Основные принципы профилактики аддиктивного здоровья.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI в. распространение у людей различных зависимостей принимает характер эпидемии, затрагивающей более 400 млн. человек. Особую актуальность приобретает проблема аддиктивного (зависимого) поведения студенческой молодежи как демографического и профессионального потенциала страны. Это подтверждает высокую социальную значимость обозначенной проблемы. Аддиктивное поведение— одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивному поведению, является бегство от реальности, у них встречаются внутренние причины, такие как: переживание в школе и конфликты с окружающими, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. От этого «реального» хочется убежать. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды. Подросток своим поведением сигнализирует о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские. В студенческой среде развитие зависимостей является результатом сложного взаимодействия социальных и личностных факторов (деформация социальных норм, выражающаяся в разрыве между содержанием норм и потребностями реального времени, а также неопределенности норм; трансформация образа жизни и ценностных ориентаций юношей и девушек, поступающих в вуз; изменение структуры и функций семьи; несистематическая и неэффективная организация досуга и профилактической работы), действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности в процессе обучения в вузе.
Формы аддиктивного (зависимого) поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкоголь-зависимость); нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); гэмблинг-игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (трэксбиционизм, садомазохизм и др.); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) В вопросах предотвращения аддиктивного поведения подростков профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки). Эффективность и результативность профилактической работы определяется соблюдением основных принципов: 1. Универсальность. Единством факторов риска всех видов аддиктивного поведения обусловлен комплекс мер, направленных на предупреждение не только наркомании, но и внутреннего напряжения подростка, которое проявляется уже не в виде наркомании, а, к примеру, в виде агрессии или суицида. То есть профилактика аддиктивного поведения должна предупреждать девиантное поведение в целом. 2. Единство профилактики и диагностики. Этот принцип реализуется в двух аспектах: во-первых, профилактической работе предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основании которого составляется первичное заключение, и формулируются цели и задачи профилактической работы. Во-вторых, профилактическая деятельность специалиста требует постоянного контроля динамики изменений, поведения, деятельности личности, контроля динамики эмоциональных состояний человека, его чувств и переживаний в процессе работы. 3. Конструктивность. Профилактика изначально строит установки рационального поведения. Конструктивная профилактика служит предупреждению аддиктивного поведения и способствует формированию стабильно здоровой личности. 4. Опережающий характер воздействия. Создание стойких положительных установок на рациональное поведение. 5. Комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности). 6. Личная заинтересованность и ответственность участников. !!!!!Рассмотрим основные методы по организации профилактики аддиктивного поведения: • Организация ЗОЖ. предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. • Модель воспитания, в рамках которой формируется стойкое неприятие аддиктивного образа жизни. У детей уже в младших классах накапливаются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление ПАВ. Данный метод реализуется в форме психологических групповых тренингов. Базовыми методами проведения тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. • Информированность. Метод основан на предоставлении информации о конкретных ситуациях, представляющих опасность. Может проводится в виде бесед, лекций, изучения специальной литературы, видеофильмов. • Аутогенная тренировка – методика, направленная на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. • Поведенческая психотерапия используется в целях построения новых стереотипов поведения или подавления имеющихся неадаптивных. Управление поведением осуществляется через предъявление стимулов, вызывающих определенную реакцию, а также организация внешнего окружения и контроля за ним. Организуя внешнее окружение определенным образом, можно формировать определенное поведение у человека. • Арт-терапия - это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях изобразительным творчеством. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Использование на арт-терапевтической технологии способствует развитию высших психических функций, сохранению и укреплению психического здоровья. • Активное социальное обучение социально-важным навыкам. а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, в ходе которого изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников и т.д.; б) тренинг ассертивности. Основан на представлении о том, что аддиктивное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями; в) тренинг формирования жизненных навыков – это умение общаться, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения. • Медиация – это метод воздействия, в результате которого снижается не только эмоциональное и когнитивное напряжение, но участники еще и получают удовольствие, удовлетворяя свои духовные, психологические и социальные потребности В социальной работе с девиантными подростками медиатор может использовать разнообразные формы и методы медиации. В качестве примере приведем комплекс мероприятий с использованием технологии медиации: 1. Лекция «Конструктивные и деструктивные способы взаимодействия». 2. Медиативная беседа «Причины проявления агрессии и насилия, применение способов конструктивного взаимодействия». 3. Групповая дискуссия «Правила и нормы поведения: нужны ли они обществу?». 4. Мозговой штурм «Суицид: причины и последствия». 5. Групповой диспут «Для чего нужны законы?» . 6. Тренинг «Стратегии межличностного познания у подростков»
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |