Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОЛИТИКА РОССИИ В отношении развития ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АРКТИКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
ПОЛИТИКА РОССИИ В отношении развития ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АРКТИКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Гутыряк А. Р.

студентка Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected] 

Научный руководитель: Рогачев Иван Викторович, к. ист. н., доцент, старший преподаватель кафедры регионоведения, международных отношений и политологии ВШСГНиМК

 

 

Арктика – уникальный регион, значимость которого в будущем будет только возрастать, обеспечивая прогрессивное развитие региона. За последние несколько лет кардинальным образом изменилась геополитическая и геоэкономическая ситуация в Арктике, что привело к повышению значимости данной территории в мировой экономике и политике.

Одной из ключевых позиций России стала переориентация региона в сторону комплексного развития высоких широт, что актуализирует проблему укрепления и наращивания человеческого потенциала.

Человеческий потенциал – это система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида [1, c. 158]. Человеческий потенциал является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие Арктического региона, но и ее нормальное функционирование.

В связи с актуальностью проблематики попытаемся изучить политику России в рамках динамики развития человеческого потенциала в Арктике в начале XXI века и сравнить данные России на примере восьми арктических стран, так как они являются главными участниками Арктического совета.

Существенный вклад в продвижение идей развития человека был внесен экспертами ПРООН, которые предложили аналитический инструмент — Индекс человеческого развития (ИЧР) [9; 10; 11].

Индекс человеческого развития – комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира [5]. Он основывается на уровне человеческого потенциала [2, с. 161-168], [3, с. 160-164].

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья (индекс ожидаемой продолжительности жизни), получения образования (индекс образования) и фактического дохода её граждан (индекс валового национального дохода).

Все измерения ИЧР стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель в диапазоне от 0 до 1. Затем позиции государства ранжируются на основе этого показателя.

 

Таблица 1. Рейтинг стран по индексу человеческого развития [10]

Страна

2004 год

2014 год

Место ИЧР Место ИЧР
Дания 4 0,890 10 0,900
США 8 0,897 5 0,914
Канада 9 0,892 8 0,902
Россия 50 0,750 57 0,778
Норвегия 1 0,931 1 0,944
Исландия 18 0,879 13 0,895
Швеция 14 0,890 12 0,898
Финляндия 23 0,864 24 0,879

По результатам исследований ПРООН Индекс человеческого развития неуклонно рос в период с 2004 по 2014 годы во всех исследуемых приарктических странах. Российская Федерация в этом списке относится к странам с высоким ИЧР (0,750 на 2004 год; 0,778 на 2014 год). При существующей динамике развития нашей стране необходимо как минимум 10 лет для вхождения в группу стран с очень высоким уровнем ИЧР. Для этого разработана стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, к приоритетным направлениям которой относятся: комплексное социально-экономическое развитие региона, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

Уровень грамотности населения является признаком доступности образования. Проанализировав данные, было определено, что уровень образования в восьми приарктических странах за представленный период времени неуклонно рос. Все страны перешагнули показатель в 0,8, а значит, их можно отнести к развитым странам.

Цель государственной политики в области образования состоит в наращивании мощи в научных исследованиях и инновационной деятельности в Арктике. Это предполагается обеспечить за счет дальнейшего накопления знаний о северной полярной области Земли, необходимых для решения хозяйственных, оборонных, социальных задач и проблем фундаментальной науки. Также необходимо радикально повысить эффективность освоения основных природных ресурсов макрорегиона, возродить прежнюю практику регулярных комплексных арктических научных экспедиций в целях реализации крупномасштабных проектов изучения проблем функционирования биосферы в высоких широтах и для совершенствования научных основ прогнозирования природных и социальных процессов в Арктике. Российская Федерация в рамках партнерства с приарктическими странами реализует обмен студентами для повышения грамотности современной молодежи.

Далее следует обратить внимание на индекс уровня продолжительности жизни. Это основной показатель средней ожидаемой продолжительности жизни в странах мира. Он публикуется в специальном отчёте Организации Объединённых Наций (ООН) «Оценка тенденций развития мирового населения» и используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

Ситуация в восьми приарктических странах за данный период менялась в лучшую сторону, что прежде всего способствует экономическому развитию, научному прогрессу, росту гигиенической культуры населения и образовательного уровня, устранению сословного и иного априорного, внеэкономического неравенства стран.

В стратегии развития Арктической зоны приоритетным направлением выделено создание достойных условий жизни населения в жестких природно-климатических условиях. Для этого необходимо обеспечить меры по укреплению бюджета арктической экономики, поддержке различных форм занятости населения, привлечению молодежи в новые арктические проекты, модернизации здравоохранения с целью повышения уровня профессиональной подготовки медицинских работников первичного звена здравоохранения, специалистов, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи населению; наладить непрерывное обучение трудоспособного населения Арктики; обеспечить гибкость, мобильность, личностную направленность получения образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда; создавать и внедрять системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, кроме того, немаловажным является обеспечение экологической безопасности в приарктической зоне Российской Федерации.

В данной связи в Стратегии развития Арктической зоны до 2020 года предполагается увеличение средней продолжительности жизни с 70,1 лет до 73 лет, снижение уровня общей безработицы с 5,6% до 3,5%, а также двукратный рост производительности труда, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 14, 3% до 7,6%. Все это является необходимым условием увеличения производительности, эффективности труда, и в целом, экономического прогресса; роста уровня образования, научно-технического прогресса; социального и гендерного равенства; реального права выбора [8, с. 29-30].

Третьей составляющей индекса человеческого развития является показатель валового национального дохода (ВНД). Это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства, плюс доходы, полученные гражданами и организациями страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранными гражданами и организациями. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators) [4].

Все страны-участники Арктического совета имеют высокий показатель по уровню ВНД на душу населения. В РФ политика в данной сфере описана в плане первоочередных мероприятий, меры которой систематизированы по четырем обозначенным в Стратегии основным направлениям государственной политики в макрорегионе. Они направлены на решение неотложных задач и одновременно создание нормативных правовых, организационных и финансовых условий для устойчивого развития Арктической зоны в будущем. Во втором направлении Стратегии обозначено, что рост валового регионального продукта России будет увеличен с 1,2 трлн. рублей в 2004 году до 2,2 трлн. рублей к 2020 году в сопоставимых ценах [6, с. 175-188].

Резюмируя, в целом следует отметить, что в связи с ростом внимания России к проблемам развития своих северных циркумполярных территорий человеческий потенциал региона существенно возрос в начале XXI века. Россия, с одной стороны, является страной с высоким уровнем человеческого потенциала, с другой – является аутсайдером среди стран арктической восьмерки, что может явиться препятствием на пути укрепления конкурентных преимуществ. Российская Федерация стремится занять лидирующие позиции в социально-экономической, научно-технической, военной сферах в Арктике. Политика нашего государства в развитии человеческого потенциала в Арктике реализуется в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, которая разработана в соответствии с протоколом заседания Совета безопасности Российской Федерации от 17 сентября 2008 года по вопросу «о защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике» и поручением правительства Российской Федерации от 21 октября 2008 года. Также в нашей стране действует план первоочередных мероприятий по реализации положений стратегии развития Арктической зоны до 2020 года, призванный обеспечить устойчивые перспективы России на пути укрепления конкурентных преимуществ в Арктике [7, с. 1-5].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенедиктов К. Россия в Арктике. Вызовы и перспективы освоения. – М.: Институт национальной стратегии, Книжный мир, 2015. – 406 с.

2. Группа Всемирного банка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.worldbank.org (дата обращения 30.10.2017).

3. Шингаров, Г.Х., Задорожнюк И.Е. Человеческий потенциал современной России. – М.: Совр. гум. унив-т, 2005. – 263 с.

4. Доклад о мировом развитии 2016 [Электронный ресурс].– URL: http://www5.worldbank.org/eca/russian/data/ (дата обращения 05.10.2017).

5. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 328 с.

6. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости/ Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2014–226с.

7. Доклад Министерства развития «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, и мерах по обеспечении ее реализации», 2016. – 108 с.

8. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – С. 29-30.

9. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/ga/undp/ (дата обращения 01.10.2017)

10. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 24.07.2015. – URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (дата обращения 28.10.2017)

11. Программа развития организации объединенных наций. Доклады «О Развитии Человека» [Электронный ресурс]. – URL: http://hdr.undp.org/en/data (дата обращения 28.10.2017)

 



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
ПОЛИТИКА РОССИИ В отношении развития ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АРКТИКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОЛИТИКА РОССИИ В отношении развития ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АРКТИКЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)