Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные разделы программ спецкурсов по поведенческой географии, 1975-1976 гг.



2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Основные разделы программ спецкурсов по поведенческой географии, 1975-1976 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Вводный раздел

а. По географии

б. По смежным дисциплинам

2. Методология

а. Теоретические основы

б. Конкретная методика

3. Основы психологии

а. Ощущения и познавательная способность

б. Особенности развития

в. Структура образов

4. Природа образов окружающей среды

а. Образы микропространств

б. Образы города

в. Образы ландшафтов

г. Образы регионов

д. Образы мира

5. Образы и поведение

а. Территориальность

б. Поведение в городской среде

в. Оценки ландшафта и предпочтение

г. Восприятие стихийных бедствий

д. Предпочтения и перемещения

6. Прикладные исследования для планирования и пространственного дизайна.

Некоторое представление о содержании этих специализированных курсов дает табл. 3-2. Оказалось, что, несмотря на очевидные различия в количестве лекционных часов, существует заметное сходство как в структуре, так и в тематике преподаваемых курсов. Если говорить о структуре, то основной организующей идеей обычно выступает парадигма взаимосвязей человека и окружающей среды по типу, показанному на рис. 3-3. Человек видится сознательным существом, чье взаимодействие со средой опосредовано мыслительными процессами и когнитивными представлениями о внешнем окружении. Для замены термина «когнитивные

==64

представления» использовалось множество понятий, самым популярным из которых было понятие образа. В географическую литературу оно проникло из статьи Боулдинга (Boulding, 1956), предположившего, что с течением времени при ежедневных контактах со средой окружения у индивидов формируются мыслительные впечатления о мире (образы) и что эти образы являются основой их поведения. Поэтому «образ» считался исчерпывающим познавательным понятием - особенность, которая, как будет показано в следующем разделе, имеет и преимущества, и недостатки.

Вопросы, рассматриваемые в этих курсах, связаны с указанной парадигмой, причем три основных раздела (под номерами 3-5 в табл. 3-2) посвящаются соответственно процессам формирования и развития образов, их структуре и характеру, а также связям между образами и поведением. Раздел о развитии образов, как правило, включает в себя рассмотрение соответствующих аспектов психологии-взаимодействие органов чувств в процессе восприятия, а также становление пространственных представлений у детей. В центре раздела, посвященного природе образов, обычно находится понятие размерности, при помощи которого, как считается, можно легко выстроить образы в иерархию, отражающую четко ограниченные пространства, начиная со сред малого размера, таких, как комната или дом, через среды мезоуровня, такие, как община, район, город, и до макросред регионов и наций^ J. Затем исследуются пространственные образы различных уровней, хотя основное внимание уделяется рассмотрению образов городской среды на мезоуровне. Обсуждение связей образов и поведения обычно происходит при рассмотрении конкретных областей исследовательской деятельности, причем на первый план выступают такие вопросы, .как анализ реакций на стихийные бедствия, пространственное поведение в городе, а также роль предпочтений в межгородских миграциях.

Из вышеизложенного ясно, что преподавание поведенческой географии следует за проводимыми исследованиями. Другими словами, это географическая дисциплина, устоявшаяся структура преподавания и направлений обучения в которой постоянно подпитывается результатами исследований ведущих ученых1141. Было установлено, что обучение поведенческой географии, как и исследования в этой области, ориентируясь на решение конкретных исследовательских проблем, характеризуется сильной конструктивной направленностью и основывается на общей концепции процесса взаимодействия человека и среды. Далее, в учебных программах прослеживаются те же три основных источника ошибок, которые характерны и для многих исследований в этой области. Во-первых, они исходят, как правило, из неопозитивистской методологии, согласно которой, в частности, в неявной форме отстаивается представление, будто элементы мыслительных процессов могут быть отделены друг от друга и объективно ^замерены». Нельзя сказать, что все возрастающий поток литературы^51, обосновывающей необходимость применения феноменологического и связанных с ним неопозитивистских подходов, не был замечен, однако к настоящему времени большинство этих работ написано на уровне высокого, едва ли не философского обобщения. Даже несмотря на существование искреннего интереса к новым плоскостям исследований, открываемым использованием иных подходов, в отсутствие практических методических разработок116] неизбежно сохранение значительного влияния укоренившейся в этом направлении географии неопозитивистской традиции. Во-вторых, курсы поведенческой географии основное внимание уделяют изучению городской среды-вполне объяснимое пристрастие, если иметь в виду доминирование в современном мире городского образа жизни, отчасти отражающее, однако, недостаток убедительных аналитических построений для решения проблем, связанных с исследованием природной

==65

среды. В-третьих, оказалось, что эти курсы ограничивают рассмотрение только исследованиями, выполненными в культурном контексте Европы или Северной Америки. Это, с одной стороны, показывает преимущественно используемые источники, однако до некоторой степени отражает игнорирование западными учеными усилий по развитию этого направления географии в культурах незападного типа.

Связи учебных дисциплин и научных исследований проявились и в другой, менее позитивной форме. Несмотря на усилия по максимальному упорядочению курсов, их программы отражают факт трудной сопоставимости различных научных работ, характеризующихся запутанной терминологией, противоречащими друг другу целями и направлениями исследований, а также весьма низким уровнем теоретических обобщений и материалов эмпирических разработок. Впрочем, что и подтверждает организация этих курсов, интеграция возможна на основе открытого признания и детального анализа тех общих процессов, которые образуют фундамент восприятия среды и соответствующего поведения. Именно эти вопросы мы сейчас и рассмотрим.

Операциональная парадигма

Парадигма взаимоотношений человека и среды показана на рис. 3-4. Он является связующим звеном между упрощенным вариантом, зафиксированным на рис. 3-3, и основными теоретическими представлениями, обсужденными в предыдущей главе. Цель этого сильно схематизированного рисунка состоит в том, чтобы прояснить характер представляемых элементов и их взаимосвязи. «Прямоугольники» обозначают

==66

скорее взаимозависимые, чем взаимно изолированные элементы, стрелки фиксируют скорее направления влияний, а не причинные связи, а схема парадигмы в целом отражает динамические процессы, происходящие в разные промежутки времени. Указанная парадигма представляет собой интеграционную основу всей книги, создавая фон для ответов на главные вопросы, исследуемые в следующих трех частях, а именно: как формируются пространственные знания, каковы природа и структура мысленных представлений о среде, возникающих таким путем, и как эти представления соотносятся с поведением?

Термин «мысленные (ментальные) представления» является, конечно, довольно неопределенным, поэтому далее мы будем использовать два более четко очерченных понятия - «образы» и «представления». Слово образ используется здесь в значении, отличном от того, которое в географической литературе обычно воспринимается как синоним индивидуально-организованных субъективных знаний человека об окружающей среде. В этой книге образ определяется как мысленная картинка, которая может быть вызвана в сознании, когда индивид, предмет, место или территория находятся вне доступности наших органов чувств. Слово «образ» имеет устойчивые ассоциации со зрительными образами отчасти вследствие широкого употребления этого термина специалистами-искусствоведами, отчасти благодаря тому факту, что в обыденной жизни это слово связано с миром оптики, являясь обозначением простой видимой копии вещей в зеркале (Langer, 1953). Однако это справедливо не всегда: в состав образов часто входят компоненты, обязанные своим происхождением не только зрению, но и другим органам чувств (Gordon, 1972). То есть образ-это воспринимаемое в отсутствие внешних раздражителей, вне зависимости от того, какие при этом задействованы органы чувств.

С другой стороны, «представления» (schemata) рассматриваются как основное понятие, обозначающее организацию в сознании прошлого и настоящего опыта восприятия окружающей среды. Это понятие, впервые примененное Ли (Lee, 1954) в контексте исследований среды, взято из работ по когнитивной психологии, посвященных восприятию различных объектов (Head, 1920; Bartlett, 1932). «Представление» можно определить как когнитивную структуру или закодированную систему, позволяющую индивиду должным образом реагировать на изменяющийся характер проявления сигналов внешней среды. Представления сами по себе весьма динамичны, открыты к адаптации нового материала, однако избирательны к тому, что адаптировать (Lee, 1976).

Представления, разновидность схем, с которой мы будем иметь дело, можно рассматривать как особые структуры, в рамках которых люди организуют свои знания о среде в целом, отражающие как накопленный ими прошлый опыт, так и получаемые в результате переработки органами чувств поступающей извне текущей информации. Будучи однажды сформированными, такие представления могут трансформироваться за счет расширения их содержания, однако они очень редко пересматриваются полностью. Их для удобства делят на две группы: те которые передают территориальное знание, то есть знание о размещении по территории, что обеспечивает общее представление о структуре географического пространства, а также об ориентации и взаимосвязи элементов внутри него; и те, которые несут атрибутивное знание- оценку характеристик мест и регионов вместе с информацией, позволяющей сравнивать различные места между собой.

Образы и представления тесно взаимосвязаны, различаясь, однако, в двух отношениях. Во-первых, слово «образ» как по звучанию, так и по содержанию подразумевает связь с воображением. Поэтому оно пред-

==67

ставляет особую ценность при описании тех мест, которые не посещались никогда или посещались очень редко, а также территорий, являющихся слишком большими для полноценного восприятия и о которых можно составить лишь весьма общее мнение. Представления же, напротив, тесно связаны со средой обыденной жизни, с накоплением и структуризацией знаний, на которых основывается поведение в этой среде. Во-вторых, существует проблема концентрации внимания и воображения. Как отмечает Туан (Tuan, 1975a), для того чтобы вызвать перед мысленным взором виды мест, в которых мы никогда не бывали, требуется такое напряжение воображения, что это усилие полностью сковывает нас, или, другими словами, заставляет нас на время забывать о наличных внешних раздражителях. Представления же, наоборот, возникают в уме почти автоматически, как, например, в случае путешествия по хорошо известному маршруту, когда благодаря действию по привычке разум человека остается настолько незагруженным, что путешественник может думать совсем о других вещах. Таким образом, если проблема ориентации в новом средовом окружении, несомненно, является весьма сложной, то, «как только среда становится знакомой и устанавливается привычный маршрут, становится возможным перемещаться по нему с минимальной концентрацией внимания в узловых точках и не напрягая воображение» (Tuan, 1975a, 212). И все же различия между образами и представлениями носят скорее количественный, чем типологический характер. Любая попытка жестко разграничить те или иные виды мыслительной деятельности и отнести их к тем или иным категориям будет в конечном итоге малопродуктивна.

Возвратимся к схеме парадигмы на рис. 3-4. Ее применимость к обыденной жизни показывает, что образы и представления являются основными когнитивными элементами, опосредующими поведение. Индивид, получая территориальную и атрибутивную информацию из поведенческой среды, но влияя своими поступками и на нее, и на объективно существующую среду, является одновременно компонентом и той и другой. Процессы и явления умственной деятельности, рассмотренные выше, для удобства подразделены на три группы: когнитивные процессы, влияющие на формирование представлений о среде; феномены, связанные с личностными особенностями, а также социокультурные факторы. Две последние группы оказывают влияние на указанные процессы. Все три группы, взятые вместе, образуют фильтры, препарирующие информационные потоки на двух основных уровнях. Во-первых, они влияют на способ извлечения информации из окружащей среды. В любой промежуток времени индивид способен впитать только малую толику потенциальной информации, содержащейся в его окружении, а из той, что все-таки поглощается, большую часть составляют давно известные факты, просто освежающие существующие представления или проясняющие некоторую неопределенность, почти не требуя от человека каких-либо реакций. При более значимой информации может возникнуть необходимость того или иного решения; в этом случае в действие вступает второй информационный фильтр. В результате реализуется один из следующих четырех вариантов: индивид может вообще отказаться от принятия решения; он может решить, что имеющаяся информация недостаточна, и, прежде чем принять окончательное решение, начать поиск дополнительных сведений; он может отказаться от каких-либо действий или же принять то или иное решение и начать действовать.

Но на этом процесс не кончается. В любой ситуации человек для оценки проделанного и корректировки дальнейших поступков стремится определить эффективность своих действий. Это может привести к модификации его пространственных представлений и послужить толчком к совершению новых поступков либо данным индивидом, либо другими людьми.

==68

Часть вторая



2019-07-03 333 Обсуждений (0)
Основные разделы программ спецкурсов по поведенческой географии, 1975-1976 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные разделы программ спецкурсов по поведенческой географии, 1975-1976 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)