Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности фотоискусства. Проблема классификации



2019-05-24 332 Обсуждений (0)
Особенности фотоискусства. Проблема классификации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вне усвоения опыта традиционных искусств не мог бы начаться сам процесс формирования фотографии как особой сферы образного творчества. Вместе тем взаимодействие ее с классической художественной культурой очень противоречиво, – об этом высказываются многочисленные исследователи фотографии [27, 29, 34, 45]. Г.К. Пондопуло, видит противоречие в том, что «с одной стороны, фотография стала новым выразительным средством, которое широко используется при создании художественного изображения – картины; с другой – происходит постепенное размежевание ее с традиционными формами искусства и оформление в качестве самостоятельного рода образного творчества, ставшего источником системы технических искусств» [53, с. 11].

«Фотографическое творчество, - далее он пишет, - не может быть рассмотрено ни как прямое продолжение традиционных форм художественной культуры, ни как нечто противоположное им» [Там же].

Связь фотографического творчества с изобразительной художественной традицией не проста. Ее нельзя правильно понять путем поверхностных аналогий с живописью. Такое понимание возможно лишь в результате анализа истории самого фотографического творчества.

Развитие науки и техники, а, главным образом, потребность человечества в простом, доступном, гарантирующем необходимую точность способе получения изображений дали возможности и основание, на котором возникла фотография.

Этот новый технический способ получения изображения был открыт 7 января 1839 года и получил название «фотография», что в буквальном переводе означает «светопись». В этот день Парижская Академия наук заслушала сообщение об открытии художника Луи-Жака Манде Дагера. Он предложил надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на серебряной пластинке. Дагером был сделан фотонатюрморт, который был отдан на хранение в Лувр.

Достижению Дагера предшествовали опыт Жозефа Нисефора Ньепса и Вильяма Фокса Генри Тальбота, имена которых также неразрывно связаны с изобретением способа получения прочного изображения на светочувствительном слое.

Процесс Дагера был дорог и сложен. В 1871 году англичанин Ричард Мэддокс нашел более упрощенный способ фотографирования на сухих светочувствительных пластинках.

Техника фотографии развивалась и распространялась. По способу Дагера стали изготавливать портреты не только в Европе, но и в Америке.

У истоков нового изобретения стояли Доменик Франсуа Араго и Жозеф Луи Гей-Люссак. Для них не осталось незамеченной способность фотоаппарата запечетлевать и окружающую действительность. Гей-Люссак отчетливо понимал и выявляющую силу фотографии. Он писал, что «ни одна, даже незаметная деталь не может ускользнуть от глаз и кисти новоявленного живописца».

На первых порах фотография вполне отвечала тем направлениям в изобразительном искусстве, которые склонялись в сторону наиболее точного и полного изображения действительности.

Дагерротип получил широкое распространение по всему миру. Но из бесчиленного количества сохранившихся дагерротипов – большая часть портреты. Очень редко встречаются изображения водопада или уличной сценки.

С момента зарождения фотографии ее специфика и возможности вызывали споры. Немаловажными были вопросы о специфических изобразительных средствах нового искусства. В ходе споров о его содержательных возможностях выявлялись общие черты и имевшиеся существенные различия между фотографией и живописью.

Светопись сравнивали с живописью потому, что она сразу была отнесена к разряду пространственных, иными словами, изобразительных искусств. Изобразительное искусство и фотография не противостоят друг другу, а тесно взаимодействуют, оказывая постоянное плодотворное взаимовлияние.

Фотографическое изображение всегда конкретно, зрительно определено. Поэтому фотография всегда изобразительна, но не всегда образна.

«Фотография по своей природе документальна. Но использование этого ее свойства, - как считают Н.Д. и М.Н. Панфиловы, - иногда приводит не только к простому копированию натуры, но и к натурализму, что не отвечает высоким требованиям искусства» [54, с. 34].

Авторы ссылаются на Ф.М. Достоевского, который писал: «Фотографический снимок и отражение в зеркале – далеко еще не художественные произведения. Если бы и то и другое было художественным произведением, - мы могли бы довольствоваться только фотографиями и хорошими зеркалами, и сама Академия художеств была бы одною огромною бесполезностью. Нет, не то требуется от художника, не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только еще материал, из которого потом создается художественное произведение; это орудие творчества. В зеркальном отражении не видно, как зеркало смотрит на предмет, или лучше сказать, видно, что оно никак не смотрит, а отражает пассивно, механически. Истинный художник этого не может: в картине ли, в рассказе ли, в музыкальном ли произведении непременно виден будет он сам; он отразиться невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, с своим характером, с степенью своего развития» [54, с. 35].

Искусство не сводится к фотомеханическому копированию действительности. Оно требует художественной интерпретации материала или объекта фотографирования. Фотография всегда протокол, документ, всегда дотошное описание предмета или события, взятого в один миг, - для целей науки, журналистики, для информации в широком смысле слова, этого достаточно. Фотография как искусство имеет тоже основание, но и предлагает описание явления, суждение, вывод.

Как только техника фотографирования позволила получать удовлетворительные изображения, возникло два подхода к ее использованию: первый – документальное копирование натуры, второй – подражание живописи, а иногда и стремление подменить ее.

Документально-беспристрастная фиксация натуры не имеет ничего общего с искусством.

Фотографы, которых не удовлетворяло простое копирование натуры, хотели, чтобы снимок «подчеркивал красоту», а не только «показывал правду».

Примером следования по второму пути служит творчество английской художницы-фотографа Джулии Маргарет Кэмерон, которая ставила задачу в психологическом фотопортрете добиться выявления «духовного облика натурщика» без несуществующих подробностей. Поиски художницы-фотографа продолжали многие ее последователи.

Значительный вклад в развитие нового искусства внес один из первых в России фотографов – Андрей Карелин. Художник по образованию, Карелин работал в Нижнем Новгороде. Знание законов живописи, в частности композиции, помогало ему избегать шаблонов. Он много сделал и для усовершенствования техники фотосъемки, стремился на негативе добиться нужной резкости во всех планах. Он получал снимки-картины.

Свидетельством новаторства и мастерства этого художника-фотографа стали его групповые портреты или картины – «комнатные группы».

В этот период фотографы были тесно связаны с художниками. Художники использовали снимки как своеобразные фотоэскизы, по которым создавали картины. В тоже время во многих фотоателье применялись исполненные художниками задники, фоны и бутафория для фотосъемок. Существовали даже фирмы, изготовлявшие фоны для ателье.

В России во второй половине 19 века многие выдающиеся мастера своим творчеством внесли немалый вклад в становление фотографии как вида искусства. Это А. Деньер, С. Левицкий, А. Карелин, Н. Петров, Ю. Еремин, М. Дмитриев [Там же].

В начале века многие фотографы-реалисты увлекались съемкой пейзажей «под живопись». Эстетический критерий художественности снимка, принятый в живописи, всюду обеспечивал им успех. На фотографической выставке «Салон» экспонировался в 1911 году такой снимок «под живопись» - «Ранним утром» М. Тарновского. Автора привлекает изображение пейзажа с водой – водная рябь, блики и переливы света. Для снимка характерны присущая живописи мягкость рисунка, стройность и точность найденной композиции, высокое техническое исполнение.

Здесь скрыты все второстепенные детали, утренняя дымка рождает ощущение пространства. Снимок построен на полутонах, отражение парусов на воду вносит в изображение ритмичность, создает поэтическое настроение тишины. Он до такой степени живописен, что весьма трудно признать в нем фотографию.

Потребовалось немало усилий многих выдающихся мастеров, искренне считавших, что фотография может и должна занять самостоятельное место в ряду искусств, прежде чем это действительно произошло.

Нужно было, во-первых, выработать собственные выразительные средства и, во-вторых, осмыслить и научиться умело их использовать, овладеть мастерством.

С 70-х годов 19 века постепенно начинает уходить в прошлое эпоха предыстории фотографического творчества. Получают развитие особенно фотографическое видение и язык фотографии. Важным этапом в развитии современной фотографии явилась возможность провести моментальную съемку. А. Эбжертон своим снимком «Брызги молочной капли» отчетливо показал необычайные возможности фотографии для раскрытия невидимых невооруженном глазом явлений в мире. Фотографическое воспроизведение действительности обретает новое качество. Фотография начинает развиваться, прежде всего, как искусство остановленного мгновения.

Благодаря решению этой технической задачи снимок становится внутренне динамичным.

Моментальная фотография дает возможность в остановленном мгновении увидеть неповторимую выразительность самой жизни. При этом сама физическая реальность приобрела для человека эстетический смысл.

Моментальная съемка, не отступая от факта, позволила художественно его переосмыслить. Изобразительные искусства таким свойством не обладают. Это специфика фотоискусства выделила его в особый вид художественного творчества.

На рубеже веков на смену натуралистической фотографии, которая соблюдала «чистоту» фотографических выразительных средств, вновь приходит подражание живописи, но теперь живописи пиктореалистов (ручного письма). Этому в большей степени способствовало распространение работ художников-импрессионистов.

В 20-е годы возникло еще одно направление – конструктивизм. Оно коснулось и фотографии. Конструктивисты отрицали право искусства на художественный вымысел и делали ставку на факт и документ, на газетный репортаж, очерк, кинохронику, фотоколлажи.

Позже фотографы стали осознавать, что связь фотографии с традиционным изобразительным искусством должна выражаться не в копировании отдельных произведений живописи и графики. Они понимали, что в фотографии заложены незнакомые живописи и графике изобразительные средства и что новому искусству предстоит идти своим путем – использовать объективы, изменяющие перспективные соотношения, композиционно строить снимок так, чтобы придать изображению наибольший динамизм, добиваться светотеневого, а в последствии и цветового решения, которые отвечали бы творческим задачам при фотоснимке движущегося объекта.

В развитии современной культуры фотография играет роль «двойного агента». В одно и тоже время она и документирует эпоху (фотодокумент) и создает обобщенный образ (произведение фотографического творчества). Столь же двойственным ее было воздействие и на сферу искусства.

С одной стороны, применение нового способа воспроизведения реальности для решения традиционных художественных задач и распространения стилистики «фотографизма» в сфере классических искусств вело к обогащению их выразительных средств и расширению их видового многообразия. С другой – фотография становится источником новых, нетрадиционных искусств, которые используют эту же технику для решения специфических творческих задач.

Видовое и жанровое разнообразие фотографий, вызывает определенные сложности в попытки классификации и систематизации.

Исследователь С.В. Сонтанг писал, что « фотография ускользает уже от первого шага – от попытки систематизации. Ведь, чтобы образовать упорядоченную совокупность, нужно начать с систематизации конкретных разновидностей». С.В. Сонтанг перечисляет предполагаемые подходы к изучению фотоискусства – эмпирический, риторический, эстетический, социологический и др., – однако они, по его мнению, отделяют от сущности самого предмета, т.е. фотографии. А сущность фотографии является не чем иным, как тем новым, которое пришло вместе с ней» [57, с. 171].

Исследователь уточняет, что все виды классификации в то же время прекрасно применимы к другим, более древним формам изображения. Суть в том, что фотография производит до бесконечности то, что имело место всего один раз. Двух абсолютно идентичных портретов или пейзажа, тем более репортажей нельзя снять, даже если между съемками протекли доли секунды. Идею, заложенную в произведении изобразительного искусства, гипотетически можно воплотить повторно. История искусства знает примеры создания авторских дублей своих произведений, не говоря уже о бесчисленных подделках, многие из которых не разгаданы до сих пор. Фотоснимок живет в настоящем, которое в нем удалось заключить фотографу» [57, с. 172].

Наибольшей неопределенностью в науке об искусстве (это относится и к фотографии), обладает понятие «жанр». Этим понятием обычно обозначаются любые специфические структурные модификации, за исключением видовых и родовых.

Вид – это наиболее общее понятие, обозначающее формальную общность деятельности. Например, фотография – вид художественной деятельности, вид искусства. Понятие «род» применимо к следующему уровню классификации явлений того или иного вида деятельности. В искусстве отображение действительности осуществляется и происходит в рамках таких родов, как эпос, лирика и драма. И, наконец, жанр – следующая ступень классификации. В его основе лежит определенный тип изображения человека и природы, событий и явлений, способ изображения в отдельном фрагменте жизни всеобщих смыслов.

В.М. Березин, говоря о жанровом разнообразии фотографии, пишет следующее: «Фотоискусство – синтез словесного и визуального творчества. Есть связь с жанрами литературы и изобразительного искусства. Фотоискусство в своем зарождении использовало не только принципы отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном искусстве, но и его жанры. Имеются и свои «монументальные полотна» - фотопроекты, предназначенные как для публикации в журналах, так и в выставочных экспозициях. Существуют пейзажи, натюрморты, портреты, зарисовки.

Если говорить о видовой и родовой связи с фотожурналистикой, то существует связь с такими жанрами как информация, информационная заметка, репортаж, очерк, комментарий, эссе, фельетон, памфлет.

Подобно журналистике может подразделятся на информационные публицистические и аналитические жанры.

К ним надо добавить и жанры, заимствованные из декоративно-прикладного искусства, искусства дизайна – монтаж, композиция, фотоиллюстрация» [29, с. 93-94].

С точки зрения содержания, семантической информации, заключенной в фотодокументах, ученые выделяют три группы:

- репортажные снимки (наиболее информативные);

- фотоорнамент, фотоколлажи (менее информативные);

- пейзажи, натюрморты, бытовые зарисовки, сделанные скрытой камерой для выявления философской сути явлений.

В исследованиях архивистов-документоведов содержится много ценных замечаний относительно деления фотоснимков на виды (с точки зрения объекта съемки) и жанры (с точки зрения целевой направленности съемки). Внутри самих жанров интересна классификация исходящая из функций того или иного жанра и соответствующих методов съемки.

В классификации публицистических жанров фотографии Г. Чудакова выделяются информационно-публицистические жанры (фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация) и художественно-публицистические (фотоочерк, фотосерия, фотоплакат) [65, с. 14-15].

Исследователь в области фотографии Г.Н. Суминова выделяет жанры художественной фотографии (пейзаж, натюрморт, портрет и, так называемая, «жанровая фотография» - картины повседневной и бытовой жизни, фотоэтюды) и публицистические (фоторепортаж) [58, с. 62].

Таким образом, особенность фотографии заключается в сочетании признаков присущих искусству и документалистике, фотожурналистике (носителя информации). Фотография как явление находится на стыке документалистики и художественности и это объясняет многое. Фотограф может быть художником, творцом, режиссером реальности, передавая с помощью фотографии идеи, концепции, эмоции. Он может воплотить задуманный образ, передавая реальность через фотографию, не так как она есть, а так как он хочет ее показать. И это с одной стороны. С другой – документальность, фиксация факта, фотохроника – это то, что более очевидно и исторически было сразу признано за фотографией. И это имеет отношение к фотожурналистике, документальной фотографии и здесь своя классификация. Это сочетание свойств создает сложность в классификации жанров. Но на основе данных признаков условно можно разделить жанры фотографии на две основные группы: художественные и документальные.



2019-05-24 332 Обсуждений (0)
Особенности фотоискусства. Проблема классификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности фотоискусства. Проблема классификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)