Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОМОРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И                  ПЕРСПЕКТИВЫ



2019-05-24 296 Обсуждений (0)
ПОМОРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И                  ПЕРСПЕКТИВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Рычкова А.В.

магистрант 2 курса Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Кильдяшова Т.А., к. филос. н., доцент кафедры культурологии и религиоведения ВШСГНиМК

В контексте современного общества, многим учреждениям культуры приходится выходить на новые формы работы. Это необходимо для привлечения потенциального потребителя. Учреждения культуры на сегодняшний день предлагают широкий спектр услуг и культурно-массовых мероприятий и уровень конкуренции между ними постоянно растет. В связи с этим перед многими учреждениями культуры, особенно перед теми у которых особая целевая аудитория, возникают задачи по изменению имиджа учреждений культуры, поиск новых имиджевых технологий, форм работы с аудиторией.

Филармония является уникальным учреждением культуры, она имеет свои характерные особенности. Такой тип культурного учреждения сложился еще в 30-е годы XX века, и существует по настоящее время [2]. В традиционном понимании, филармония – это такое учреждение культуры, в котором популяризируется классические произведения музыкального искусства. Филармонии отличаются камерной атмосферой и ориентированы на особую, довольно узкую аудиторию почитателей классики. В состав филармонии входят штатные исполнители, симфонические и камерные оркестры, инструментальные ансамбли, хоры, эстрадные коллективы, что дает определенные преимущества перед другими учреждениями культуры, но только наличие этих преимуществ недостаточно.

В начале 90-х годов XX века учреждения, в основном нацеленные на реализацию программ и проектов, связанных с классической музыкой и академическим искусством, оказались без государственной поддержки [3]. Это поставило учреждения культуры в сложное положение, когда количество выступлений, программ снижалось, количество зрителей уменьшалось, что, в конце концов, стало сказываться и на качестве культурного продукта, поскольку учреждения стали ориентироваться на массовые предпочтения случайной аудитории.

Глубокий институциональный кризис в этот период времени, в котором оказались филармонии, был вызван целым комплексом причин. Это, во-первых, отсутствие целенаправленного продвижения музыки, прежде всего, на широковещательных государственных каналах радио и телевидения; во-вторых, значительное уменьшение количества учащихся на всех трех уровнях музыкального образования; в-третьих, переезд талантливых музыкантов из небольших городов в крупные центры; в-четвертых, снижение качества музыкального образования. К этому добавляются и проблемы с финансированием, как общие для всех учреждений культуры (сокращение государственных субсидий), так и частные (уход эстрады из филармоний в коммерческий сектор) [1].

Сегодня можно говорить об изменениях, которые можно наблюдать на уровне реализации культурной политики, в частности реализуется стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, принята Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки до 2020 г.

Но, несмотря на различные программы поддержки, государство заинтересовано в самоокупаемости культурных учреждений. Поэтому учреждения культуры, и в частности филармония, стремится расширить свою аудиторию, выйти за рамки привычных ожиданий публики. С этим связано изменение репертуара, включение в него таких программ проектов, которые с одной стороны делаю филармонию более открытой массовому потребителю, с другой стороны позволяют учреждениям такого типа выйти на новый уровень творческого позиционирования [2].

 Необходимость встраиваться в условия рынка, высокая конкуренция в предоставлении культурного и творческого продукта, а также необходимость развития и поиска нового зрителя сказывается на том, что учреждения культуры прибегают к тем технологиям, которые обычно применяются в коммерческой сфере и сфере бизнеса. Речь, прежде всего, идет о имиджевых технологиях.

Деятельность филармонии в современных условиях предполагает активное использование технологий и инструментов менеджмента и маркетинга. В структуре современных филармоний появляются отделы творческого и экономического планирования, информации и рекламы, маркетинговый (или PR) отдел. Необходимость подобного рода подразделений подчеркивается в «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки». Формирование положительного имиджа на сегодняшний день является ключевым моментом привлечения посетителей.

В рамках данной статьи делается попытка проанализировать изменения, которые переживает филармония как особый тип учреждения культуры, на примере деятельности ГБУК АО «Поморская филармония».

Поморская государственная филармония основана 10 июля 1937 года. Камерным (малым или органным) залом является бывшая (до революции 1917 года) лютеранская церковь Святой Екатерины, находящаяся в центре Архангельска. Главной гордостью Поморской филармонии является музыкальный инструмент орга́н, установленный в 1991 году немецкими мастерами фирмы «Александр Шуке» из города Потсдам. Основной целью филармонии является сохранение традиции музыкальной культуры, оказание содействия развитию и продвижению музыкального искусства. Филармония имеет богатый концертный опыт, сотрудничает с ведущими исполнителями России и зарубежных стран: Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Китая, Японии и многих других. Так же имеет свою специфическую аудиторию. Филармония реализует идеи музыкального просветительства, она является центром концертной музыкальной деятельности Поморья. Исследование трансформации филармонии, и ее имиджевой политики было построено на анализе интервью, статей, сайта филармонии.

За последний год в филармонии произошли значительные изменения во всех сферах деятельности. Прежде всего, изменилась концепция и основная миссия Поморской филармонии. Сегодня филармония позиционирует себя как открытую творческую площадку, как мультифункциональное учреждение, готовое на эксперименты. По словам руководителя филармонии Василия Сергеевича Ларионова «сегодня организации культуры не могут позволить себе оставаться консервативными и малоподвижными».

Первым шагом к изменениям стал ребрендинг учреждения. В него входит – новый фирменный стиль филармонии, новый логотип, новый сайт, PR-кампания, реклама, афиши, новые формы работы.

Начальным результатом трансформации стал новый логотип Кирхи – нарисованный пятью горизонтальными чертами ромб на розовом фоне и надпись «Сердце музыки». Логотип был разработан дизайнером филармонии Антоном Зубовым. Как объяснил Сергей Ларионов: «У логотипа есть две смысловые доминанты — музыка и сердце. Они объединяют в себе множество образов: орган, звуковая волна, кардиограмма, сама Кирха, построенная в стиле «неоготика», северное сияние, натянутые струны и даже архангельская высотка». Изменения были начаты с логотипа, потому что, по мнению директора Поморской Филармонии, это первая ступень к большим переменам.

За логотипом последовало создание нового сайта. Он достаточно удобен, более привлекателен, ярок, пока на нём представлена очень ограниченная информация, но предполагается его дальнейшее развитие, что, несомненно, работает положительно на имидж организации.

Изменился стиль афиш, изменилась подача рекламы в СМИ, PR-кампания. Поморская филармония активно сотрудничает с журналом Magazine для размещения информации, с такими средствами массовой информации, как Регион29, Бизнес-класс Архангельск, газета Архангельск, News29, Новости Дня, а также участилось появление директора и артистов Поморской филармонии на телевидении. Таким образом, Поморская филармония при помощи информационных технологий заявляет о себе, своей деятельности, тем самым работая над созданием нового имиджа, который бы соответствовал современной концепции учреждения.

Вторым шагом к изменениям стал пересмотр форм работы и площадок Поморской филармонии. Поморская филармония на сегодняшний день позиционирует себя как открытую экспериментальную площадку. Это касается не только аудитории, но и артистов. Сегодня свое творчество в рамках проектов филармонии могут представить как уже известные артисты, так и молодые исполнители – студенты Архангельского музыкального колледжа, воспитанники музыкальных школ. Многофункциональность и открытость также выражается в мультикультурности и многожанровости реализуемых программ и проектов.

В качестве примера такого рода проектов можно привести: дискуссионный клуб «Среда общения»; Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 18»; «Открытая библиотека».

Дискуссионный клуб «Среда общения» – творческие встречи с артистов (Виктор Воробьёв, Лариса Спиранова) со зрителями – особенно плодотворно прошла встреча со специалистами, непосредственно причастными к теме музыкального просвещения детей, подростков и студентов. Во встрече приняло участие 14 педагогов и специалистов из 7 школ города, а также Медицинского колледжа и САФУ.

Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 18». Отборочные туры чемпионата России прошли в Архангельске уже 4-ый раз. По правилам чемпионата, нужно без подготовки читать вслух отрывки из разных книг, подготовленные организаторами. Технику и артистизм участников оценивают эксперты. Большие полуфиналы в 2017 и 2018 годах прошли именно в Камерном зале, а председателем жюри выступил заслуженный артист РФ Игорь Перфильев. На мероприятии присутствовал автор всероссийского проекта Михаил Фаустов. Также в рамках фестиваля «Forever young classic» прошло соревнование по чтению вслух «Открой рот» – принцип у конкурса тот же, но участники – все желающие, а не только школьники.

Успех литературных мероприятий, проводимых в Поморской филармонии, показал, что на данной площадке могут проходить не только музыкальные форматы. Планируется продолжать проведение литературных мероприятий. Например, в мае зрители соберутся на поэтическом вечере известной молодой поэтессы Ирины Астаховой. Уникальное акустическое пространство Кирхи позволяет слушать в Камерном зале не только музыку, но и наслаждаться художественным словом.

Уникальным явлением для Архангельска стало проведение такого мероприятия, как «Открытая библиотека» – это общественно-культурный проект, созданный в Санкт-Петербурге в 2012 году. Архангельск стал первым городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где «Открытая библиотека» провела свои мероприятия. Сегодня «Открытая библиотека» устраивает фестивали, диалоги и дискуссии, участие в которых принимают лучшие русскоязычные спикеры.

В Поморской филармонии прошло уже три встречи: с общественным деятелем и волонтёром Митей Алешковским, со всемирно известным кинорежиссёром Александром Сокуровым и с главным кинокритиком страны Антоном Долиным. Эти встречи привлекли в Камерный зал большое количество молодежи. Вход на эти мероприятия был сделан свободным или за символическую плату. Следующим гостем встречи в рамках Большого Пасхального фестиваля станет протоиерей Алексей Уминский – известный московский священнослужитель, телеведущий и редактор.

Как отмечает руководство, на данный момент основной задачей является разрушить стереотип о том, что классическая музыка и филармония – это что-то непонятное и сложное. Все изменения направлены на работу, как с целевой аудиторией, так и с новыми зрителями. Несмотря на эксперименты, сохраняется традиционность в тех музыкальных программах, которые существуют и реализуются в Поморской филармонии каждый месяц.

Произошедшие за последнее время изменения в деятельности Поморской филармонии, говорят о грамотном использовании имиджевых технологий. Трансформация имиджа не происходит мгновенно. Это комплекс мероприятий, результаты которого, можно будет оценить только спустя время. При этом перемены происходящие сейчас свидетельствуют о том, что Поморская филармония стремиться идти в ногу со временем, соответствовать современным тенденциям, и не боится экспериментировать.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бедерова, Ю. Искусство сложности капитулирует перед государством простоты // Контрапункт, №4 / июнь 2016[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.counter-point.org/wp-content/uploads/2016/05/bederova_countepoint4.pdf (Дата обращения: 24.03.2018 г.)

2. Коленько, С.Г. Менеджмент в сфере исполнительского искусства: вызовы современной культуры // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2014. Вып. 3[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/menedzhment-v-sfere-ispolnitelskogo-iskusstva-vyzovy-sovremennoy-kultury (Дата обращения: 24.03.2018 г.)

3. Савельева, Л.Н. Концертно-филармоническая деятельность в контексте музыкального просвещения России // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 173–178.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: kontsertno-filarmonicheskaya-deyatelnost-v-kontekste-muzykalnogo-prosvescheniya-rossii%20(2).pdf (Дата обращения: 19.03.2018 г.)

 



2019-05-24 296 Обсуждений (0)
ПОМОРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И                  ПЕРСПЕКТИВЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОМОРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И                  ПЕРСПЕКТИВЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)