Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы патриотического воспитания учащихся начальных классов



2019-07-03 969 Обсуждений (0)
Формы патриотического воспитания учащихся начальных классов 0.00 из 5.00 0 оценок




    Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

        На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через различные формы, основанные на решении следующих задач:

· утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

· создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

· воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

· привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

· привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

· создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и

фальсификации истории Отечества;

· формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, Гражданское и патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Очевидно и то, что в современной России сложились не то что б противоположные, но явнее не идентичные четыре трактовки «позитивного патриотизма» и, соответственно, четыре модели патриотического воспитания: государственная, церковная, общественная и народная.

Первая - государственная – постулируется государственной властью, выражается и поддерживается, прежде всего, чиновниками, армией и другими силовыми структурами. Ее смысл – идеальный нравственный императив – заключается в безусловном и нерефлексируемом патриотизме граждан, гордости за великую российскую историю и культуру, в беспредельной любви граждан к Родине, их готовности подвижнически служить ей, не требуя что-то взамен, и если возникнет необходимость, отдать за нее жизнь.

Такая модель патриотического воспитания в полной мере осуществляется во всех военный и близких к ним высших образовательных учреждениях. А в системе общего образования – в суворовских училищах, различных кадетских корпусах, летных школах и т.п. образовательных учреждениях военизированного профиля.

Церковная модель патриотического воспитания существенно не отличается от государственной, что, в общем, закономерно дл современной России. Весь названый выше компендиум нравственных императивов, составляющих цели патриотического воспитания, характерен и для церковной модели в ее православной ипостаси. Отличие же патриотического воспитания, в его церковном дискуссе, состоит, прежде всего, в том, что оно обращено не на влияние извне, а на внутреннее духовное движение формирующейся личности, на подключение ее ко всей тысячелетней ритуально-обрядовой традиции церкви. Здесь любовь к Родине органично сливается с любовью к богу.

В явном виде эта модель реализуется во всех духовных заведениях и воскресных школах, а также в общеобразовательной школе посредством курса «Основы религиозной культуры и светской этике».

По сравнению с этими четкими, целостными и ясными моделями общественные подходы к патриотическому воспитанию достаточно противоречивы. Настолько, насколько противоречиво само современное общество. Конечно, в нем превалируют люди, которые, как сейчас принято говорить, «не заморачиваются» глобальными проблемами, а тяжело и упорно, даже не живут , а выживают:

Вместе с тем, несомненно, элегантно выражаясь, в «креативной» части общества сильно резко критичное отношение как к прошлому России, так о к оценке современной политической ситуации. …

Подобная критическая направленность условного патриотического воспитания (с вечными кукишами в карманах) характерна для элитных образовательных учреждений, прежде всего, лицеев, гимназий и образовательных комплексов гуманитарной направленности.

И наконец, народная модель патриотического воспитания. Под этой моделью скорее всего следует иметь в виду национально-социалистическую модель, которая наиболее ярко выражена в учебных заведениях.

       особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и

географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

      Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

· «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

· непрерывность и преемственность педагогического процесса;

· дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

· рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; – развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Опираясь на то, что патриотизм в большинстве толкований связан с любовью к родине, народу, а любовь основывается на эмоциях, главной задачей патриотического воспитания младших школьников считаем воспитание патриотических чувств. Решая эту задачу, конечно, необходимо опираться на психологические особенности данного возраста. Это повышенная эмоциональность, активность, образное мышление и др. классному руководителю важно проводить занятия с элементами игры, включать детей в практическую деятельность, знакомить с общественной жизнью.

      Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников должно отвечать запросам государства, ориентироваться на цели, которые ставить перед школой государство. Решая задачи патриотического воспитания классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Важно, чтобы учитель сам был хорошим примером для подражания.

 

   2.3. Методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников.

   Включение патриотического воспитания во внеурочную деятельность младших школьников. Материал должен быть наглядным и доступным, интересным и значимым для ребенка.

  Первым педагогическим условием в патриотическом воспитании должна стать ориентация младшего школьника на любовь и служение интересам своей Родины, привитие чувства ответственности за судьбу своей Родины, уважения к истории нации и ее героям, ценностям своей страны, желания сохранить эти ценности.

  На этапе формирования эмоционально-мотивационного компонента в патриотическом воспитании необходимо обращать внимание на такие педагогические задачи в своей работе, как:

1) Предоставить младшему школьнику возможность самостоятельно раскрыть характер своего отношения к Родине через беседы, приведение примеров и т.д.;

2) Привлекать учеников к оценочным суждениям в отношении поступков окружающих, а также в отношении своих собственных поступков;

3) Производить плавный переход от теоретической деятельности к развитию мотивации патриотического поведения, которая будет обуславливать проявление у младшего школьника действенного патриотизма.

Также важно отметить, что на все направления воспитательной работы патриотического характера необходимо смотреть как на содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Сама же разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности младших школьников должна быть основана на различных видах деятельности.

         В своей работе педагог должен опираться постоянно на примеры из отечественной истории, которые свидетельствуют о героизме и преданности наших соотечественников Родине. Однако не стоит в настоящее время ограничивать свою работу только лишь ориентацией на богатый опыт прошлого. Это связано с тем, что в современном мире, настроенном на процесс глобализации, происходит стремительная смена ценностных ориентиров, идет процесс смены общественных устоев, происходит ломка привычных форм сознания и образа жизни, которая подчас является болезненной. Иными словами, если еще в недавнем прошлом гражданин был в известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или сословия, в которых он рос и взаимодействовал с обществом, то в настоящее время вся возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность.

    В связи с этим несомненным становится тот факт, что именно педагог, а также семья как нравственные наставники должны служить источниками духовных ориентиров, за счет которых младший школьник сможет найти свое достойное место в современном обществе.

     Патриотическое воспитание должно реализовываться по разным направлениям:

- культурно-патриотическому;

- гражданско-патриотическому;

- спортивно-патриотическому;

- военно-патриотическому.

    Центром культурно-патриотического воспитания может стать музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. Цель –приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, привитие любви и интереса к языку и культуре страны, региона, города.

     Для достижения цели можно проводить:

- экскурсии по родному краю;

- посещение выставок, музеев;

- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;

- конкурсы художественной самодеятельности;

- встречи с деятелями искусства и культуры;

- тематические воспитательные часы, вечера.

        Также интересная традиция, которая должна рождаться в начальной школе, а затем прочно входить в жизнь школы - народные праздники. Например, «Праздник Осени».

      Основной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу. Выделяют следующие задачи гражданского воспитания:

-воспитание уважения к государственной власти;

-воспитание любви к Родине и стремление к миру;

-воспитание дисциплинированности как неотъемлемой составляющей гражданина;

-воспитание патриотических чувств;

-воспитание культуры межнационального общения.

     Важным этапом в военно-патриотическом воспитании детей должна стать встреча с ветеранами. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов.

    Важную роль здесь будет играть участие в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Ученики хорошо понимают, им оказана большая честь – готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нём.

   По спортивно-патриотическому и военно-патриотическому направлению можно провести военно-патриотические игры, например, «Зарничка».

      Патриотизм берет свои истоки в глубоком прошлом. Начиная с народного эпоса, он впитывает в себя все лучшее созданное народом и считает важнейшей честью беречь это достояние. В этой связи высокую патриотическую силу приобретает прошлое, изображенное с изумительной силой великими русскими писателями.

      Отдельно в вопросе патриотического воспитания детей стоит отметить сказки. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

        Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

        Пробуждая у детей интерес к Родине, ее истории, подвигам, необходимо составить списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них стоит обсуждать на внеклассных занятиях, например: рассказ Вильяма Козлова “Пашкин самолет” «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, Лев Кассиль «Рассказы о войне» и др.

          Реализацию патриотического воспитания во внеурочной деятельности удобно проводить в форме кружков.

         Работа кружков для младших школьников должна проводиться во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:

  • занятия должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;
  • если занятие проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
  • одно занятие продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся;
  • количество учащихся в одном кружке по возможности не должно превышать десяти. Однако, целесообразным является и проведение работы в группе составе 3-5 человек;
  • занятия каждого кружка следует проводить не чаще одного раза в неделю, но и не реже одного раза в две недели.

       Среди воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность.

        Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка.

         Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, воспитывает отзывчивость, стремление помочь товарищу. Главным отличием метода проектов является то, что в результате учащиеся не только получают новые знания, приобретают навыки культурного поведения, но и создают учебный продукт, материальный результат индивидуального и совместного труда.

             Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

             Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Проведение месячников правовых занятий тоже имеет немаловажное значение в воспитании у младших школьников гражданского патриотизма. Они включают в себя:

1) изучение Конституции Российской Федерации, которое должно проводиться в нетрадиционной форме, дабы вызывать интерес и отгонять скуку от сознания детей;

2) организацию и проведение цикла лекций, посвящённых развитию политического стороны знаний младших школьников, но также в нетрадиционной форме;

3) организация различного рода факультативов, направленных на развитие гражданского патриотизма;

4) показ документальных фильмов для детей, отражающих важность патриотического воспитания;

5) организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов, показывающих последствия неправомерного и негражданского поведения людей, в том числе детей. Такие встречи достаточно благотворно влияют на сознание детей;

6) работа кружков правовых знаний;

7) проведение конкурсов творческих работ;

8) проведение различных бесед между младшими школьниками и учителем на темы «Умеешь ли ты общаться?», «Я и общество» и т.д.;

9) дискуссии.

       Гражданско- патриотическое воспитание может выражаться организацией учителем таких благотворительных мероприятий как проведение акции «Тёплым словом - добрым делом», которая заключается в сборе одежды и игрушек для малоимущих семей, организация праздника труда «Для тебя, родной мой край», материальная и физическая помощь ветеранам и пожилым людям к 9 мая и ко Дню пожилых людей, участие в походе «Мой край», конкурс рисунков к 23 февраля, 8 марта и Дню Матери и т.д.

      Воспитанию гражданских чувств очень помогает ознакомление со свидетельствами, документами, письмами тех лет. Они, как ничто другое, очень явственно переселяют в ту атмосферу войны и жестокости. Ведь их писали люди, взглянувшие в лицо войне. Эти письма и документы очень различны по содержанию. В них есть всё: от любви до страдания, от рождения до смерти, от начала войны до победы. Всё это трогает сердца детей очень глубоко. И при проведении, например, классного часа на тему «Дневники войны» можно зачитать какое - либо письмо. Это заинтересует детей и они начнут более бережно относится к истории войны, ценить и уважать ветеранов.

          Большая роль в организации работы, способствующей патриотическому воспитанию, отводится ученическому самоуправлению.

         Ученический совет и актив школы способствуют формированию лидерских и организаторских качеств личности, такого отношения к коллективу, при котором работа продвигается на максимальной мощности, ответственного отношения к своим обязанностям и качественного выполнения порученного дела.

          Героико - патриотическое воспитание - это, в первую очередь, воспитание любви к своей Родине, уважения к Вооружённым Силам Российской Федерации, исторического и военного прошлого страны, её героев, почитание и всестороннее оказание помощи ветеранам и героям Великой Отечественной и Афганской войн. Центром работы героико-патриотического воспитания может являться любой ближайший музей боевой или трудовой славы, в котором можно проводить различные виды внеурочной деятельности, направленные на повышение героико -патриотического воспитания младших школьников:

1) организация экскурсий;

2) проведение патриотических выставок, конференций, интеллектуальных конкурсов;

3) награждение и чествование победителей этих и каких - либо других конкурсов;

4) проведение факультативов по истории, географии страны, краеведения, кружков по патриотическому воспитанию младших школьников;

5) встречи с ветеранами труда и войн, выпускниками школ, ведение бесед с ними на патриотические темы.

           Именно встречи младших школьников с ветеранами Великой Отечественной войны наиболее эффективны в решении задач по героико - патриотическому воспитанию.

         Дети во главе с учителем могут проделывать следующие виды внеурочной деятельности:

1. Организация и работа отряда, помогающего ветеранам войны и труда, а также просто пожилым людям;

2. Организация и работа поискового отряда: поиск различных исторических сведений о стране и о родном крае, рассказ сообщений и докладов на ту или иную тему, написание рефератов, сочинений, составление презентаций, создание стенгазет или просто плакатов, составление фотодокументов, ведение дневников с рассказами ветеранов о войне и многое другое;

3. Проведение встреч с ветеранами, пожилыми людьми;

4. Уроки мужества;

5. Организация походов по местам боевой славы;

6. Проведение тематических вечеров, конкурсов, выставок, соревнований, посвящённых героико - патриотическому воспитанию;

7. Благотворительные работы по поддержанию в порядке памятников, посвящённых ВОВ.

           Военно - патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, направленное на формирование моральной и физической подготовки школьников к несению воинского долга в рядах Российской Армии. Тесное сотрудничество преподавателей допризывной подготовки с преподавателями научных дисциплин, местными музеями и членами ВС РФ помогает сформировать в полной мере представление учеников о Российской Армии и выпустить их, готовыми к служению в ней.

         Важно уделять большое внимание организации спортивных мероприятий. Спортивно - патриотическое воспитание учащихся должно развивается достаточно хорошо. Оно включает в себя: участие в местных, районных, областных соревнованиях, проведение внутришкольных соревнований и соревнований между несколькими школами в течение года.

  Важное значение имеет включение в соревнования целых семей. Это такие мероприятия как, например, «Мама, папа, я - спортивная семья!». Монтескье неоднократно говорил: «… лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» Ведь, действительно, как говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». Если наши родители глубокие приверженцы патриотизма, любят и уважают страну всей душой, то и нас так же воспитывают с самого рождения. Это чувство может попадать в нас с молоком матери. Мы видим всю обстановку изнутри, проникаемся ею и становимся явными патриотами.

        Патриотизм у младших школьников должен начинать воспитываться через любовь и уважение к народному творчеству, культуре, языку, природе, особенностям быта, фольклор, обряды, многообразие декоративно - прикладного творчества, то есть через духовное, чтобы малыш понял, насколько его родина духовно богата, что деньги не главное, а главное, что у тебя внутри, к чему ты привязан. Данный вид воспитания может осуществляться на декоративно - прикладных, эстетических факультативах, фольклорных кружках.

      Главной целью таких занятий является раскрыть учащимся начальной школы смысл понятия «малая родина». Дети должны начать любить, уважать и беречь её.

        На переменах в коридоре могут звучать классические произведения великих русских композиторов П. И. Чайковского, Н. А. Римского - Корсакова, Д. Д. Шостаковича, музыка духовной тематики, русские - народные песни, стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Ахматовой. На классные часы можно приглашать различных народных мастеров для проведения мастер - классов, увеличивать часы внеурочных занятий, посвящённых истории родного края. Обязательно учитель должен проводить ознакомление учеников с культурой, историей, обрядами и традициями родного края (каждый край, даже любой маленький уголок страны, самая малочисленная нация имеют свои неповторимые особенности, которое достойны уважения, и того, чтобы её члены продолжали дело своих предков). Это очень важно, потому что, если молодёжь не будет помнить достояние своего народа, не будет смысла в существовании.

               Для младших школьников очень интересны встречи с различными известными людьми: писателями, художниками - работники музея, которые могут рассказать интересные вещи о родных местах. Такие встречи благотворно влияют на сознание детей, создают в них стимул к росту; рассказы этих людей и показ их творчества вдохновляют детишек на совершение благородных поступков и добрых дел.

           Так же можно проводить такой необычный вид занятия, когда дети вместе в учителем гуляют по улицам города в поисках необычных старинных зданий и сооружений, чтобы их подробно посмотреть и изучить. После возвращения дети делают любое из следующих видов деятельности: написание сочинения, сбор дополнительной информации, создание рисунка или поделки в тему к изученному строению. Этот вид занятия очень благоприятно влияет на многие стороны мышления ребёнка, а самое главное, он интересен самому ученику и остаётся надолго в его памяти.

           Придерживаясь данного направления, учитель в скором времени сможет довольствоваться полученными результатами, так как детям будет интересно работать, сочетая разные виды деятельности, радостные для них. Обучение будет не в тягость, а в удовольствие. Повысится культурный, творческий, исторический, а главное, патриотический уровень детей. В средние классы они выйдут с большим багажом знаний в отношении своего края и страны. Привыкнув к такому виду деятельности, они будут продолжать его самостоятельно: искать информацию, интересоваться родными местами, приобщаться к народному творчеству. Пройдя через всё это, они проникнуться любовью и уважением к своему краю и стране, а это и есть патриотизм.

Выводы по 2 главе:

      Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота – человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.

       Патриотизм – одна из наиболее значимых ценностей, является важным качеством личности, проявляется в активной деятельности на благо отечеству, характеризует высший уровень развития не только личности, но и государства.

        Поэтому начинать процесс воспитания патриота, необходимо как можно раньше.

         Младший школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь. Но надо всегда помнить, что патриотическое воспитание должно проходить в соответствии с возрастными и культурными особенностями детей, с учетом их национальности и религий.

       В начальной школе задачами патриотического воспитания являются:

1) формирование у детей системы знаний о Родине, о жизни своего народа, социальные и исторические сведения;

2) воспитание интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости; - включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

            Система средств и методов, с помощью которых может быть сформировано чувство патриотизма, чрезвычайно обширна. Важно выбрать такие из них, которые не противоречили бы общим задачам обучения и воспитания и оставляли бы след. В начальной школе патриотическое воспитание наиболее эффективно осуществлять чередуя разнообразные формы (классные часы, экскурсии, путешествия, праздники, коллективные творческие дела, акции), с помощью разнообразных средств и методов (беседа, пример, соревнование, игра, викторина). Внеурочная деятельность обладает определенным потенциалом решения задач патриотического воспитания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание патриота своей страны - очень сложная задача, требующая больших усилий со стороны родителей, детского сада и, в особенности, школы. Тяжкий груз ответственности лежит на плечах учителей начальных классов, которые закладывают основы патриотизма. С помощью разнообразных методик по патриотическому воспитанию, они способны из обычного малыша сделать настоящего патриота Родины и защитника своего народа, который яростно отстаивает интересы страны и готов бороться за неё до самого конца.

      Патриотизм воспитывает не только любовь к Родине, вместе с собой он одновременно способен развить высокое чувство личной ответственности, умение работать в коллективе, находить общий язык с разными людьми, качественно исполнять свою работу, замечать в обыденных вещах красоту и чувствовать свою значимость в этом мире, быть позитивным человеком и всегда стремиться развивать свои умения и навыки.

     Однако все эти качества не стоит ожидать от ученика начальных классов. Настоящая любовь к Родине способна развиться только во взрослом возрасте. Но если ребёнок проявляет всяческий интерес к культуре народа, его истории, традициям, языку, декоративно - прикладному творчеству, фольклору и т.д., то учитель может быть спокоен, что сделал всё, что от него требуется и, скорее всего, из этого ребёнка вырастет настоящий патриот. Задачей учителя начальных классов в патриотическом воспитании является показать младшим школьникам всю красоту и прелесть страны, что она достойна того, чтобы её любили, что именно от них зависит будущее страны.

      Далее, когда дети вырастут, станут настоящими достойными патриотами, они будут стараться претворить в жизнь все знания, умения и навыки, полученные в начальной школе. В зависимости от рода своей профессиональной деятельности бывшие младшие школьники будут делать всё от них зависящее, чтобы сделать страну, национальную и экологическую обстановки в ней лучше, поддерживать и развивать традиции народа, подчеркивать его самобытность, воспевать достояния Отечества в стихах, прозе и песнях, посвящать творчество Родине.

       Каждый человек по - своему осмысливает роль родной страны, её природы, культуры, традиций и многого другого в своей жизни. Однако для того, чтобы большее количество людей ценило и любило всё это, в школе и организуются различные мероприятия, направленные на воспитание патриотизма еще с начальных классов. Они помогают сформировать определённые взгляды на окружающий мир, направить силы учеников на сохранение и восстановление природных ресурсов и самой страны. Только это поможет нам сохранить свою нацию и преумножить её достояния.

 

 

ГЛОСАРИЙ

Внеурочная деятельность - Часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке и др.

Воспитание - целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.

Гражданин - человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами.

Личностное развитие – один



2019-07-03 969 Обсуждений (0)
Формы патриотического воспитания учащихся начальных классов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы патриотического воспитания учащихся начальных классов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)