мангазейского морского хода был связан с плаванием по Обской и Тазовской губам, объединенное поморами общим названием «Мангазейское море». Конечным этапом был подъем вверх по реке Таз, откуда парусным ходом поморы шли в Мангазею двое суток, а «гребью» – около десяти дней.

Заключительным пунктом Мангазейского морского хода являлся Тазовский городок, основанный поморами не позднее третьей четверти XVI века, являвшийся на то время самым восточным городом на севере Сибири. Он являлся достаточно крупным поселением, имеющим функции промыслового становища, торговой фактории и опорного пункта для дальнейшего продвижения на восток. Тазовский городок являлся типичной промысловой постройкой поморов, входившей в число становищ.

В 1601 году по указу государя на месте городка Тазовского была заложена Мангазея в качестве административного, хозяйственного и торгового центра Мангазейского уезда. Это был единственный северный морской порт Западной и Центральной Сибири, превратившийся в центр мореплавания и землепроходчества [6, с.37-39]. Мангазея была первым заполярным морским и речным портом Сибири. Несмотря на то, что Мангазейский морской ход был опасным, нелегким и всецело зависел от случайностей погоды, он все равно оставался одним из самых оживленных арктических морских путей поморов в XVII веке [2, с.65-66]. Однако, меньше чем за столетие, в 1671 году, город Мангазея перестал существовать, а центр Мангазейского уезда был перенесен на реку Турухан в Новую Мангазею, ныне поселок Старый Таруханск.

Следует добавить, что с момента своего возникновения Мангазея являлась в течение продолжительного времени единственным портом, связывавшим сибирские города с Северным Ледовитым океаном. Возникнув на базе освоения Мангазейского морского хода, город сразу превратился в опорный пункт русского мореплавания в восточном направлении, а также играл важнейшую роль в освоении центрального участка Северного морского пути, наиболее труднодоступного по причине ледовой обстановки, особенно тяжелой во второй половине XVII века.

После перемещения основных транспортных артерий на юг и восток, а также с запретом морских походов на восток и возрастанием ледовой нагрузки в морях восточной Арктики, Мангазея потеряла свою главную функцию – морского порта Сибири.

Помимо самой Мангазеи в плавания поморов к Северному Ледовитому океану в ходе Мангазейского морского пути входят походы в низовья реки Енисей, являющиеся ее продолжением. Самые ранние упоминания о них относятся ко второй половине XVI века. Достичь устья Енисея можно было двумя способами: речным из Мангазеи и морским с обходом полуострова Ямал и Гыдан, но большинство исследователей считает возможным и единственным только речной. Наглядным подтверждением данной версии, а также важным источником по истории русского арктического мореплавания являются карты Московского государства известного голландского картографа Исаака Массы, который долгое время жил и работал в России. Особая ценность данных работ состоит в том, что написаны они на основе сведений русских информаторов. На одной из его карт севера России 1612 года путь на Енисей пролегает от Мангазеи с преодолением волока между притоками Таза и Енисея. Самым безопасным способом достижения устья Енисея считался речной и волоковой путь из Мангазеи [6, с.39-41].

Речной вариант Енисейского хода также можно увидеть на ранее упомянутой (Приложение 1, Рис.1) карте севера России Исаака Массы с названием: «Русская карта северного побережья России, переведенная Исааком Массой», которая четко передает свое морское назначение. Попавшая картографу в руки карта предназначалась для использования при походах в Сибирь, так как «передает только береговые места», изображает не саму страну, а только северное ее побережье от Белого моря до реки Пясины, является полным изображением Мангазейского и Енисейского ходов. Она передает очертания побережий и островов Баренцева и Карского морей. Внутренние районы материка не изображены, за исключением Белого моря, где нанесен начальный пункт плаваний – город Архангельск и северо-западная часть Западной Сибири, ограниченная на востоке рекой Пясиной. Также, на этой территории нанесен полуостров Ямал, Тазовская губа, реки Обь, Таз и Енисей, а также ряд других более мелких рек, входивших в систему волоковых путей. Из комментариев к карте можно выяснить, что она имеет русское происхождение, все надписи на карте русские, написанные греческим шрифтом, а пролив Маточкин Шар ведет в Америку, куда попадают, пройдя Анианский пролив, это доказывает назначение карты для навигационных целей в условиях плаваний в восточном направлении. Именно поэтому рассмотренная карта помещена в книгу Г. Геррица «Описание страны самоедов в Татарии», являющейся сборником материалов, связанных с отысканием Северо-восточного прохода, который граничит на всем своем протяжении с Мангазейским и Енисейским ходами.

Особыми значками на карте отмечены основные исходные пункты Мангазейского плавания: Архангельск, Мезень, Зимняя Золотица, Куя, важный элемент хода – Чешский волок, нанесен в виде сплошной протоки, обозначенной как «Промой Тетсса», на подходе к Канину Носу нанесены мели – «кошки». Приметное место в северной части Печорской губы обозначено в виде вытянутого мыса Печорский заворот. В низовьях Печоры специальным знаком показан город Пустозерск. Нанесена также река Бурловая, от которой идет проход к проливу Югорский Шар, на восточной стороне которого виден остров Местный, являвшийся приметным при выходе в Карское море.

Более подробно на карте изображены Ямальский речной и волоковой путь – следующий этап Мангазейского морского хода. Нанесенный остров Шараповы Кошки указывает на место входа в Шарапов Шар на западной стороне Ямала, откуда начинался путь через полуостров. Видны все элементы этого прохода: реки Зеленая и Мутная, система озер в верховьях и участок волока. Обозначен Тазовский городок, а также начальный и конечный пункты Мангазейского морского хода.

Речной вариант Енисейского хода, следовавшего далее на восток, выражен на карте в виде схемы речного и волокового пути между Тазом и Енисеем, куда входит правобережный приток Таза, обозначенный как река Мутная и безымянный приток Турухан, впадающий в Енисей. Также на карте присутствует и морской вариант Енисейского хода [6, с.42-43].

Оба морских хода, и Мангазейский, и Енисейский использовались поморами для походов в Сибирь вплоть до указа царя Михаила Федоровича о запрете в 1619 году. Этот царский указ «Мангазейского морского хода под страхом смертной казни» был издан с целью пресечь неподконтрольные государству экспедицию промышленников, в том числе иноземцев за сибирской «мягкой рухлядью» [1, с.21-22].

Мангазейский морской ход был не только традиционно сложившейся трассой от Белого моря в низовья реки Таз, но и целым комплексом навигационного обеспечения, включавшего в себя рациональный компонент, максимально укороченный маршрут, оптимально выбранные сроки выхода в плавание, обеспечение береговыми навигационными знаками, наличие особого типа судов, знание местной около береговой навигации. В итоге, это все подчинялось идее максимального сокращения времени нахождения в пути во избежание неблагоприятной ледовой обстановки, что являлось большим преимуществом для промыслов поморов.

Также, сохранившиеся до наших дней документы справедливо называют Мангазею «златокипящей государевой вотчиной» за обилие пушного богатства на данной территории, что и подтверждает большой интерес к этой земле поморов в XVI- XVII столетиях [2, с.51].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арктика – мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. Полярная энциклопедия школьника. Науч. ред., сост. – В.И. Магидович [Текст] / Москва: Северные просторы, 2000.

2. Булатов В.Н. Русский Север. Книга вторая: Встречь солнца (XV- XVII вв.) [Текст] / В.Н. Булатов – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1998.

3. Красавцев Л.Б. Роль моря и морского транспорта в становлении и развитии городских поселений поморья. В сборнике: Архангельск: от поморских поселений до столицы Русского Севера: материалы городской научно-практической конференции (25 сентября 2013 года) [Текст] / под ред. Проф. С.И. Шубина, ред.-сост.: Т.В. Овчинникова и др. – Архангельск: Лоция, 2013.

4. Окладников Н.А. Российские колумбы: Мезенские полярные мореходы и землепроходцы (XVI – начало XX века). [Текст] / Н.А. Окладников. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008.

5. Северный морской путь-арктическая дорога жизни. История открытия и освоения Северного морского пути. Рекомендательный список литературы. [Текст] / Муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система», Центр. гор. б-ка им. М. В. Ломоносова; [сост. Г. И. Попова]. - Архангельск, 2012.

6. Старков В.Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том II. Россия и Северо-восточный проход [Текст] /В.Ф. Старков – М.: Научный мир, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Карта Северного берега России 1612 г. Исаака Массы и Книга Большому Чертежу Московского государства. Наука из первых рук. Наука молодая, 2010, том 31, №1. Интернет-ресурс. Режим доступа: https://scfh.ru/papers/karta-severnogo-berega-rossii-1612-g-isaaka-massy-i-kniga-bolshomu-chertezhu-moskovskogo-gosudarstva/

 



2019-05-24 629 Обсуждений (0)
МОРСКИЕ ПУТИ ПОМОРОВ В МАНГАЗЕЮ НА ИСТОРИЧЕСКИХ     КАРТАХ (XVI-XVII ВВ.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОРСКИЕ ПУТИ ПОМОРОВ В МАНГАЗЕЮ НА ИСТОРИЧЕСКИХ     КАРТАХ (XVI-XVII ВВ.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)