Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аддиктивное (зависимое) поведение. Психологические модели аддиктивного поведения.



2018-07-06 1397 Обсуждений (0)
Аддиктивное (зависимое) поведение. Психологические модели аддиктивного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Развитие аддиктивного поведения сопровождается формированием психологической зависимости.

Аддиктивное поведение занимает промежуточное место в процессе формирования зависимого поведения. Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение. Отличить употребление вещества или деятельности от злоупотребления можно, опираясь на два критерия – соматического и социального. Когда человек злоупотребляет чем-либо, у него возникают проблемы с собственным здоровьем и/или проблемы во взаимодействии с окружающими (конфликты с родителями, коллегами). С точки зрения психологии, зависимость – это психическое состояние, поэтому объектом зависимости может стать любая аддикция. Зависимости определяются по социальной значимости как более или менее социально приемлемые. Н.С. Курек выделяет опасное, пагубное и сопровождающееся психической и физической зависимостью злоупотребление ПАВ. Наглядно место аддиктивного поведения можно представить следующим образом: В отличие от зависимого, аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного человека фиксируются случаи раннего злоупотребления ПАВ, протекающие с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков физиологической зависимости. Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных факторов, таких как социальные, социально-психологические, психологические и биологические. Значимыми социальными факторами являются: • нестабильность общества, • доступность ПАВ, • отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций, • контрастность уровней жизни, • интенсивность и плотность миграции, • мода, • степень грозящей ответственности, • влияние группы.

К социально-психологическим факторам относятся: • высокий уровень коллективной и массовой тревоги, • разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, • романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, • отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.

Среди психологических факторов следует выделить такие как: • незрелость личностной идентификации, • слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, • низкая переносимость психологических стрессов, • высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, • привлекательность возникающих ощущений и переживаний, • выработка гедонических установок, • отсутствие социальных интересов, • стремление к самоутверждению. Биологическими факторами, способствующими переходу аддиктивного поведения в зависимое, являются: • индивидуальная толерантность, • нарушение процессов детоксикации в организме, • изменяющиеся системы мотиваций и контроля за течением заболевания, • отягощение наследственности, • органические поражения мозга, • хронические болезни, • природа употребляемого вещества.

Аддиктивное поведение следует отличать от обычного увлечения. Характерные признаки аддиктивного поведения в этом смысле – это: 1) наличие жизненной установки с ориентацией на сиюминутное получение удовольствия любыми средствами; 2) наличие иллюзии контроля своей деятельности в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»); 3) возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.). 4) возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.

 

Психологические модели аддиктивного поведения

и пристрастия к наркотикам

Успокаивающая модель. Это один из наиболее распространенных вариантов применения ПАВ с целью достижения душевного спокойствия. Их употребление направлено на снятие напряжения, достижение расслабления; хочется успокоиться, забыться, уйти от неприглядной действительности, от сложных жизненных проблем. Доминирующим мотивом употребления наркотиков оказывается высокий уровень психодинамического напряжения, преобладание пониженного настроения, нередко с раздражительностью, мрачностью.

Отдельные подростки употребляют ПАВ для коррекции эмоционального состояния: снижения уровня тревоги, депрессии, апатии. Употребление ПАВ используется как способ самолечения на начальных этапах развития эмоциональных расстройств.

Коммуникативная модель. Данная модель пристрастия к наркотикам может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности.

Прием ПАВ облегчает общение со сверстниками своего и противоположного пола. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в себе. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально-ранимые подростки.

Активирующая модель. В одном случае подростки применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, бодрости. Подростки с заниженной самооценкой, не уверенные в своих силах и возможностях, пытаются достичь прямо противоположного — уверенности, бесстрашия, раскованности. В других случаях таким же образом достигается выход из состояния скуки, душевной пустоты и бездействия.

Гедонистическая модель. Употребление ПАВ используется также и для получения приятных ощущений, создания психического и физического комфорта. Стремление подростков уйти в фантазийный, галлюцинаторный мир с целью пережить состояние эйфории может привести к формированию болезненного пристрастия.

Конформная модель. «Быть со всеми, быть как все». Стремление подростков подражать, быть принятыми группой, самоутвердиться в группе — все это может быть причиной употребления ПАВ. В большей степени эта модель относится к высоковнушаемым, тревожно-мнительным подросткам, которые слепо подражают своим лидерам, некритически перенимают все правила поведения группы.

Манипулятивная модель. Использование психоактивных веществ для манипулирования другими, демонстрации своей исключительности. Для того чтобы привлечь внимание и завоевать авторитет, демонстративные подростки употребляют наркотики или алкоголь.

Компенсаторная модель. Эта модель поведения определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармоничность характера. Жизненные трудности, конфликты в школе, дома могут выступать триггерами, запускающими привыкание к ПАВ, которые используются подростками как демонстрация протеста.

 



2018-07-06 1397 Обсуждений (0)
Аддиктивное (зависимое) поведение. Психологические модели аддиктивного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аддиктивное (зависимое) поведение. Психологические модели аддиктивного поведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)