Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативные правовые основы функционирования транспортной системы России



2018-07-06 1540 Обсуждений (0)
Нормативные правовые основы функционирования транспортной системы России 0.00 из 5.00 0 оценок




Система нормативно-правового регулирования транспортной системы в Российской Федерации может быть представлена в виде следующей схемы (рис.9).

Рис.9. Нормативно-правовые основы функционирования

транспортной системы[19]

Рассмотрим перечисленные акты нормативно-правового регулирования транспортной системы подробнее.

В соответствии с положениями ст.15 Конституции Российской Федерации, международные договоры в сфере транспортного регулирования имеют приоритет перед национальным законом. При этом перевозки автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным регулируются как универсальными транспортными конвенциями, так и двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках, заключенными Россией с другими странами.

Так, положения о международных воздушных перевозках содержатся в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г.[20] и Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.[21]

Варшавская конвенция применяется при международной перевозке, если место отправления и место назначения расположены на территориях двух государств – участников конвенции. Она регламентирует юридическую ответственность и взаимоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны и пассажирами, а также грузоотправителями – с другой стороны.

Чикагская конвенция устанавливает важнейшие принципы функционирования международной авиации, в частности, правила полетов над территорией стран, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендуемую практику

Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о воздушном сообщении, которые устанавливают порядок образования и эксплуатации международных воздушных линий. Пример такого документа – заключенное в 1994 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении[22].

Вопросы международных железнодорожных перевозок регулируются Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г.[23], устанавливающей правила перевозки грузов и пассажиров, условия платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок предъявления претензий и исков.

В отношениях Российской Федерации с восточноевропейскими странами действует Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)[24]. Указанный документ регламентирует порядок приема грузов к перевозке и выдаче его получателю, порядок заключения договора перевозки, коммерческие реквизиты железнодорожной накладной, сроки доставки груза, правила перевозки грузов на особых условиях (длинномерные, тяжеловесные, химические, скоропортящиеся, опасные, живность и др.).

В международном торговом судоходстве сложились две формы перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки оформляются коносаментом, который выдается грузоотправителю перевозчиком при передаче груза и удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Чартерные перевозки производятся обычно с помощью посредника на основании фрахта, заключаемого в соответствии с положениями национального законодательства.[25]

Правовой статус коносамента устанавливается Конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г.[26] и Протоколом к ней 1968 г. Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте вводят понятия, используемые в ходе морских перевозок, определяют процедуру принятия груза и выдачи коносамента, устанавливают пределы ответственности перевозчика. Российская Федерация данную Конвенцию не ратифицировала.

Вопросы международных морских перевозок регламентируются заключенными Россией двусторонними соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании (например, такой договор был заключен в 1948 году между СССР и Итальянской Республикой[27]).

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегулированы многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г.[28], а также десятками двусторонних соглашениями о международном автомобильном сообщении. Данная конвенция применяется к договорам дорожной перевозки грузов между территориями двух стран-участниц. Конвенция предопределяет порядок заключения и изменения договора перевозки, порядок приемки и передачи грузов, требования к накладной, ответственность перевозчика, вопросы претензионной и исковой деятельности.

На национальном уровне основным документом в сфере транспортного регулирования является Конституция Российской Федерации[29], закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. Статья 71 Конституции относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.

Ключевые аспекты транспортной деятельности в России регулируются нормами главы 40 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)[30]. Глава 40 ГК РФ устанавливает общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, вопросы установления провозной платы, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д. В главе 41 ГК РФ устанавливается порядок осуществления транспортной экспедиции, в рамках которой одна из сторон (экспедитор) обязуется организовать перевозку груза.

Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К данной категории относятся:

1) Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ)[31] – регламентирует отношения в сфере использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, устанавливает порядок государственного регулирования данных отношений .

2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ)[32] – вводит правила для морских судов и судов внутреннего плавания во время их прохождения по морским путям и по внутренним водным путям, устанавливает порядок заключения договоров морской перевозки, буксировки, фрахтования, морского агентирования, страхования и посредничества, регулирует вопросы ответственности за нарушения законодательства.

3) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ)[33] – регулирует отношения, возникающие между грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.

4) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ)[34] – регламентирует важнейшие условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с перевозками.

5) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТ РФ)[35] – регулирует взаимоотношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Эти документы носят специальный характер и регулируют на частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта. Наряду с ними существуют другие федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты транспортной деятельности в Российской Федерации. Примером такого документа является Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[36], который наряду с Уставом вводит основы функционирования железнодорожного транспорта, вопросы государственного регулирования данной сферы, основные требования к экономическим субъектам и объектам железнодорожного транспорта и иные вопросы организации железнодорожного сообщения.

Следует отметить, что железнодорожный транспорт является сферой естественной монополии, поэтому вопросы контроля рыночной концентрации в данной отрасли регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»[37].

В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической значимостью обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативно-правовые положения по отдельным аспектам транспортной деятельности. Примером такого документов является Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[38].

Источником транспортного права являются также постановления Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»[39].

В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №395[40], предоставлено право самостоятельно выпускать необходимые акты в установленной сфере деятельности. Примерами таких актов являются Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. №45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года»[41], Распоряжение Минтранса России от 15 декабря 2017 года № НА-229-р «Об утверждении Методики определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с поставщиком (в том числе с единственным), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»[42] и многие другие.

Управление региональным транспортом, путями сообщения и инфраструктурой относится к ведению субъектов РФ, принимающих по этому поводу собственные нормативно-правовые акты. В качестве примеров таких актов можно привести:

§ Закон города Москвы от 11 июня 2008 г. №22 «О такси в городе Москве»[43];

§ Закон Курской области от 29 декабря 2005 г. №110-ЗКО «Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курской области»[44],

§ Закон Санкт-Петербурга от 22 апреля 2009 г. №175-38 «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга»[45].

Ответственность в сфере транспортной деятельности устанавливаются главой 11 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[46] и главой 27 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ)[47]. Порядок налогообложения транспортных средств регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)[48].

Специфическими источниками транспортного права признаются санкционированные государством обычаи делового оборота. Их особенность состоит в том, что закон придает тому или иному обычаю общеобязательное значение. При этом сам обычай в тексте закона не приводится. Так, согласно статьям 129 – 132 КТМ РФ при отсутствии соответствующего соглашения сторон время подачи уведомления о готовности судна к погрузке, сроки погрузки, размер платы за простой судна определяются на основе обычаев, принятых в порту погрузки.[49] Источниками транспортного права могут также признаваться постановления Пленумов Верховного Суда РФ и отдельные судебные прецеденты.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование транспортной системы представлено целым комплексом международных договоров, федеральных законов и подзаконных актов, актов министерств и ведомств и региональных органов власти, а также судебной практики и обычаев делового оборота.




2018-07-06 1540 Обсуждений (0)
Нормативные правовые основы функционирования транспортной системы России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативные правовые основы функционирования транспортной системы России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)