Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические основы рационального питания. Психологические аспекты ожирения и анорексии.



2018-07-06 1029 Обсуждений (0)
Психологические основы рационального питания. Психологические аспекты ожирения и анорексии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Принципы рационального питания

1. Ешьте только при ощущении голода.

2. Ешьте в спокойной обстановке.

3. Пища должна приниматься молча.

4. Ешьте в умеренном темпе, не ешьте, если вы в расстроенных чувствах. На скорость обмена веществ влияют не только физическая активность, но и эмоциональный фон. При повышении настроения метаболизм улучшается, при понижении настроения наоборот. Кортизол, выбрасываемый в кровь во время стресса, переводит организм на режим сохранения энергии. При этом процессы обмена веществ резко замедляются, калории перестают расходоваться.

5. Пища нужна не только для поддержания гомеостаза, но и для удовлетворения эстетической потребности. Это может проявляться как в совершенствовании вкусовых качеств пищи путем кулинарной обработки, так и процесса приема пищи за счет использования красивой столовой посуды и приборов.

6. Не ешьте во время работы.

9.Приемов пищи должно быть не менее 4-5 в день. Организму приятнее быть уверенным, что голодать не придется, значит не нужно и запасать жир.

12.Не храните нездоровые продукты дома, и употреблять их в малом количестве.( Чтобы за чем-то вредным пришлось выходить в магазин)

13. Не вините себя за употребление неправильных продуктов

Неправильное отношение к пище

- Употребление пищи при просмотре телевизора или компьютера;

- Привычка переедать в вечернее время или на ночь;

- Есть когда скучно

- Едой поднимать настроение, употребляя, что-нибудь из любимых продуктов.

- Еда как средство компенсации, замещения неудовлетворенных потребностей личности (потребности в общении достижении, родительской потребности, сексуальной потребности и др.).

- Еда как доступное получение удовольствия, выступающего как самоцель.

- Употребления пищи под воздействием внешних факторов (кушать за компанию, под воздействием рекламы и т.д.).

- Пища как способ снятия стресса, разрядки нервно-психического напряжения.

- Пища как средство самоутверждения (употребление экзотических, изысканных, дорогих блюд, активное посещение ресторанов)

- Пища как определенный ритуал или привычка. Примером являются традиционные праздничные застолья, привычка принимать пищу во время чтения, просмотра телепередач, прослушивания музыки.

- Пища как средством награды. Пища за счет своих вкусовых качеств может служить поощрением за какое-то, оцениваемые положительно социальным окружением поступки. Особенно часто эта форма пищевого поведения встречается в детском возрасте.Иногда пища используется некоторыми родителями для задабривания ребёнка, как компенсация чего-либо, а также как награда или премия (мороженое, конфеты), а иногда даже как угроза, и в случае её лишения – как форма наказания.

- Пища как средство защиты ( избыточное потребление пищи, а вслед за этим возникающее изменение внешности могут служить средством защиты от нежелательного действия, оправданием неуспехов в спортивной и трудовой деятельности).

Данные привычки могут привести к нарушению пищевого поведения.

Пищевое поведение - это все компоненты поведения человека, которые присутствуют в нормальном процессе приема пищи. Выделяют три основных типа нарушения пищевого поведения: экстернальное пищевое поведение (прием пищи неосознанно, всегда при виде пищи), эмоциогенное пищевое поведение (гиперфагическая реакция на стресс), ограничительное пищевое поведение.

Пищевая зависимость - это нарушение психического состояния, при котором человек употребляет пищу не для того, чтобы утолить чувство голода, а для того, чтобы поднять настроение и получить приятные эмоции. Для людей с пищевой зависимостью еда помогает справиться с волнением, тревогой, она помогает снять стресс.

Анорексии (отказ от пищи) более всего подвержены девочки-подростки и совсем молодые женщины, стремящиеся в погоне за модой к некоему образу "стройной женщины". Чаще всего это нарушение впервые появляется в пубертатном возрасте у девочек. При хроническом течении анорексии у пациентов появляется локальный страх перед нормальной едой, даже незначительным увеличением массы тела и достижением средних показателей, необходимых для сохранения здоровья. В основе этого пищевого нарушения находится подростковый конфликт развития без его осознания последнего и реальной оценки своего физиологического состояния.Молодые девушки особенно сильно подвергаются давлению идеала «стройности» со стороны социума и пытаются ему соответствовать, особенно девушки, испытывающие повышенную потребность в похвале и сильнее обычного зависимые от „общепринятых стандартов". Многие уже детьми заботятся о весе и внешнем виде и пытаются ограничить прием пищи. Проблемы обостряются в пубертатном периоде, когда у девочек начинает расти жировая прослойка, обусловленная генетически.Определяющим в формировании синдрома чаще всего является несоответствие внешности человека, по его мнению, собственному «идеалу. Вместе с тем сензитивность подростков приводит к тому, что пусковым механизмом стремления к «коррекции» физического недостатка становятся неосторожные замечания педагогов, родителей, сверстников.

По личностной структуре и внутреннему созреванию женщины с анорексией являются неготовыми к своей зрелости, они инфантильны, переживают болезненно становление своей феминности. Часто такие девушки изолируются от окружающих, мало общаются со сверстниками, замкнуты и погружены в себя, хотя внешне кажутся послушными и исполнительными. При нервной анорексии стремление к похудению становится ключевым компонентом личности.Вся деятельность подчинена «исправлению физического недостатка». Болезнь как правило долго не осознается, а помощь не принимается.

Ожирение – это 1)накопление жира в организме, приводящее к увеличению избыточной массы тела..2)результат такого потребления калорий с пищей, которое превышает расход калорий.

Особенностью ожирения является то, что оно часто сочетается с тяжелыми заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни пациентов (сахарным диабетом 2 типа, артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и тд)

Психосоциальные факторы, способствующие возникновению ожирения

· Психические травмы. Психологические конфликты личности, нарушения интер - и (или) интраперсональных отношений способствуют избыточному потреблению пищи. Наибольший процент психотравмирующих ситуаций приходится на сферу семейно-бытовых отношений, среди которых ведущее значение имеет неудовлетворенность семейными отношениями.

· Изменение эмоционального фона вызывает поведенческие нарушения, тогда еда начинает выполнять не свойственную ей функцию и становится антидепрессантом. В этом случае эмоциональные потребности путаются с физиологическими, пищевое поведение человека направлено на удовлетворение не только биологических и физиологических, но также психологических и социальных потребностей.

Справляться с эмоциями при помощи еды - один из первых условных рефлексов, он формируется в тот момент, когда плачущего ребенка мать прикладывает к груди, чтобы покормить.Поэтому на подсознательном уровне еда создает ощущение безопасности.

Набору лишнего веса также способствуют следующие эмоции:

-Гнев. Если человек из-за лишнего веса злится на себя, на кого-то другого или на ситуацию в целом, то он пытается заглушить свои эмоции вкусной едой, вместо того чтобы рассмотреть другие пути решения этой проблемы.

-Скука. Когда нечего делать и некуда идти, но есть холодильник полный разнообразной еды, который тянет как магнитом, в этом случае мы начинаем есть, чтобы чем-то себя занять и заполнить пустое время.

-Чувство неоцененности, допустим, по вашему мнению, вы достигли чего-то исключительного, но никто этого не заметил, не оценил и не разделил вашу гордость. Вы расстроились и появился соблазн поощрить себя чем-то вкусненьким, сладеньким и вредным для здоровья.

-Неверие в собственные силы. Когда человек считает, что от него ничего не зависит и он не в силах повлиять на снижение своего веса, он не станет контролировать и сдерживать себя в вопросах питания.

· Социально-культурные нормы и традиции.

а) Представление о большой массе тела (упитанности) и хорошем аппетите как признаках здоровья.

б) Представление о большой массе тела и определенном пищевом поведении как признаке солидности, социального благополучия, престижа.

в) Национальные и культурные пищевые традиции.

4. Неправильное воспитание.

а) Воспитание по типу "гиперопеки". Преувеличенная забота о здоровье ребенка, перекорм его, слишком бережное к нему отношение, ограничение его двигательной активности может приводить к развитию ожирения у детей. Этот фактор, является ведущее причиной развития ожирения в детском возрасте.

б) Воспитание по типу "неприятия". Можно предположить что неосознанное чувство матери нежелательности ребенка, отсутствие любви к нему замещается выполнением социально регламентированных норм. В этих случаях мать как бы отстраняется от ребенка, формально выполняя свои родительские функции, руководствуясь принципом: "Ребенок должен быть сыт, обут, одет не хуже других детей".

Необходимо различать понятия "голод" и "аппетит". Чувство голода является свидетельством потребности организма в питательных веществах и возникает при снижении в крови уровня глюкозы. А аппетит - это желание что-нибудь съесть, которое в наибольшей степени определяется пищевкусовыми пристрастиями человека, поэтому избыточный аппетит - это проявление не физической, а психологической зависимости человека от пищи. Для ожирения характерна диссипация (т.е. расщепление) чувства голода и аппетита.



2018-07-06 1029 Обсуждений (0)
Психологические основы рационального питания. Психологические аспекты ожирения и анорексии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические основы рационального питания. Психологические аспекты ожирения и анорексии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1029)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)