Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДВА ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗ ЗВЕРЯ В ИСКУССТВЕ ПРИМИТИВИЗМА    РУБЕЖА XIX -XX ВЕКОВ



2019-05-24 312 Обсуждений (0)
ДВА ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗ ЗВЕРЯ В ИСКУССТВЕ ПРИМИТИВИЗМА    РУБЕЖА XIX -XX ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Никитин М. А.

 студент Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Фельдт И. Н., к. ист. н., доцент, доцент кафедры культурологии и религиоведения ВШСГНиМК

Примитивизм – художественное направление в живописи, ставшее актуальным в XX и XXI столетиях. В данном направлении работало множество художников, как профессионалов, так и самоучек, оставивших после себя богатое художественное наследие, которое в наши дни активно исследуется. В современном культурном процессе мы тоже видим работы художников-примитивистов. Это, а также то, что примитивизм и сегодня недостаточно хорошо известен массовому зрителю, поскольку долгое время работы, созданные в данном направлении, оставались за границами официального искусства, делает актуальным изучение истоков этого художественного направления.

На рубеже к. XIX – н. XX вв. в изобразительном искусстве Европы и России ярко выразился кризис, связанный, прежде всего, с утратившими свою актуальность средствами художественной выразительности в академической живописи. В это же время в ходе колониальной политики европейских стран в Африке и на Востоке, европейским художественным кругам стали известны произведения народного искусства племенных народов Африки, Океании, а также искусство восточных стран. Сохранившаяся архаичность образцов искусства племенных народов, примитивная техника обработки материала и яркие чистые цвета привлекли внимание профессиональных художников, которые начали применять элементы примитивного искусства в профессиональной живописи, в целях преодоления сложившегося к этому времени кризиса академической живописи. Таким образом, открытие культур племенных народов, не затронутых воздействием цивилизации, привнесло новые способы выразительности и стало символом искусства, «не засоренного материалистскими ценностями цивилизации, но сохранившего детскую непосредственность и наивность» [1]. В европейской живописи этого времени новым способом выразительности стало применение чистого цвета и отражение субъективной эмоциональности художника, а не реалистичность изображения.

Творчество профессиональных художников и художников-самоучек, сознательно применяющих в своих работах элементы искусства племенных народов и народного искусства, в искусствоведении стало обозначаться термином «примитивизм». Изначально означающее культуру племенных нецивилизованных народов в целом, на рубеже к.XIX – н. XXвв. под примитивизмом стали понимать творчество живописцев, намеренно стилизующих свои работы под искусство племенных народов с помощью выразительных средств, присущих искусству этих народов [1]. Таким образом, в направлении примитивизма можно говорить о синтезе цивилизации и примитива, поскольку «изобразительность наива основывается на особой природе эстетического восприятия и образно-пластического отображения мира, которая даётся человеку генетически и сохраняется в его подсознании в неких запрограммированных художественных кодах. Наивный художник выступает в качестве носителя «обожествлённой» памяти, хранителя традиций всего коллектива, носителя мифологического сознания. Наивное искусство носит ритуальный характер, имеет подобные ритуалу свойства, следы бытовой магии» [2, с.16-18]. Два взгляда на мир: цивилизационный и традиционный – в искусстве примитива можно увидеть в творчестве А. Руссо и Т. Вылки. Наиболее ярко эти различия в восприятии мира видны в работах, посвященных дикой природе.

Одним из первых художников-примитивистов в Европе стал А. Руссо, живший и работавший во Франции на рубеже к. XIX – н. XX вв. Несмотря на то, что А. Руссо не получил профессионального художественного образования, он в своем творчестве ориентировался на традиции академической живописи, следуя манере художников-академиков Ж.-Л. Жерома и Ф. Клемана, но, в силу недостатка профессиональных навыков, А. Руссо по-своему перерабатывал академическую манеру письма [3, c.25]. Не знавший правил перспективы, художник добивался передачи объемного пространства посредством обширной цветовой гаммы и многочисленных тонов, тем самым приближаясь к достоверности передачи изображаемого.

Как и академик Ж.-Л. Жером, А. Руссо часто изображал в своих работах животных, особенно диких, помещая их в фантастические тропические заросли, ставшие главной темой творчества художника. Отчасти благодаря введению анималистических образов в свои работы, А. Руссо стремился установить преемственность своего творчества с профессиональным творчеством академической традиции, в то же время по-своему интерпретируя образы животных.

Наиболее ярко образ животного А. Руссо воплотил в картине «Нападение в джунглях» (1891 г, Национальная галерея, Лондон). В данном первом произведении А. Руссо, посвященному изображению воображаемых тропических лесов, художник использовал пантограф для передачи на холсте четких линий и целых контуров, прикрывая данной техникой свою примитивистскую манеру письма [3, c.41]. Несмотря на применение пантографа, композиция картины получилась плоскостной, что в целом свойственно искусству примитивизма. Тигр, изображенный художником с помощью пантографа, кажется пририсованным поверх густой растительности, на которую он опирается перед прыжком.

Плоскостное изображение тигра не мешает зрителю ощутить его убедительно прописанным и полным внутренней динамики, даже если принимать во внимание наивность окружающего его пейзажа. Следуя из названия картины, тигр изображен в момент, предшествующий нападению (по словам самого А. Руссо, на путешественников, оставшихся за пределами композиции) [3, с.41]. Изображая тигра в своей первой «тропической» картине, А. Руссо отталкивался от понимания дикого животного в европейской цивилизованной традиции – тигр, как дикий хищник, опасен для человека, особенно существующего вне дикой природы в цивилизации. Несмотря на привлекательную экзотичность, тигр - угроза для человека, что художник передает в напряженной позе животного и его оскаленной морде. Таким образом, образ зверя у А. Руссо предстает как дикое существо, потенциально опасное для цивилизованного человека, и можно заметить, что человек и зверь существуют в двух разных мирах – цивилизованном европейском и экзотическом диком.

По-иному предстают образы зверя в работах ненецкого художника Тыко Вылки (Ильи Константиновича Вылки), работавшего в рамках ненецкой традиционной культуры и испытавшего минимальное влияние профессиональной живописи. Наиболее ярко анималистическая тема в творчестве Т. Вылки проявилась в картине «Мыс Дровяной» (1950-е гг, Архангельский областной музей изобразительных искусств). В данной работе в северный пейзаж архипелага Новая Земля художник ввел диких животных – трех белых медведей: медведицу и ее двух медвежат. Как и тигр в картине А. Руссо «Нападение в джунглях», медведи, несмотря на такую же условность прорисовки, помещены на переднем плане, но на данном полотне Т. Вылка создает принципиально иной образ зверя. Художник понимает, что медведь – хищник, опасен для человека. Но белые медведи в представлении художника, тесно связанного с дикой природой Новой Земли, являются ее неотъемлемой частью и сосуществуют с человеком. Несмотря на отсутствие человека в картине, его присутствие косвенно угадывается – на заднем плане композиции плывет парусник, который привлек внимание белых медведей, с дружелюбным интересом вглядывающихся в него.

В отличие от А. Руссо, Т. Вылка, как человек, сформированный традиционной культурой, связанный с дикой природой, передает образ диких животных не как опасных, заведомо враждебных человеку существ, а как существ, равных человеку и существующих в гармонии с ним; звери у Т. Вылки, как и люди, чутко реагируют на происходящее вокруг них, что представлено в картине «Мыс Дровяной» через интерес белых медведей к плывущему вдали паруснику.

Таким образом, в рамках направления примитивизма, можно проследить две трактовки образа зверя в работах художников. Французский примитивист А. Руссо и ненецкий художник Т. Вылка, как представители одного направления и не имеющие профессионального художественного образования, тем не менее, по-разному воспринимали и передавали в своих картинах образы диких животных, воплощая в них свое субъективное восприятие окружающего мира, сформированное цивилизационной и традиционной культурами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаренко Н. Примитивизм: будьте как дети. https://artchive.ru/encyclopedia/35~Primitivizm_budte_kak_deti

2. Богемская К. Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб.: Алетейя, 2001. 185 с.

3. Валье Д. Анри Руссо. – М.: Слово / Slovo, 1995. – 96 с.

4. Воронова О.П. Президент Новой Земли Тыко Вылко. – М.: Советский художник, 1977. – 160 с.

 



2019-05-24 312 Обсуждений (0)
ДВА ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗ ЗВЕРЯ В ИСКУССТВЕ ПРИМИТИВИЗМА    РУБЕЖА XIX -XX ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДВА ВЗГЛЯДА НА ОБРАЗ ЗВЕРЯ В ИСКУССТВЕ ПРИМИТИВИЗМА    РУБЕЖА XIX -XX ВЕКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)