Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛОГИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА



2019-05-24 432 Обсуждений (0)
ЛОГИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Чернуха С.П.

студент Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Евсеева Л.Н., к. философ. н., доцент кафедры английского языка ВШСГНиМК

 

Философы с давних времен обращались к проблеме языка и логики. Еще древнегреческие софисты, знаменитые «платные учителя», могли часами спорить о природе языка или соревноваться в словесных состязаниях при помощи логических ловушек и передержек, называемых софизмами.

Философы нового времени начали воспринимать существующую речь и язык неполноценными и обратились к их критике. Была выдвинута идея «искусственного языка». Многие научно-философские объединения Франции, Англии и Германии обратились к созданию нового языка, но разделились в его назначении. Одни ратовали за создание упрощенной версии языка, для развития его коммуникативной функции. Другие же делали все, чтобы создать систему языка, которая могла бы служить орудием мышления. Первый путь был назван эмпирическим, второй – логическим. Однако, все это не возымело особого успеха, так как проблемы языка еще не были отделены от заблуждений и пороков человеческой природы.

И вот в конце XIX – начале XX века рождается целое философское направление, ставящее своей задачей проблему языка и языковых выражений. За этим направлением закрепилось название «Аналитическая философия» [2]. Она поставила перед собой задачу составить определенную технику критики языка и языковых выражений для создания новой системы некого идеала языковой системы, которая воспринималась бы как абсолют.

Самым главным вопросом аналитической философии является: чем «знание» отличается от «незнания»? Отсюда вытекают различные теории о том, возможна ли наука или нет? Знания мы, так или иначе, записываем с помощью какого-либо языка. Задача же аналитической философии в данной ситуации – добиться такой идеальной ситуации, когда языковые выражения, которыми записано знание, будут максимально адекватны той цели, которую преследует исследователь, ретранслируя это знание в виде системы языковых единиц [2].

Знаковой фигурой этого философского направления в XX веке стал Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик. Профессиональным философом его назвать сложно, скорее философом-любителем. Однако это нисколько не сказалась на качестве его трудов.

Главная заслуга Л. Витгенштейна как философа и логика своего поколения заключалась в том, что он смог почувствовать тему, которую заинтересовала умы многих его современников. Сама его фигура притягательна в контексте его идей, в особенности для философов. Л. Витгенштейн смог найти свое место в философии, предложить ей что-то новое и развить собственную концепцию идей, получившую в награду своих последователей и неофитов.

В век, когда научное знание ретранслировалось с помощью языка крайне «академичного» или, иначе говоря, «только для избранных», Л. Витгенштейн утверждал, что задача исследователя заключается в том, чтобы представить свое знание максимально ясно и понятно для широкой публики. Иначе зачем вообще говорить? «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о том же, что сказать невозможно, следует молчать», – написал в конце своего знаменитого «Логико-философского трактата» австрийский логик [1].

Популярность данная работа получила только после английского переиздания с предисловием Бертрана Рассела – человека, который во многом повлиял на взгляды Л. Витгенштейна. В своем предисловии Б. Рассел выделяет основную идею логико-философского трактата Л. Витгенштейна – исследование условий, которые позволят построить логически совершенный язык, отражающий истинную картину мира [1].

Сам Витгенштейн, уже в своем предисловии к трактату, пояснял, что он ставил задачей Трактата выявить границу выражения мысли. То есть, если связать это с языком, обозначить определенные границы языка, которые позволили бы выявить границы его возможностей по описанию действительности. Язык есть средство выражения, ретрансляции, мышления, и вопрос о его границах без сомнения актуален. Ведь если знать границы выражения, можно делать выводы о принадлежности сказанного к области реального или мистического, отличить истинное от ложного [2].

Далее мы поподробнее остановимся на логико-семантической теории Л. Витгенштейна. В основе онтологии данной теории лежит понятие «объекта». Данный элемент бытия не может быть познан и представляет собой некую единицу основания мира [2].

Каждый объект имеет «имя» – это еще одно понятие Трактата. Имена обозначают объекты, но не несут в себе никакого смысла, если употребляются по отдельности. Однако, когда создается определенная совокупность имен или, проще говоря, предложение, данная система тут же обретает смысл. Этот смысл может быть истинным или ложным. Ложные предложения выводят нас за границы нашего мира и могут существовать исключительно лишь в другой реальности, к нашей действительности отношения не имея [1].

Между нашим миром и предложениями выстраиваются особые отношения – предложения отражают действительность нашего мира. Границы выражения наших мыслей с помощью языка являются границами нашей реальности или нашего мира. Границы языка может определить лишь логика, как «наука о правильном мышлении» [1]. Лучше всего выражать нашу реальность, по мнению Л. Витгенштейна, будет идеальный логический язык, к которому должен стремиться наш естественный язык [1].

Л. Витгенштейн в своем Трактате рисует идеальную картину логического языка. Если язык, который мы будем использовать, будет подчинен законам логики, мы получим языковую систему, лишенную ошибок и парадоксов. Именно с помощью логического языка мы сможем познать истину мира, так как он будет являться прямым его отражением [1].

Забегая вперед, скажем, что в будущем Л. Витгенштейн откажется от идеи искусственного логического языка. Однако его посыл в научное сообщество было уже не остановить. Ранний Л. Витгенштейн, сам того не желая, был по-разному интерпретирован своими последователями, которые в дальнейшем разрабатывали отдельные положения его Трактата на свой лад. Ярким примером может стать «логический позитивизм», который чуть ли не отождествляют с идеями австрийского философа [2].

Идея логического языка уникальна по своей мощности и посылу энергии. Именно этот посыл Л. Витгенштейн принес в науку и философию XX века, сотворив себе имя в вехах истории. Возможно его идея не нашла истинных последователей, которые бы до конца осознали все то, что он хотел передать в своем «Логико-философском трактате», но посыл был задан и разрабатывается до сих пор. Заманчиво найти некий фундамент, который прояснил бы нам законы нашего мышления (в предложенной теории Л. Витгенштейна – это логический язык) и позволил бы разрешить вечные вопросы познания, науки и человеческой цивилизации в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Wittgenstein L. «Tractatus Logico-Philosophicus» with in introduction by Bertrand Russell, New York., 1922 – 667 p. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://writing.upenn.edu/library/Wittgenstein-Tractatus.pdf (дата обращения 12.03.2018)

2. Cокулер, З.А. «Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века», курс лекций. -  Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994 - 169 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/sokuler_vittgenstein.pdf (дата обращения: 13.03.2018)

 

 




2019-05-24 432 Обсуждений (0)
ЛОГИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛОГИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)