Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные педагогические категории



2018-07-06 335 Обсуждений (0)
Основные педагогические категории 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Рекомендован Учебно-методическим объединением по инженерно-педагогическим специальностям Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника для учащихся индустриально-педагогических техникумов и учебного пособия для студентов инженерно-педагогических специальностей.

Издательство "Деловая книга" Екатеринбург 1999 г.

Автор "Педагогики" Валентина Сергеевна Безрукова, доктор педаго­гических наук, профессор, многие годы работает в области методологии педагогики. Докторская диссертация, защищенная в 1984 году, последую­щие исследования и публикации посвящены проблемам развития поня­тийно-терминологического аппарата педагогики. В 1980 году В. С. Безру­кова начала исследование проблем профессиональной педагогики, прове­ла ряд значительных экспериментов, в частности в области взаимосвязи общего и профессионально-технического образования, интеграции в пе­дагогической науке и практике, методологии инженерно-педагогического образования. В течение пяти лет В. С. Безрукова возглавляла кафедру пе­дагогики Свердловского инженерно-педагогического института. Курс "Пе­дагогика" разработан ею на базе лекций, прочитанных студентам СИПИ (ныне Уральского государственного профессионально-педагогического университета).

Рецензенты: профессор Л. К. Малштейн, (Свердловский инженерно-педагогический институт, ныне Уральский государственный профессио­нально-педагогический университет); профессор Г. А. Карпова (Уральский педагогический университет).

Моим читателям

Дорогие друзья! Не пренебрегайте введением. Неторопливо и вдумчиво прочтите его. Вы приступаете к изучению сложнейшей из наук — педагогики.

В своей жизни вы неоднократно сталкивались с деятельностью, в которой она применяется. За время учебы в школе и училище вы были свидетелями учительского труда более чем на 10000 уроках. Дома вы, конечно, пытались воспитывать младших братьев или сестер, самих себя, наконец. Это и есть ваш педагогический опыт. Он порой противоречив, нередко неудачен, но что-то в нем вызывает и приятные воспоминания. Этот опыт — ваш исходный капитал. Не переоценивайте его: он коварен тем, что у легких натур создает иллюзию знания педагогики. На самом деле все гораздо сложнее. Понять это, осмыслить, сформировать новый, более совершенный опыт педагогической деятельности и поможет педагогика.

О чем эта наука? Один из моих учеников верно заметил: "Нас учат много­му, но в основном тому, как обращаться со станком, как сделать изделия из металла, но не тому, как обращаться с человеком, как сформировать его, как, наконец, самого себя сделать человеком".

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жиз­нью, найти равновесие с природой и обществом. Педагогическое знание — универсальное, обобщенное знание о путях и способах развития такого чело­века. Не правда ли, это интересно: учиться воспитывать человека, помогать ему стать более совершенным и самому расти вместе с ним.

В студенческой, и даже позже — в педагогической среде бытует мнение, будто можно стать хорошим педагогом, не изучая теории педагогики. Дела­ются ссылки на положительный опыт некоторых родителей, учителей, не зна­ющих этой науки и даже не имеющих специального образования.

Действительно, примеры такие есть. Но ведь это случаи, а не массовое явление. Природным даром педагога обладают единицы. А как же быть ос­тальным? Не работать же "на ощупь", методом проб и ошибок? Перед нами не станок, не металлическая заготовка, а человек.

Конечно, у вас может возникнуть сомнение: стоит ли учить педагогику, где нет однозначно действующих законов и принципов. Некоторые даже уп­рекают ее в ненаучности из-за неточных суждений. Увы, каждый из нас вариативен, ситуативен, подчас не предсказуем. Знания о нас, нашем поведении действительно философичны, образны, окрашены эмоциональными пережи­ваниями. Разве это плохо? Древнеиндийская мудрость утверждает: "Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где лежит правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению".

Я убеждаю вас отнестись к педагогическому знанию с доверием. Долгая история его развития не простая. За советское время наша теоретическая, и особенно практическая педагогика снизила свой духовно-нравственный по­тенциал. Как и другие общественные науки, она поставлена была служить тоталитарному режиму, способствовала формированию "человека-винтика", "не помнящего родства", человека — борца за мифический строй всеобщего благоденствия. В результате она превратилась в науку авторитарную, нередко науку насилия и сыска. Медленно и трудно идет ее очищение. Педагогика, как и человек, "меняет кожу". Посильную лепту в это очищение вносит и наша "Педагогика".

Что нового в этой "Педагогике"?

Во-первых, предложенное знание очищено от идеологических и полити­ческих догм и штампов.

Во-вторых, наша "Педагогика" построена по принципу выводного знания. Каждое понятие как бы выводится из предыдущего и участвует в раскрытии следующего. Всякое базисное знание дается в развитии с последующим его применением.

В-третьих, "Педагогика" построена с ориентацией на человека, как зна­ние, помогающее ему в развитии. Поэтому постоянно будет раскрываться связь воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Через это взаимодействуют внешние и внутренние факторы развития человека. Педа­гогика как наука, собственно, и нужна для того, чтобы, воспользовавшись ее знанием, можно было развить в человеке механизмы саморазвития.

В-четвертых, впервые введено технологическое знание о проектировании педагогических систем, процессов, ситуаций. Это позволило придать педаго­гике прикладной характер и облегчить переход к изучению методик обучения конкретным дисциплинам.

В книге изложены основные и факультативные знания. Факультативные знания выделены в тексте вертикальной чертой.

Самые строгие читатели — это вы — студенты, с присущим молодости максимализмом вы резко критичны. Но надеюсь на ваше деятельное творчес­кое отношение к дальнейшему усвоению педагогического знания.

Со своей стороны сделаю все, чтобы читающему легче читалось, сомнева­ющемуся была пища для размышлений, пришедшему к педагогике с любо­вью не получить разочарований.

Автор

Глава 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

Основные педагогические категории

Изучение педагогики начнем с усвоения ее основных категорий.

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке катего­рии выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное зна­ние и как бы связывают его в целостную систему. Не зря употребле­ние слов "категорический", "категоричный" всегда связывается с представлением о решительности и безусловности кого-либо и чего-либо. Педагогика как наука тоже имеет свои категории, отличаю­щие ее от других наук.

Рассмотрим таблицу 1. Основной категорией здесь значится развитие. Знакомство с ней происходило в курсах физиологии и психологии. Раскроем ее определение.

Таблица I



2018-07-06 335 Обсуждений (0)
Основные педагогические категории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные педагогические категории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)