Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТАНЦЕ XXI ВЕКА



2019-05-24 411 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТАНЦЕ XXI ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Онегина Д.В.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected].

Научный руководитель: А. А. Полуэктов, к.ф.н., доцент, доцент кафедры культурологии и религиоведения ВШСГНиМК

 

Понятие телесности, имея различные обозначения, трансформировалось на протяжении истории культуры и обнаруживало целый спектр значений — от «противоположности духовному» до «способа социальной репрезентации личности» [2]. Вместе со значением понятия изменялся и уровень телесной приватности. Сексуальная революция, популяризация идей феминизма, эксплуатация образа физических потребностей человека в средствах массовой коммуникации привели к тому, что к концу ХХ века телесность стала понятием не личным, а общественным. На сегодняшний день телесность – совокупность физических, психологических и социальных свойств личности – можно считать достоянием общественности, феноменом, в котором не осталось ничего тайного, приватного [1].

Такое положение дел, с одной стороны, спасает человечество от сексуальной необразованности, излишних психологических зажимов — современная культура учит относиться к своему телу не как к «грешной плоти», а как лучшему другу и источнику удовольствий. С другой, ситуация полной открытости, отсутствия приватного пространства – это тяжелый психологический стресс. Усугубляется такое положение тем, что при максимальном расширении дозволенного остаются жесткие требования: человечество остается зависимым от общепринятых этических и эстетических норм, к внешнему виду тела и манерам поведения по-прежнему предъявляются строгие требования. Знаменитый лозунг «будь собой», ставший культовой идеей современного человека, направлен скорее не на внутреннюю гармонизацию личности, а на нахождение все новых способов оригинальной презентации себя в обществе. Таким образом, мы видим, что потребность в образовании приватного пространства, «закрытии» своей телесности – актуальная проблема современного человека [1].

Современное отношение к телесности не могло не отразиться в искусстве. Танец, как самый телесно-ориентированный вид искусства, чутко отреагировал на сложившуюся ситуацию и предложил свои пути решения актуальных вопросов.

Еще в ХХ веке танец перестал быть просто зрелищным видом искусства. Классический балет, требующий строгого соблюдения канонов, определенной физической формы и внешнего вида исполнителя, трансформируется сначала в модерн – танец, декларирующий освобождение тела от корсетов и пуант, смысла – от сюжета литературных произведений и ограниченного круга тем, техники – от строгой геометрии движений. С этого момента танцевальное искусство преображается из чисто эстетического действа в средство выражения современных проблем [3]. Далее, в попытке еще больше освободить танец от идейных и технических догм, танцоры и хореографы постепенно формируют стиль контемпорари. Он является логическим продолжением классического и модерн танцев, но отходит от традиционных канонов эстетики. Теперь на сцене может появиться нечто поистине безобразное, движения могут быть бессознательными, идея танцевального произведения зачастую заключается в самом движении или психоэмоциональном состоянии танцовщика. Столь разные стили объединяет то, что в каждом из них, во-первых, во главу угла ставится физическая подготовка танцовщиков и их способность выразить идею постановщика, а во-вторых, тело выступает в качестве инструмента презентации — сюжетов, эстетических канонов, философских размышлений, эмоциональных состояний [4].

В XXI веке формируется такой танцевальный стиль, как экспериментал. Он стоит в единой генеалогической линии со своими предшественниками, но даже таким революционным стилям бросает вызов. Являясь скорее философской доктриной, а не техникой, экспериментал предлагает своим адептам, в первую очередь, глубинную работу над своим психическим, интеллектуальным, духовным состоянием. Это импровизационный танец, происходящий в момент «здесь и сейчас». От танцовщика, помимо высокого уровня физической подготовки, требуется достижение состояния полной расслабленности сознания, освобождения мыслительного потока, способности оперативно реагировать телом на свободно приходящие мысли и образы. С этим связано обращение танцовщиков к психотерапии, эзотерическим практикам, различным способам исследования сознания. Также впервые танцовщики отходят не только от балетной техники (ранее попытки окончательно отбросить хореографическую техничность были безуспешными), но и от привычного формата исполнения танца вообще: полностью исключается элемент постановки, происходящее на сцене скорее можно назвать пребыванием танцующего в состоянии осознанного транса, когда исполнитель не знает наверняка, какой образ возникнет в его сознании дальше, какое движение он совершит следующим [5]. Теперь танец – это не выражение сторонних идей. Экспериментальный танец – это состояние танцовщика, когда его телесность максимально едина и свободна: состояние душевное идеально кореллирует с состоянием физическим, оба этих состояния изменяются синхронно и под полным контролем исполнителя.

Таким образом, в рамках танца экспериментал телесность предстает как сугубо личностный феномен. Подразумевается, что танцующий избавляется от навязанных культурой догм и находит стиль повествования, отражающий его индивидуальность. Несмотря на то, что любое танцевальное направление означает презентацию чего-либо языком тела, т.е. выставление телесности напоказ, экспериментал максимально приблизился к «закрытию» тела — ведь во главу угла становится сознание танцующего, а не внешний вид его тела, костюм или соответствие определенной технике. Если танец ХХ века стремится передать зрителю идею, сюжет или эстетический образ, то танец века XXI— это внутренний процесс танцовщика, его сосредоточенность на личных ощущениях, идея такого танца заключается в самом процессе его рождения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гросс Э. Изменяя очертания тела: введение в гендерные исследования / Э. Гросс. – Харьков, 2001. – 620 с.

2. Психология телесности: между душой и телом / Под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. – АСТ, 2007. – 736 с.

3. Хлопова В. Американский танец ХХ века: зачем Tерпсихора надела кроссовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oteatre.info/amerikanskij-tanets-xx-veka-zachem-terpsihora-nadela-krossovki/ (Дата обращения: 20.03.2018)

4. Contemporary dance history, theory and techniques [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.contemporary-dance.org/ (Датаобращения: 06.06.2017)

5. Hassmann J. Performing Improvisation – What are we doing here? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://joerghassmann.wordpress.com/2014/04/04/performing-improvisation-what-are-we-doing-here/  (Дата обращения: 20.03.2018)

 



2019-05-24 411 Обсуждений (0)
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТАНЦЕ XXI ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕЛЕСНОСТИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТАНЦЕ XXI ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)