Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
Одной из важнейших задач образовательного учреждения является сложный педагогический процесс, называемый патриотическим воспитанием младших школьников, основная нагрузка которого направлена на развитие нравственных чувств ребёнка. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации с младшего школьного возраста в школе настолько важно, что является частью Концепции [Государственная программа, 2005, 3] В ней указывается необходимость проведения специальной работы, направленной на данный вид воспитания детей, учитывая их индивидуальные особенности. Само понятие патриотизм включает в себя 3 компонента, которые активизируются в сфере природы и общества: 1) Когнитивный (знания и представления)- должен обеспечивать содержание работы педагогической деятельности в сфере патриотического воспитания; 2) Поведенческий (умения и навыки)- его обязанность - выполнять диагностическую функцию; 3) Эмоциональный (выражение чувств) - главный компонент в этом возрасте. Чувства в младшем школьном возрасте играю важную роль по отношению к патриотическому воспитанию. Но нравственные чувства детей ещё слабо развиты, имеют непрочный, хрупкий фундамент, и отличаются конкретностью. У детей овладение нравственными оценками, критериями, суждениями, интерес к окружающей их среде и её составляющих формируется лишь к концу 1 - 2 класса. Это объясняет то, что у младшего школьника система знаний устанавливается постепенно. В младшем школьном возрасте чтобы знания лучше запоминались, они должны окраситься эмоционально: чувствами, переживаниями и т.д. Патриотизм у детей такого возраста проявляется очень специфично, потому что они не имеют должного жизненного опыта и нравственной практической деятельности. Именно в этом возрасте начинается формирование воли, силы духа, целеустремлённости и других нравственных качеств и идеалов, воспитывающихся патриотизмом и, одновременно, полезных для него. Выделяют различные формы организации внеурочной деятельности школьников. Духовно-нравственное направление, общекультурное направление реализуется через кружки, посещение выставок, музеев, кино, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, дидактические игры. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы, как познавательные беседы, кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др.; олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.; детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др. Формы проблемно-ценностного общения – это дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты. Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в рамках такой хорошо известной формы, как поход в музей, галерею. Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта. Спортивно-оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах. Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, научного общества учащихся, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад, дидактических театров. Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, инициативности, определенных организаторских способностей, умения работать вместе, проявлять подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь). При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития организации деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией. Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе. Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа. Виды деятельности и формы внеурочной работы в каждом образовательном учреждении, классе осуществляются с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей и потребностей школьников и их родителей. Педагог вправе сам составить программу внеурочной деятельности, изменять ее содержание по своему усмотрению с учетом запросов участников образовательного процесса. В школе используются такие формы патриотического воспитания, как: 1. Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей. 2. Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Выделяют три функции классного часа: 1)Просветительская функциязаключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что являетсяактуальным и дляданного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни. 2)Ориентирующая функциязаключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Данная функция неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа. 3) Направляющая функцияклассного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей. Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет. Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»). 3. Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу. Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом). 4. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микро-группе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микро-групп. 5. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д. 6. Путешествие — это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся. С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия— это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта. 7. Праздник — особая форма воспитательной работы. Праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что: 1) В его основе лежит радость, положительные эмоции. 2) Его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. 3) Праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию. По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические. 1. Общественные праздникиразворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни. 2. Народные календарныепразднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. 3. Школьно-семейные праздникиукрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. 4. Праздники искусствукрашают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством. 5. Экологические праздникиформируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое. 8. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания. 1) Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести: 2) Подвижные игры . В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события. 3) Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. 4) Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями. 5) Социально-педагогические игры . В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах. 6) Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей. 7) Социально-психологические игры . Назначение этих игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни. 9.Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др. Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Выводы по 1 главе. Изучив педагогическую литературу по патриотическому воспитанию, мы выяснили, что патриотическое воспитание – это формирование особого поведения граждан, которое основывается на любви к своему отечеству, проявляется в поступках, готовности подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Так же мы выяснили, что младший школьный возраст, является наиболее подходящим для патриотического воспитания. В этом возрасте закладываются основы патриотического и гражданского воспитания. А именно система знаний о родине, социальные сведения, исторические. В данном возрасте наиболее активно формируется нравственность. Патриотическое воспитание младших школьников осуществляется в большей степени на классных часах. Большую возможность для патриотического воспитания представляет внеурочная деятельность, формы которой многообразны: организация праздников и коллективно-творческих дел вызывает наибольший интерес у младших школьников. Эффективным методом воспитания является игра. Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. направлений в системе формирования личности школьников. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |