Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ I В РОМАНЕ АНРИ ТРУАЙЯ «ГРОЗНЫЕ ЦАРИЦЫ»: МНИМАЯ ГИНЕКОКРАТИЯ НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ



2019-05-24 385 Обсуждений (0)
ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ I В РОМАНЕ АНРИ ТРУАЙЯ «ГРОЗНЫЕ ЦАРИЦЫ»: МНИМАЯ ГИНЕКОКРАТИЯ НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Храмцова А.А.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Задорин М.Ю., к.ю.н., доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Высшей школы экономики, управления и права

 

Тема России является одной из ключевых в творчестве Льва Тарасова, известного в мире литературы под французским псевдонимом Анри Труайя (1911–2007). Русские корни писателя обусловили большую роль в воплощении идеи взаимодействия и взаимовлияния России и Франции [1]. Он посвятил много произведений России, что позволило познакомить французского читателя с культурным наследием нашей страны, а русскому читателю взглянуть на известные отечественные образы под новым углом [2].

Большая часть работы Анри Труайя была посвящена исторической серии жизнеописания русских правителей. Это такие романы как «Екатерина Великая» (1977), «Александр I. Северный сфинкс» (1981), «Иван Грозный» (1982), «Александр II» (1990), «Грозные царицы» (1998).

В «Terribles Tsarines» писатель акцентирует внимание на роли женщины в формировании истории России. В своем романе А. Труайя уделяет внимание правящим императрицам Екатерине I, Анне Иоанновне, Анне Леопольдовне и Елизавете Петровне, которые в XVIII в. «вершили судьбы» страны. Он подробно описывает черты характера правящих императриц, их политические предпочтения, управленческий талант, отношения с правящими элитами Российской Империи и Европы.

Анри Труайя считается исследователем исторического наследия России. Его труды переведены на многие языки мира и по ним изучают историю, и культуру нашей страны.

Первый исторический образ, раскрываемый в романе посвящен Екатерине I, которая правила Империей с 1825 по 1827 гг. В романе ей посвящено две главы. Через характер и образ первой императрицы России можно проследить закономерность ее решений, влияющих на внутреннюю политику страны.

Ее история начинается со смерти мужа. Первая глава называется «Екатерина прокладывает путь», здесь она предстает перед читателями как скорбевшая по мужу и преданная ему во всем жена: «Екатерина так ломала руки и проливала такие обильные слезы перед полномочными представителями других государств, собравшимися вокруг смертного ложа государя, что капитан Вильбуа, адъютант Петра Великого, поразившись, написал в своих воспоминаниях: “Невозможно было представить себе, что столько воды способно собраться в голове одной женщины. Множество людей прибежали во дворец посмотреть, как она плачет и вздыхает”» [3]. При этом автор упоминает о том, что она не всегда хранила супружескую верность своему мужу, но отмечает ее «бескорыстную и искреннюю привязанность к нему».

Трагические события, которые легли на плечи Екатерины заставили ее собраться с духом, вспомнить о своем сильном и закаленном жизнью характере, и… задуматься о политических амбициях. Для создания яркого образа Труайя описывает желание Екатерины обрести власть на фоне воспоминаний о детстве и юности: «Родители Екатерины были простыми ливонскими крестьянами. Они, один за другим, умерли от чумы, когда Марта (таково, как уже говорилось, настоящее имя царицы) была совсем еще девчонкой. Вечно голодная и оборванная, она блуждала по городам и весям, пока ее не взял к себе в дом служанкой лютеранский пастор Глюк. Но бдительному священнослужителю все-таки не удалось уследить за сироткой с аппетитными формами, и очень скоро она опять отправилась бродить по дорогам – на этот раз ночуя в лагерях русской армии, которая завоевывала тогда польскую Ливонию, – и меняла любовников до тех пор, пока не покорила сперва сердце Меншикова, а затем и самого Петра» [3].

Через воспоминания Екатерины о своем прошлом Труайя отмечает, что благодаря не самой счастливой судьбе, стал закаляться ее характер, формируя такие качества как бесстрашие и живость. Однако эти качества не помогли ей построить великую политическую карьеру и в истории она больше прославилась как супруга Петра I.

«Недолгое царствование» так называется 2 глава книги «Грозные царицы» и это последняя глава, которая посвящена Екатерине I. Продолжая создавать образ императрицы Анри Труайя рисует внешность Екатерины яркими красками и изображает нам несимпатичную, грузную, толстощекую женщину, которая ярко красилась и был весьма неопрятна. В то же самое время в дополнение идет описание ее характера как более человечной и благожелательной, нежели покойный император. Сразу после вступления на престол Екатерина снизила подушную подать для крестьян, дабы облегчить их финансовое бремя, которое настигло людей в последствии нескольких неурожайных лет. Однако это не улучшило экономическое состояние страны, крестьянство и купечество продолжало беднеть, казна пустела. Для решение этого вопроса было принято решение разрешить торговлю через порт в Архангельске. Несмотря на то, что была почти безграмотна, выучилась французскому и немецкому языкам. Продолжила дело своего супруга и открыла Академию наук в России. Противоречивую натуру Екатерины писатель описывает следующим образом: «Ни пьянство, не распутство не мешали Екатерине, едва она приходила в себя, вести себя как и положено настоящей самодержице. Она бранила и лупила по щекам своих служанок за любые грешки, любые мелкие провинности, она повышала голос в присутствии своих рядовых советников, она не шелохнувшись часами простаивала на давно набивших оскомину парадах императорской гвардии и часами же скакала верхом, чтобы расслабиться, отпустить нервы и доказать всем, насколько велика ее физическая сопротивляемость» [3].

Что касается самой политики, то Екатерина предстает в этом вопросе абсолютно не самостоятельной. Во всех вопросах она руководствовалась советами своих фаворитов, в частности Меншикова. Труайя об этом пишет так: «Тем не менее, осознавая свою неопытность в государственных делах, она, прежде чем принять какое-либо важное решение, непременно советовалась с Меншиковым. Впрочем, враги императрицы злословили за ее спиной, будто она полностью подчиняется ему и попросту боится рассердить его собственными инициативами» [3]. Меншиков позволял себе высказывать свои политические решения от имени Императрицы, тем самым прекращая спор с оппонентами. Например, подобный случай был известен при обсуждении строительства ладожского канала, когда Александр Данилович заявил от ее имени, что солдаты не будут участвовать в его строительстве и для них у императрицы имеется другая работа. В последствии подобные инциденты спровоцировали создание Верховного тайного совета дабы исключить несогласных из круга ближайших советников императрицы. Ключевую же позицию в совете занимал сам Александр Данилович [4].

Образ Екатерины I, созданный Анри Труайя, очень плавно ложится на описание ее царствования в сочинениях русских историков. В частности В.О. Ключевский отмечает годы ее правления так: «…Екатерина процарствовала с лишком два года благополучно и даже весело, мало занимаясь делами, которые плохо понимала, вела беспорядочную жизнь, привыкнув, несмотря на свою болезненность и излишнюю полноту, засиживаться до пяти часов утра на пирушках среди близких людей, распустила управление, в котором, по словам одного посла, все думают лишь о том, как бы украсть, и в последний год жизни истратила на свои прихоти до 6 1/2 миллиона рублей на наши деньги…» [5].

Период правления императрицы был нестабильным временем в истории России. Труайя пишет о замешательстве русского придворного общества от количества фаворитов правительницы. В высшем свете то и дело возникали страстные споры о достоинствах и недостатках Екатерины I.

Подводя итоги об образе первой императрицы в истории России в романе Анри Труайя «Грозные царицы», важно отметить, что автор пытался изобразить ее как можно более исторически достоверной. Он сводил к минимуму художественный вымысел, отдавая предпочтение реальным историческим описаниям. Можно сказать, что сама Екатерина была персоной весьма яркой и местами одиозной, поэтому ее фигура не требовала дополнительного художественного вымысла, чтобы стать читателю интересной. Весь политический ажиотаж, вызванный ее персоной на момент воцарения был вызван не только ее происхождением, а тем, что она была первой женщиной на русском престоле. Многие ее современники считали, что женщина от природы не способна управлять империей. Народ также недоволен был и ее иноземными корнями. Все это послужило ярким историческим фоном, на котором произошло воцарение Екатерины.

Таким образом, в романе «Грозные царицы» Анри Труайя изображает фигуру первой русской императрицы Екатерины I на фоне политических интриг, угрожающего переворота и важных внутриполитических событий. Раскрывает ее характер через мнение дворцового окружения и через межличностные отношения, касающееся ее многочисленных фаворитов.

Вместе с тем, для Труайя этот женский образ преобразился в маску правительницы с тираническим темпераментом и алчностью к наслаждениям, которая открыла эпоху матриархата в России [6].

               

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Телешова, Р.И. Влияние русской литературы на стиль произведений Анри Труайя [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/literature3/teleshova-03.htm

2. Русинова, Н.В., Чиркова, О. Русская тема в романах Анри Труайя // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе: материалы III Международной науч.-практ. конф. / Мар. гос. ун-т; под ред. Ф. Я. Хабибуллиной. Йошкар-Ола, 2014. C. 130–137.

3. Анри Труайя. Грозные Царицы [Электронный ресурс]. URL: http://booksonline.com.ua/view.php?book=65368&page=2

4. Соловьев, С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. 4: История России с древнейших времен. Т. XVI–XX. СПб. Издание: Товарищество «Общественная польза». С. 862–882.

5. Ключевский, В.О. Сочинения в 9 томах. Том 4. М: «Мысль», 1989. С. 240.

6. Русинова Н.В. Русские императрицы в романе Анри Труайя «Грозные царица» // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе. 2015. № 2. С. 75–81.

 



2019-05-24 385 Обсуждений (0)
ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ I В РОМАНЕ АНРИ ТРУАЙЯ «ГРОЗНЫЕ ЦАРИЦЫ»: МНИМАЯ ГИНЕКОКРАТИЯ НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБРАЗ ЕКАТЕРИНЫ I В РОМАНЕ АНРИ ТРУАЙЯ «ГРОЗНЫЕ ЦАРИЦЫ»: МНИМАЯ ГИНЕКОКРАТИЯ НА СЛУЖБЕ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)