Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественная фотография



2019-05-24 273 Обсуждений (0)
Художественная фотография 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя фотография зародилась в середине XIX века, в исследовательской литературе те снимки не принято называть художественными. Первыми фотографами запечатлевались портреты, так как именно их съемка приносила основной доход. Пейзажи почти не фотографировались из-за низкой детализации конечного снимка.

Для съемки портретов требовалась длительная экспозиция. Снимки не украшались. Фотографию тех времен невозможно назвать ни художественной, ни документальной. К первому типу её нельзя отнести из-за своей простоты. Второй же тип включает в себя кадры, запечатлевающие тот или иной процесс: выступление политика, военные действия или строительство важного архитектурного объекта. Заниматься съемкой всего этого в XIX веке не позволяла техника.

Для фотосъемки в те времена использовалась камера-обскура, на которую накладывали тот или иной материал с нанесенным на него светочувствительным слоем. До открытия специальной эмульсии данному материалу требовались минуты и даже часы экспозиции. Именно поэтому документалистикой заниматься было невозможно. Этому мешали и крупные габариты камеры-обскуры, не позволявшие брать её с собой куда угодно.

К концу XIX века техника стала более совершенной. Размеры фотоаппарата пока ещё не уменьшились, но время экспозиции существенно сократилось. Теперь для получения четкого снимка требовались десятки секунд или несколько минут. В этот момент стала широко практиковаться съемка городских пейзажей. А это уже исследователи называют художественной фотографией. Это были открытки с красивыми видами города. Первые такие открытки появились как раз в 1890-ых годах. Фотографы для получения снимков ездили по разным точкам города на лошади с телегой, где лежала камера-обскура или уже более совершенный фотоаппарат. Таким способом получались черно-белые фотографии, которые затем массово тиражировались в виде открыток. В типографии на такие снимки наносился текст, в котором указывалось название достопримечательности [67].

К первым художественным фотографиям можно отнести и групповые снимки. Например, широко известен кадр, на котором Антон Павлович Чехов читает артистам театра пьесу «Чайка». Эта фотография сделана в 1898 году.

До сих пор идут споры, какую фотографию можно считать художественной. На рубеже XIX и XX веков художественными были те снимки, которые отличались от обычных. Это пейзажи, городские панорамы, групповые фото, некоторые портреты.

Ещё больше внимания художественной культуре фото уделялось во второй половине XX века. Фотографов становилось всё больше. Покупатели таких фотокамер, как «Зенит» чаще всего снимали свою семью. Но некоторые шли дальше, добиваясь от своих снимков художественной ценности. Так даже у рядовых людей стали появляться в альбомах снимки с цветами, насекомыми, птицами, городскими и природными пейзажами.

Толчок к развитию особенностей художественной фотографии придало появление рекламы. Рекламодателю необходимо подать свой товар или услугу максимально ярко и красиво. От фотографов требовались все их умения. Регулярно стали использоваться цветные светофильтры.

Постепенно фотографы стали применять свои знания и при создании портретов.

Художественная фотография сильнее всего развивалась посредством студийной съемки. В помещении фотографы могли экспериментировать со светом и фоном. Активнее всего студийные виды художественной фотографии развивали разные американские и европейские журналы.

Современная художественная фотография продолжает развиваться. Фотографы активно применяют правила съемки. Пейзажи почти никогда не запечатлеваются днём, так как красивее всего они выглядят на восходе и закате солнца. Только в таких условиях снимок получается красивым, после чего его можно назвать художественным.

По поводу съемки портретов тоже существует множество правил. Они в первую очередь касаются выбора объектива для того или иного портрета. Чаще всего художественные фотографии получаются в студиях, так как на улице снять запоминающийся портрет гораздо сложнее. Но случаются и исключения. Всё зависит от места съемки и погодных условий [66].

Процесс свадебной съемки тоже позволяет получить художественные снимки. Этому способствуют разнообразные сверхширокоугольные объективы и оптика с длинным фокусным расстоянием.

Современные исследователи выделяют множество жанров художественной фотографии. Их развитию поспособствовало появление цифровых камер и мощных графических редакторов. Панорамы городов теперь создаются в автоматическом режиме. Новые системные и зеркальные камеры получили возможность снимать в HDR-режиме, что тоже открыло собою новый жанр.

Появление смартфонов поспособствовало развитию жанра мобилографии. В Instagram можно обнаружить множество интересных снимков. А ещё внезапно вернулись те жанры, которые раньше были известны по живописи. В первую очередь речь идет о натюрмортах.

Художественную фотографию легко описать через ее противоположность – коммерческую фотографию. В отличие от нее художественное фото ничего не продает, по сути, это самовыражение автора. Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из фотографии в искусство. В ней допустимы приемы, находящиеся за пределами классической съемки. Это могут быть как новейшие методы, например, компьютерная графика, так и очень старые методы обработки, материалы или устройства – крупнозернистые фотоматериалы, бромосеребряная фотобумага, монокулярные объективы, тонирование и другие [66].

И все же главное отличие художественной фотографии – это ее место в жизни. Такие работы создаются для галерей и частных коллекций, их не снимают на заказ.

В.И. Михалкович и Д.Т. Стигнеев пишут о том, что «художественная фотография это возможность диалога между зрителем и фотографом. Фотограф, как художник, рисующий картину, хочет что-то сказать зрителю. Художественную фотографию отличает глубина восприятия. Фотограф здесь художник, он выражает свои чувства через фотографию, хочет сказать что-то зрителю, показать ему красоту момента. Именно участие зрителя, привлечение его мыслей, чувств к происходящему на снимке, является целью художественной фотографии. Если зритель сопереживает, испытывает эмоции от фото, значит художник, фотограф донес свою идею до него. У зрителя могут появляться вопросы, он может испытывать какие-то чувства, может улыбаться или грустить, смотря на художественную фотографию, додумывать, фантазировать. Главное, он не должен остаться безучастным –главная цель любого художника заставить зрителя проникнуться его произведением, будь то пейзаж или портрет» [45, с. 85].

Г.К. Пондопуло считает, что «художественная фотография в первую очередь отличается от просто фотографии тем, что она призвана не отображать реальность, как она есть, а создавать свой мир. То есть не просто фиксировать объекты, события, а как бы рассматривать их через призму восприятия фотографа. Фотограф, как художник, может вложить свое отношение к фотографируемому объекту, вызвать чувства зрителя, показать прекрасный пейзаж или другой сюжет с незнакомой стороны.

Можно даже создать искусственную сцену, снимать объекты так, как будто физические законы мира не действуют в мире фотографа. Такие интересные художественные фотографии получаются, например, с водой.

В таких случаях фотограф не только не стремиться к объективному изображению реального мира, но наоборот, уходит от реальности. В художественной фотографии натура может быть отображена совсем с незнакомой стороны» [53, с. 37].

Очень интересны пейзажи, если это художественная фотография. Они показывают известные и знакомые места с другой стороны. Красивые пейзажи природы становятся еще прекраснее на художественном фото.

Говоря о системе жанров художественной фотографии, надо сказать, что фотография унаследовала ее от живописи. Уже в коллекции дошедших до нас снимков Дагера есть и портреты, и пейзажи, и натюрморты.

Принцип в жанрообразования в художественной фотографии тот же, что и в живописи, для светописных жанров также характерно выделение определенной группы выразительных свойств, которые становятся доминантой снимка. Можно сказать, что и в фотографии жанр есть точка зрения на материал, благодаря которой доминирует та или иная группа выразительных средств.

Фотографический кадр, как любое изображение, является предметно-пространственной структурой, ибо заключает в себе отражения объектов и окружающего их пространства. Но в каждом жанре доминирует своя группа выразительных свойств. Оттого предметно-пространственная структура, присущая всем изображениям, от жанра к жанру меняется – соответственно доминирующей группе.

Можно выделить следующие жанры художественной фотографии и, соответственно, выразительные средства, присущие им:

Портрет (фр. portrait, от устаревшего portraire – «изображать») – изображение какого-либо человека либо группы людей, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание.

Портрет передает индивидуальные, единичные, неповторимые черты модели. Таков основной признак жанра, предопределяющий его специфичность. Моделью же для портретиста является человек.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. В портрете важны лицо и корпус модели.

Л.Ф. Волков-Ланнит пишет: «Лицо … выступает одновременно и как «зеркало души» и как «зеркало мира», или, говоря иначе, экспрессию запечатленной модели формируют два источника – психологические процессы и среда» [30, с. 57].

«По лицу можно определить характер человека… И если характер прочитывается по лицу, оно в большей мере, чем другие чести тела, оказывается «зеркалом души», - так считают В.И. Михалкович и В.Т. Стигнеев. – Конечно, - пишут они в книге «Поэтика фотографии», - на лице отражаются и минутные, мимолетные состояния человека, как реакции на окружение, на внешнюю среду. Тем самым лицо становится также «зеркалом мира». Способность быть тем и другим в лице как бы уравновешена. Напротив, поза и жесты, прежде всего, суть реакции на обстоятельства, … это преимущественно «зеркало мира» [45, с. 61].

Поскольку портретист трактует модель как «зеркало мира», то есть характеризует ее через взаимодействие со средой, то и сама среда порой появляется на снимке. Тогда она выступает как фон и выполняет активную смысловую функцию, определенным образом «высвечивая», объясняя портретируемого. Согласно определению жанра основной предмет изображения в портрете – человек, поэтому фон здесь не самоценен, но служебен, вспомогателен, иначе говоря, подчинен основному предмету изображения».

На практике современные портретисты (Бинде, Жуковский, Наппельбаум) используют самые разные фоны: условный, однотонный или состоящий из произвольного сочетания штрихов и пятен, иногда плоский, если перспектива перекрыта какой-либо поверхностью, в которую упирается взгляд зрителя, а также глубинный, образованный входящими вдаль планами.

Фоном в портрете может быть пейзаж, интерьер или композиция из предметов, призванных охарактеризовать модель. «Удачный фон – половина дела, - по мнению В.А. Никитина, - ведь он должен быть органически связан с изображаемым лицом, характером, действием, фон участвует в жизни изображаемого лица» [48, с. 92].

«В психологическом портрете фон ощущается как проекция внутреннего мира героя, - пишут В.И. Михалкович и В.Т. Стигнеев. – В парадном портрете или портрете, представляющий собирательный тип героя, роль фона иная: в первую очередь он призван подчеркнуть социальную значимость персонажа. Фон жанрового или бытового портрета помогает обрисовать ситуацию, обозначить состояние героя или дополнить его характеристику. Словом, функция фона меняется в зависимости от жанровой разновидности снимка» [45, с. 63].

Историк живописи и критик Я. Тугендхольд так пишет о портрете: «портретом как таковым можно назвать лишь отвлеченное от всякого сюжета, само себе довлеющее изображение индивидуального человека (или целой суммы индивидуальностей» - как замкнутого в себе мира». Конечно, этот мир не абсолютно замкнут – он размыкается на зрителя. «В каждом из нас, - продолжает Я. Тугендхольд, «имеются все человеческие возможности, все душевные позиции, но в разной комбинации». Портретируемый воспринимается как индивидуализированная личность, если художник явил нам «новое, неожиданное и неповторимое сочетание общечеловеческих элементов. В силу своей «общечеловечности» они значимы для смотрящего – нечто сообщают и выражают, а потому осознаются как выразительные элементы, воплощенные в линиях, цветовых и тональных чертах. Посредством выразительных элементов изображение и «говорит» со зрителем» [67].

Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно. Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Итак, при портретировании интерес фотографа сосредоточен на человеке: выявляются и подчеркиваются его индивидуальные характеристики, его неповторимость. Окружающие предметы и среда включаются в структуру портретного снимка как элементы, оттеняющие своеобразие модели.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays – страна, местность) – тип фотографии, изображающий природу или какую-либо местность, будь то лес, поле, горы, роща, города и др. В пейзажных фото перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, то есть природа естественная. Но пейзаж – это и природа искусственная, созданная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. Поскольку в пейзаже фиксируются места обширные протяжные, то в снимке преобладает пространственный компонент структуры. По сути, он основной предмет изображения [66].

Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой и величием. Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра.

В зависимости от характера, пейзажного мотива исследователи выделяют сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж так же может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. На фотографиях воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, красоты полей, лугов, умиротворенности, радости и др.

Природные ландшафты отличаются друг от друга общим очертанием и расположенными в них предметами; пейзажные же кадры помимо прочего разнятся между собой выразительными элементами – линейными и тональными ритмами. Главным источником выразительных элементов в пейзаже становится запечатленное пространство. Связывая, содержащиеся в нем ритмы, акцентируя какие-то из них, фотограф добивается своеобразия и цельности кадра; другими словами – достигает образности.

Фотопейзаж образен в первую очередь благодаря пространственной ритмике. Ритмы сами по себе выразительны, воздейственны. Поэтому пейзажист стремится выявить их в снимке.

Ритмика запечатленного пространства воссоздается в кадре на изобразительной плоскости. При этом автор вынужден считаться с конфигурацией и размерами плоскости, то есть с форматом. Анализируя эту проблему, Л.П. Дыко отмечал, что «характер формата самым тесным образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто даже указывает правильный путь к пониманию замысла» [34, с. 128]. Один и тот же ландшафт по-разному воспринимается в горизонтальном и вертикальном кадре. Горизонтальный снимок развертывает перед зрителем панораму деталей, от снимка веет эпическим спокойствием, в нем явственная динамика облаков, воздушных масс, набегающих на берег волн – вообще всякое фронтальное движение. Вертикальный кадр, особенно при низком горизонте, удобен для передачи просторов и выси воздушного пространства, при высоком же горизонте он «приподнимает» уходящую вдаль поверхность земли. Подобным кадрам свойственна монументальность. В квадратном формате, наиболее трудном для композиционного построения, всякое «движение неизбежно останавливается, застывает, замыкается, так как ни одно из направлений не получает перевеса» [Там же].

Выбор формата диктуется натурой, но решающее значение приобретает ее истолкование фотографом. В том, как он почувствовал мотив, насколько мотив соответствует его представлениям о природе, лежит причина выбора того или иного формата. В отличие от живописцев, которые могут свободно варьировать соотношением сторон картины, фотограф связан заданными пропорциями кадрового окна своей камеры.

Ритмическое построение кадра зависит и от того, как изобразительная плоскость разделена горизонтом. Снижение горизонта отчетливее проявляет высветление тона в направлении от первого плана к дальнему. В результате детали первого плана, выступающие на светлом фоне, видятся силуэтно. Низкий горизонт, особенно при вертикальном формате, вызывает ощущение, что пространство как бы устремлено в просторы неба. Высокий горизонт производит обратный эффект – воздушное пространство над землей уменьшается, зато расширяется поверхность земли, входящая в кадр.

Таким образом, пейзажный снимок сочетает фиксируемые объекты и пространство в едином ансамбле, составные части которого взаимно отражаются друг в друге, причем пространственному фактору принадлежит ведущая роль.

Натюрморт (фр. naturemorte – букв. мертвая природа) – в изобразительном искусстве, а следовательно и в фотографии – изображение неодушевлённых предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов, изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (tabletop) фотографией. За исключением последнего уточнения, данное определение вполне соответствует тому, которое используется по отношению к живописи. Термин появился значительно позднее, чем изображение, и относится к началу XIX века. Французское сочетание naturemorte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского stilllife и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела свое собственное название [67].

Неодушевленные предметы присутствуют в произведениях искусства, начиная со времен палеолита. В разное время им отводится своя роль и значение. В качестве самостоятельного жанра натюрморт возник только в XVII веке.

Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Как показывает история фотографии, именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Ипполит Байяр в 1839 году составил композицию из гипсовых слепков, Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками, небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов, Генри Фокс Толбот — с раковинами и ископаемыми.

Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Р. Фентона, У. Лейка Прайса и Д. Даймонда. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.

Натюрморты, как правило, снимали в помещении, но были исключения. Из-за плохой светочувствительности ранних фотоматериалов ряд фотографов предпочитали работать в саду или палисаднике. В ход шли любые подручные материалы (лестницы, грабли, тачки, ведра и прочее), которые нередко смешивались с принесенными домашними вещами, живые цветы, деревья соседствовали с неодушевленными предметами.

В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Мир обыкновенных вещей вновь расцветает в середине века с натюрмортами Йозефа Судека. Мягкий рассеянный свет придает обычному цветку в стакане лирико-меланхолическое настроение. Во второй половине прошлого столетия натюрморт все чаще оказывается востребован в рекламной индустрии [Там же].

Среди российских фотографов второй половины XX века, работавших в этом жанре, особое место принадлежит Борису Смелову. Его классические натюрморты из предметов старинного петербургского быта отличала идеальная композиция и безупречная техника.

Современными исследователями натюрморт в фотографии часто понимается как воспроизведение в возможно более изящной форме предметов быта, прикладного искусства и т. д. Существует немало снимков, где изображена посуда, художественные изделия, фрукты, цветы и пр. Такие снимки радуют зрителя выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объемной формы, фактуры, цветов предметов, лаконизмом композиционного решения, четкостью светового и тонального рисунка. Многие из этих работ поражают блеском мастерства, тонкостью композиционных и колористических находок.

Средствами натюрморта могут быть решены более сложные художественные задачи. Снимки этого жанра могут стать своеобразными картинами человеческой жизни и многое рассказать о невидимом в кадре человеке. Таким образом, значение натюрморта в фотографии выходит за пределы буквального перевода термина «натюрморт» - «мертвая природа». Снимки, которые мы иногда называем предметными композициями, живут отраженной жизнью человека. Известно немало таких картин: в кадре – угол письменного стола, на нем – часы, показывающие позднее время, книги, раскрытая тетрадь, стакан крепкого чая. И окончательно уточняет тему подпись под снимком: «Завтра – экзамен». Другая картина: карниз дома с длинными сосульками, капель... Широко открыта форточка окна, сияет солнечный свет... Яркие приметы весны. Название снимка – «Март» [66].

Средствами натюрморта по-разному может быть раскрыта тема «Утренний завтрак». В одном случае вещи, изображенные на снимке, рассказывают о человеке, который встал пораньше, чтобы позавтракать не спеша, успеть прочитать утреннюю газету. В другом случае снимок говорит о другом человеке, который проспал, опаздывает на работу, в спешке пролил свой чай, рядом со стаканом бросил галстук и пр. Круг тем натюрморта буквально неисчерпаем.

Методом натюрморта можно не только предать композицию разных предметов. Часто натюрморт используют для возбуждения каких-то ассоциаций, связанных с картинами из жизни, с определенными воспоминаниями или даже с конкретным человеком.

При съемке такого рода картин для возможно более глубокого и яркого раскрытия темы используются все изобразительные средства фотографии – свет, композиционные приемы, тональность, колорит. Решение изобразительных задач приобретает здесь особую конкретность, поскольку на снимках не просто изображаются предметы как таковые, а передаются среда, обстановка, настроение. И зритель, получает впечатление не только от того, что он непосредственно видит в кадре, но и от того, что предполагается и происходит за пределами кадрового пространства [66].

В натюрморте, как и в любом другом жанре, фотограф выражает в конкретных формах - поэтических, символических, ассоциативных - свою мысль, тему, сюжет. Здесь важны законченность композиционного и светового решения кадра, убедительность передачи на снимке объемов, фактур, цветов предметов, их пространственного положения.

Натюрморт строится обычно как крупный план: на снимках предметы выглядят приближенными, укрупненными. В этих случаях они видны особенно отчетливо, со всеми присущими им особенностями - блеском глянцевых поверхностей или мягкой шероховатостью поверхностей матовых. Перед фотографом возникает задача убедительной передачи объемно-пластических форм, фактур, цветов предметов.

Предметы в натюрморте должны быть изображены убедительно, такими, какими мы привыкли видеть их в жизни. Это не значит, конечно, что фотограф работает в этом жанре как копиист, но это означает, что его творчество опирается на гармонию и красоту, которые мы видим и ценим в жизни.

В натюрморте доминирующие (выразительные) свойства принадлежат предметам, вещному миру. Фотограф собирает вещи в композицию, и снимок строится на пластических связях между ними. Перекличкой предметов подчеркиваются их качества, важные для смысла снимка, а тем самым – и для фотографического образа. Пространство, в котором находятся предметы, для смысла кадра не столь существенно, оно выступает как фон, зачастую абсолютно нейтральный.

Жанровая фотография — это вид фотографии, где отражён определённый сюжет, история, действие. Для получения жанровой фотографии возможно использовать все предыдущие жанры фотографии, все постановочные решения и т.д., с целью получения хорошей жанровой фотографии. Жанровый снимок демонстрирует зрителю не героя как такового, но происшествие, событие с участием героя. Поэтому в жанровом снимке доминируют выразительные свойства, возникающие из взаимодействия фигур, предметов и пространства и отражают суть и характер ситуации, бытовой сцены [66].

В жанровых снимках существует сюжет: запечатленное состояние или действие. Обычно сюжет охватывает некоторый временной отрезок, поскольку имеет свое начало, свое развитие и завершение. Иначе говоря, воплощает в себе определенный процесс. Состояние и действие тоже имеют свое начало, развитие и завершение, а потому являются временными процессами.

«В «жанровом» снимке интерпретируются и осмысляются не столько изображенные люди, сколько процесс, в который они включены. – Пишут В.И. Михалкович и В.Т. Стигнеев. – Чтобы быть воспринятым и пережитым аудиторией, процесс должен содержать в себе значимые, то есть «общечеловеческие элементы». Тем самым «жанровая» фотография разомкнута на зрителя. Однако, в отличие от портрета, главный источник выразительных элементов здесь – не изображаемый человек, но процесс. Оттого «жанр» разомкнут не только на зрителя, но и на события внешнего мира. В «жанровой» фотографии соотношение человека и среды диаметрально противоположно – темой «жанровых» снимков служит социальная и бытовая среда. Фотографа-жанриста прежде всего интересуют процессы в ней происходящие: он выражает суть и характер этих процессов через людей, которые в них участвуют. И так как среда оказывается главным предметом изображения, а зафиксированные люди ее только объясняют и освещают, можно сказать, что главным жанровый принцип «жанра» - «быть зеркалом мира»» [45, с. 72].

Документальная фотография обычно считается разновидностью профессиональной фотожурналистики, но ей также занимаются любители. Фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей.

Документальной фотографией является один из жанров фотографии, обращенной к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а также обращением или предупреждением.

Эти фотодокументы в свою очередь не являются объективным, а, наоборот, субъективным, часто идеологическим или социально-критическим свидетельством описываемых явлений.

Понятие «документальная фотография» возникло в США в 1930-х годы во время Великой депрессии.

По мнению критика Сюзан Зонтаг: «документальная фотография – единственное важное искусство, где профессиональная подготовка и многолетний опыт не гарантируют безусловного преимущества перед необученным и неопытным – среди прочего потому, что большую роль играет случайность (или везение) и ценится все спонтанное, неотшлифованное, несовершенное» [66].

В XIX веке было распространено мнение, что фотографическое изображение документально по своей природе. «Британский журнал фотографии», к примеру, призывает создать архив фотографий, который будет служить документами для будущих поколений.

В этот период появляются первые попытки создания фотосерий в жанре документальной фотографии: в 1870 году Якоб Риис приступает к работе над серией фотографий о бедняках Нью-Йорка; Льюис В. Хайн в 1905 году фотографирует эксплуатацию детского труда в США, после чего закон запрещает его использование.

Эти и многие другие работы создают предпосылки для понимания социально-критического предназначения документальной фотографии в обществе.

Последствия глобального экономического кризиса в США, ставит правительство Америки под руководством президента Франклина Рузвельта перед необходимостью всеобъемлющих социальных реформ, известных в истории как Новый курс Рузвельта. В этой связи, одной из важнейших задач правительства была необходимость заручиться поддержкой у широкой массы населения США для проведения намеченной политики реформ. В 1935 году от администрации по переселению (позднее переименовано в en:FarmSecurityAdministration, FSA), фотографы получают заказ на создание крупномасштабной фотографической документации сельской жизни в Америке. Задачей фотографов было достойно и эстетично запечатлеть обедневшего сельского жителя Соединенных Штатов, избегая при этом художественности в своих работах. Этот новый жанр фотографии был назван «документальной фотографией». Одновременно фотографы этого направления ставили цель отмежеваться от фотоискусства.

Основные характеристики документальной фотографии:

- описываются социальные невзгоды;

- фотография эстетична, но при этом естественна и реальна;

- документируются не события, а социальные условия на примере нескольких фотографий или развернутой серии;

- фотография как послание, выходящее за рамки просто информации;

- документальная фотография, как правило, связана с политической обстановкой, она претендует на политическое влияние;

- фотографирование носит публичный характер.

Именно в этой связи в фотографии первый раз в истории возникает официальное, организованное движение документального характера [66].

К числу наиболее примечательных фотографов XIX века можно отнести немецкого фотографа Августа Зандера. Его работа «Люди XX столетия» оказала влияние в равной степени, как на фотоискусство, так и на документальную фотографию в Европе.

Окончание второй мировой войны ознаменовало непростой период в документальной фотографии. Все значительные фотографы-документалисты послевоенного времени, как-то: Диана Арбюс, Роберт Франк, Юджин Смит, Мэри Эллен Марк, Уильям Кляйн, были либо одиночками, либо были вынуждены подрабатывать в роли поставщиков историй для больших иллюстрированных журналов, таких как Life. В погоне издательств за все большими тиражами изданий изменяется информационный формат, и журналы находят все меньше и меньше места для документальной фотографии и авторов с политически независимой позицией.

Изменились требования к поставляемому фотоматериалу в массмедиа, который должен был быть предельно актуальным, ярким и запоминающимся. Публикации развернутых историй, в свою очередь, были вытеснены публикациями небольшого объёма с одной или двумя фотографиями. Сегодня, в эпоху избытка информации, экономически рентабельным оказался подход, когда печатное издание содержит массу разноплановых сюжетов и историй, избегая развернутых фоторепортажей на несколько страниц. В таких условиях документальная фотография уступила место фотожурналистике, а фотографии авторов-документалистов сегодня можно чаще увидеть в галерейном пространстве, в музеях, в книгах и фотоальбомах, чем в журнальных изданиях.

Осознание, особенно в период Вьетнамской войны того факта, что политические организации способны использовать фотографию как оружие в преследовании своих задач, приводит к усложнению пути фотографии в печать. Правительство напрямую вмешивается в редакционный процесс освещения военных конфликтов вплоть до прикомандирования журналистов к военным частям.

Начало нового тысячелетия знаменует переломный момент в отношении к документальной фотографии. Несколько музеев и научных учреждений мира переосмысливают, придают новое значение важности и документальной силе этого направления. Летом 2009 года Музей Людвига в Будапеште показал выставку социально-документальной фотографии конца 1920-х и 1930-х годов «Дело близится к кризису». Также в 2009 году фотограф, куратор и критик Jorge Ribalta в Музее современного искусства (Барселона) показал «Универсальный Архив», ретроспективную выставку документальной фотографии XX века. В 2010 году в Музее королевы Софии в Мадриде состоялась крупная международная конференция посвященная истории социально-документального «движения фотографов рабочих».

Подлинным триумфом документальной фотографии в России стал советский фоторепортаж 1920-х – начала 1930-х годов, возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране преобразованиях. Мастера документального фотоискусства 1920-х годов (Максим Альперт, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Александр Родченко, Семен Фридлянд, Яков Халип, Аркадий Шайхет и др.) виртуозно использовали новаторские приемы создания фотографической выразительности, используя, например, необычные ракурсы.

Очередным этапом развития советской документальной фотографии стал репортаж периода Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Дмитрий Бальтерманц, Анатолий Гаранин, Марк Редькин, Евгений Халдей и др. Свой вклад в создание фотолетописи Второй мировой войны внесли и репортеры других стран антигитлеровской коалиции.

Особое место в мире сегодняшней фотографии занимает крупнейшее международное объединение, существующее и по сей день, - «Магнум» (Magnum Photos). Создано оно было в Париже в 1947 году благодаря дружбе и энтузиазму нескольких фотографов – Анри Картье-Брессона, Роберта Капы, Джорджа Роджерса и Дэвида «Чима» Сеймура. Сегодня в «Магнум» входят лучшие профессиональные фоторепортеры, а офисы агентства находятся в Париже, Нью-Йорке, Лондоне и Токио.

Согласно модели М. Каган, современная документальная фотографии включает следующие направления: документально-хроникальное, политико-публицистическое, научно-исследовательское, коммуникативное, мемориальное, рекламное, оформительское» [40, с. 8].

Наличие временных ограничений накладывает отпечаток на жанры документальной фотографии, в силу того, что освещаемые текущие события актуальны только сейчас: например, на пресс-фото (новостная оперативная журналистика) дается максимум несколько дней, репортаж – 1-2 недели. Однако существует документальная фотография, которая не ограничена жесткими временными рамками. Это жанр, изображающий явления с помощью погружения в тему, фото исследование социального



2019-05-24 273 Обсуждений (0)
Художественная фотография 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественная фотография

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)