Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.



2018-07-06 609 Обсуждений (0)
Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Специально организованная образовательная система — это все виды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финанса­ми, кадрами, научно-методическим обеспечением. В ней осуществляется пере­дача и прием опыта поколений согласно своим целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Посредством такого обра­зования идет управление развитием человека. Все образовательные учрежде­ния в республике объединены в единую систему образования.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы зна­ний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образован­ном человеке. Образованность —качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обо­гащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т. е. опять же повышать свою образованность.

Следует заметить, что в ряде языков "воспитание" и "образо­вание" употребляются как обозначение одной категории. Как видим, "образование" хотя и более узкая категория, чем "воспита­ние", но еще недостаточно конкретная, чтобы ею пользоваться ежедневно в деятельности. В образовании выделяются процессы, которые обозначают не­посредственно сам акт передачи и приема опыта. Это ядро образования — обучение.

Обучение — процесс непосредственной передачи и приема опыта по­колений во взаимодействии педагога и учащихся.

В системе образования ведется обучение. Судя по определению, оно со­стоит из двух частей: передачи опыта (преподавания) и его приема (учения). Преподавание обеспечивает передачу опыта поколений и творческой деятель­ности. Учение — усвоение этого разнообразного опыта, его запоминание, за­учивание, переосмысление, преобразование и использование. Преподавание — сфера деятельности педагога (учителя, преподавателя, мастера производ­ственного обучения, воспитателя), учение — ученика (воспитанника, учаще­гося, обучающегося, слушателя).

От слова "учение" в педагогике родился целый ряд специаль­ных терминов: ученик, учащийся, учитель, ученичество, учитель­ская, учебник, учебный, учеба и даже ученый, ученость. Легко до­гадаться, не заглядывая в словарь, что ученик — это воспитанник, усваивающий передаваемый ему опыт поколений. "Учащийся" и "ученик" используются как слова-синонимы. Учитель — это человек, специально подготовленный для передачи знаний, навыков, умений. Учительская — место в школе, ПТУ, где собираются учи­теля, и хранится учебная документация. Учебник — книга, где из­ложен опыт человечества, подготовленная для усвоения его учащи­мися в виде учебного предмета (дисциплины). С помощью термина "учебный" образован ряд других: учебная деятельность, учебные принадлежности, учебный год и др. Учебная деятельность — это вся система действий учащегося по усвоению человеческого опыта в процессе обучения.

Категории "воспитание", "образование" и "обучение" соотносятся по прин­ципу "матрешки" (рис. 1). Представьте себе маленькую "матрешку" — это обучение. Далее идет средняя "матрешка" — образование и, наконец, боль­шая — воспитание. Увидеть в отдельности каждую из них и описать можно, но нельзя понять одну без другой — игрушка исчезает. Это тот случай, когда внутреннее автономное строение обеспечивает сохранение единой природ­ной целостности.

 

Рис.1. "Педагогическая матрешка"

 

В педагогике есть другие понятия, с помощью которых опи­сывается процесс развития человека. Например, "формирование", что означает придание чему-то определенной формы, законченнос­ти, завершенности. Формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов. Человек рождается без знаний и умений, но через воспи­тание, образование и обучение получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно фор­мируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойст­ва человека. Тогда "формирование" понимается как результат раз­вития человека. В педагогике "формирование" употребляется еще в одном смысле, а именно как организаторская деятельность педаго­га в процессе воспитания, образования, обучения учащихся. Одна­ко чаще всего "формирование" употребляется как понятие, иден­тичное воспитанию.

Вернемся к "матрешке". Все три ее слоя обозначают внешние по отноше­нию к самому человеку факторы: кто-то ее воспитывает, кто-то образовыва­ет, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании, обучении ог­ромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способнос­тью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. В нем есть нечто такое, что управляет его развитием. Это что-то все откровеннее называется духом человека (почти за­бытый термин). Многие ученые приходили к выводу, что дух есть движущая сила развития. Чтобы внешние факторы достигали успеха, т. е. оказывались способными развивать человека, они непременно должны взаимодействовать с внутренними — с его духом и душой.

Душа и дух как понятия не относятся к области педагогики. Более того, советская наука о человеке вообще не обращалась к ним как к научным понятиям и не исследовала их. В настоящее время душа возвращается в лоно науки. Душа уже стала признаваться как реальность, как явление человеческой сущности, связывающее нас с прошлым и будущим. Условно говоря, в душе есть то, что состав­ляет активность человека, направляет его развитие изнутри, позво­ляет ему подняться над своим животным происхождением. Душев­ный мир человека содержит в себе механизмы, позволяющие про­никать в него внешним воздействиям. Скорее всего, человечество создало внешние факторы своего развития в виде воспитания, об­разования и обучения по своему образу и подобию: то, что заложе­но в душевном мире, то и было спроецировано вовне. Человек как бы под себя создал внешние факторы своего развития. Как следст­вие признания фактора духа и души за последние годы в педагоги­ке растет число терминов, обозначающих внутренние состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самопланирование, самоконтроль, самоуспокоение, саморегуляция, самонаблюдение, самоанализ, самоубеждение и т. д. Основными душевными факторами развития человека являются самовос­питание, самообразование, самообучение. Это категории, которые соотносят­ся с обозначенными в таблице 1.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предше­ствующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обес­печивающих развитие.

Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направлен­ный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитатель­ной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное суще­ство, несмотря на всю интегрированность, т. е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Конеч­но, внутри него нет специальных центров, организовывающих передачу и усвоение прошлого опыта. Но есть механизмы, помогающие приобретать зна­ния, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность само­стоятельно, без помощи педагога. Как педагог определяет цели, содержание образования, так это делает и человек по отношению к самообразованию.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по ус­воению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обога­щающим образование, организованное обществом. Самообучение является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения челове­ком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и у других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: "учиться у жизни". Самообучение основывается на потреб­ности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" педа­гогика описывает внутренний духовный мир человека, его врожденную го­товность и способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, стимулы, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, пси­хологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Читатель, конечно, отметил, что мы говорим о человеке вообще, а не о личности учащегося. Это не случайно. Во-первых, воспитанию, образова­нию, обучению как внешним по отношению к любому из нас факторам, в известном смысле, "безразлично" на кого влиять: на человека, ставшего или еще не ставшего личностью, психически здорового или больного. Во-вто­рых, только с раскрытием понятий "самовоспитание", "самообразование", "самообучение" можно говорить о личности. Степень их присутствия и оп­ределяет, насколько человек стал личностью и поднялся над своей биологи­ческой природой. В-третьих, понятие "человек" мы употребляем широко, потому что описываемые процессы происходят абсолютно у всех (подрос­ток, юноша, будущий работник) независимо от возраста, пола, принадлеж­ности к профессиональной группе. Все дело в их качестве, интенсивности, возможностях.

 

Рис 2. Типы воспитательных отношений:

1. человек — человек; 2. человек — книга — человек; 3. человек — техника — человек; 4. человек — искусство — человек; 5. человек — природа — человек.

 

Но каким образом педагогика объясняет взаимосвязь воспитания и само­воспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения? Она делает это с помощью категории "воспитательные отношения".

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе всту­пают между собой в определенные отношения. Эти отношения принято назы­вать воспитательными, в отличие от экономических, производственных, по­литических, идеологических, эстетических и др.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспи­тания, образования, обучения.

Подчеркнем, что воспитательные отношения — это всегда отношения меж­ду людьми. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т. е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения.

Воспитательные отношения — это обмен человеческим опытом, его пере­дача, усвоение, использование. В них могут быть включены самые разнооб­разные средства: техника, искусство, природа и т. д. На основании этого раз­личают такие типы воспитательных отношений, как "человек—человек", "че­ловек—книга—человек", "человек—техника—человек", "человек—искусст­во—человек", "человек—природа—человек" и т. д. (рис. 2).

Эти рисунки иллюстрируют также структуру воспитательных отношений. В них входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родите­ли, т. е. те, кто, производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэто­му в педагогике различают субъект-субъектные отношения. В целях луч­шей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства—объекты.

Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект-объ­ектными отношениями.

Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитой человек, а в итоге — личность. Особую роль воспитательных отношений отметили прогрессивные педагоги 70-х го­дов, выступая против так называемой "педагогики мероприятий". Они наста­ивали на создании "педагогики отношений".

Итак, мы закончили рассмотрение основных педагогических категорий. Не­которым они покажутся оторванными от жизни. Не торопитесь с оценкой. Их роль в теоретической и практической педагогике огромна: они цементируют все педагогическое знание. Их признали и используют и теоретики, и практики. Эти категории складывались веками, постепенно оттачивались, проникали в созна­ние и опыт специалистов всех стран, разных уровней квалификации, выполняю­щих любые функции. Этими категориями пользуются родители, общественность, сами учащиеся. Знание этих категорий позволяет всем причастным к воспита­нию подрастающих поколений находить общий язык и понимание.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Все ли используемые в тексте термины вам понятны? Если встретились новые неизвестные, узнайте их толкование в различных словарях.

2. Объясните, почему понятия "воспитание", "образование", "обучение" дополнены соответствующими понятиями "самовоспитание", "самообразова­ние", "самообучение"?

3. Попытайтесь доказать, что самовоспитание, самообразование и само­обучение первичны по отношению к воспитанию, образованию, обучению, Нарисуйте в соответствии со своими взглядами новую "матрешку".

4. В тексте сказано, что воспитание есть культуро-формирующий процесс. Что под этим подразумевается?

5. Еще раз внимательно просмотрите весь материал и подумайте, какие ранее сложившиеся у вас знания предстоит откорректировать: изменить, уточ­нить, переоценить их роль под влиянием здесь изложенной теории.

 



2018-07-06 609 Обсуждений (0)
Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование — это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)