Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Появление экологической психологии



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Появление экологической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




На ранних стадиях развитие экологической психологии шло параллельно развитию поведенческой географии (см. гл. 3). Обе дисциплины были продуктом интеллектуальных течений 60-х гг. и отличались четырьмя общими особенностями: они имели дело со средой непосредственного окружения, ограниченной и управляемой действиями человека; сами люди в обоих случаях рассматривались неотъемлемой частью исследуемой ситуации; развитие обеих дисциплин стимулировалось обострением социальных проблем; обе они характеризовались широким междисциплинарным подходом (Proshansky et al., 1976). Отличительная особенность экологической психологии, возможно, состоит в ее взаимосвязях с материнской дисциплиной. Сторонники экологической психологии стремятся расширить границы психологической науки через непосредственное изучение особенностей поведения в реальном мире. Однако неверным было бы представлять, что это лишь расширение сферы деятельности традиционной психологии. Экологическая психология более эклектична, она характеризуется большей, чем экспериментальная психология, ориентированностью на нетрадиционные области исследований главным образом вследствие того, что сталкивается с такими проблемами, которых в лабораторных условиях просто не существует. Их изучение требует свежих подходов. В рамках экологической психологии был выработан целый арсенал специфических понятий и методов. Тем не менее экологическая психология гораздо легче, чем поведенческая география, ассимилировалась материнской дисциплиной. В то время как экологическая психология является сознательной попыткой использовать психологический подход в новом эмпирическом контексте, поведенческая география в некоторой степени оспаривает сами подходы, принятые в психологии, стремясь заменить упрощенные модели более реалистическими представлениями. Ниже мы еще вернемся к этой теме.

Не существует общепринятого определения экологической психологии. Ли (Lee, 1976) полагает, что она представляет собой научное исследование отношений человека со средой своего окружения; Лефф (Leff, в печати) утверждает, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики чело-

 

1 Или «психологии поведения в реальном мире», или «средовой психологии». -Прим. перев.

==39

века, а Хеймстра и Макфарлин (Heimstra, McFarling, 1974) считают, что в этой дисциплине главное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения. Однако все эти определения-рабочие, они, вероятно, представляют собой краткие дефиниции предполагаемых тем или иным исследователем областей деятельности этой науки, но тем не менее показывают главные сферы научных интересов в экологической психологии.

Разногласия существуют и относительно интеллектуальных корней экологической психологии. Многие исследователи придают большое значение второстепенным тенденциям проведения естественных или натуральных психологических исследований, которые всегда присутствовали в психологии (Williams, Rausch, 1969). В связи с этим можно привести следующие примеры: Галтон в конце XIX в. работал над исследованием влияний генетических особенностей и условий внешней среды на способности людей (Ross, 1974), Троубридж (Trowbridge, 1913) изучал индивидуальные мыслительные представления о специфических макропространствах, и целая серия социально-психологических экспериментов была проведена на фабрике Западной электрической компании в Хоторне для оценки воздействия материальных условий рабочего места на поведение работающих и производительность их труда (Roethlisberger, Dickson, 1939). Однако, привлекая внимание к этим примерам, обычно переоценивают воздействия на науку таких единичных опытов, имевших во времена их проведения относительно слабое влияние на развитие психологии. Вплоть до недавнего времени роль «среды» в психологии почти неизменно органичивали социальными или межличностными воздействиями, уделяя незначительное внимание особенностям и характеристикам всей окружающей материальной среды, в которой разворачивается поведение (Wohlwill, 1970). По этой причине рассмотрение развития экологической психологии корректнее начать с 60-х гг., то есть с того времени, когда «стала формироваться характерная для самостоятельной науки цельная организационная структура, которая включала в себя проведение симпозиумов и конференций, выпуск информационных бюллетеней и реферативных журналов» (Lee, 1976).

Как и во многих других случаях формирования новых областей науки, первоначальная волна исследований сопровождалась энергичными усилиями упорядочить новые знания. Это происходило в разных формах: создании сборников статей под единой редакцией (Proshansky et al., 1970, 1976; P riedmann Juhasz, 1974; Canter, 1975в; Moore üolledge, 1976в), выпуске тезисов и материалов симпозиумов и конференций (Canter, 1971; Honikman, 1971, 1975; Preiser, 1973; Canter Lee, 1974; Michelson, 1975; Suedfeld Russell, 1976), написании экспертных обзоров (Craik, 1970; Ittelson et al., 1974; Altman, 1975; Lee, 1976; Stokols, 1978; Leff, в печати), не говоря уже о появлении бесчисленного множества статей, монографий и библиографических обзоров, посвященных более узким темам. Для сведения воедино получаемых результатов были выдвинуты разнообразные теоретические концепции, опиравшиеся либо на отдельные единичные, либо на многократно проведенные эмпирические исследования.

Рассмотрим два примера построений последнего типа. Автором одного из них был Крайк (Craik, 1968, 1970), изучавший способы, посредством которых люди постигают цельную физическую среду их окружения. Для полного описания всех сторон окружающей человека обстановки в реальном мире, которая и обусловливает его поведение, Крайк предложил использовать термин «образ среды» - понятие, одинаково применимое при рассмотрении особенностей города, видов застройки или просек в лесу. Если специалист по экологической психологии намеревается понять воздействие того или иного образа среды, ему придется иметь дело с четырьмя

==40

Таблица 2-3 Пример изучения понятийного восприятия особенностей среды

Наблюдатели   Способ ознакомления   Виды реакции (ответов)   Размеры среды окружения  
Профессиональные группы архитекторы географы плановики и дизайнеры оценщики недвижимой собственности менеджеры зданий и «пространства» специалисты по внутреннему убранству помещений художники-пейзажисты и живописцы менеджеры природных ресурсов Специализированные группы клиентов-потребителей среды молодежь рабочие-мигранты учащиеся колледжей посетители туристических кемпингов в природной глубинке жители местностей, подвергающихся периодическим наводнениям Группы, сформированные из людей, подобранных по определенным критериям Группы из случайных людей, публика в целом (1)   Непосредственное ознакомление путем пешей прогулки путем объезда аэровизуальным путем в процессе проживания в данной среде Ознакомление через: эскизы, рисунки, карты, модели, репродукции фотографии кинофильмы телевизионные программы Ознакомлениечерез активизацию воображения путем передачи мысленных образов (2)   Описательные свободные от канонов стандартизированные классифицирующие внесистемные перечисления характеристик систематизированный перечень характеристик попытки качественных оценок Обобщающие попытки тематического анализа интерпретации с выделением отдельных черт знаковая и мультисенсорная эквивалентность графические изображения Реакции в виде заключения (вывода) Реакции отношения Реакции предпочтения (3)   Таксономия повседневного языка Объектные физические и географические критерии Упорядоченные знаковые системы Модальные поведенческие атрибуты описательные оценки ценностные оценки прогнозные оценки (4)  

 

Источник: Craik (1970, 67)

==41

основными проблемами. Представление о характере этих проблем, а также об их взаимосвязях, как показано в табл. 2-3, является фундаментом для основной парадигмы экологической психологии. Вот каковы четыре упомянутые проблемы: Чье восприятие необходимо изучать («наблюдатели»)? Каким предстает перед наблюдателем образ среды («среда представления»)? Какие элементы поведения наблюдателя необходимо выявить и зафиксировать («виды реакций)? И наконец, какие характеристики окружения важны для поведения («размерности среды»)? В число потенциальных наблюдателей входят как специалисты, так и обычные люди. Среда представления включает в себя непосредственное представление; используются некоторые виды представления (такие, как наброски или макеты), а также воображаемое представление (когда, за исключением условного наименования, образ среды не представлен вообще). Виды реакций охватывают весь спектр различных действий, предпринимаемых в тех или иных обстоятельствах, так что набор реакций, показанный в табл. 2-3, далек от полного. Рассматривая проблему размерностей среды, Крайк признает, что до сих пор не существует последовательной системы их измерения и классификации, однако указывает на некоторые зародыши такой системы: применение таксономии обыденной речи, различных способов фиксации, а также сокращенной записи и учета основных характеристик поведения. Затем Крайк исследует теоретические и методологические следствия выдвинутой концепции.

 

Рис. 2-1. Основные направления изучения пространственных феноменов среды представителями наук о поведении и специалистами по проектированию пространства. Altman (1975, 198).

==42

Вторая концепция создана Альтманом (Altaian, 1976), который классифицировал исследования по трем основным направлениям: пространственным единицам анализа, изучаемым феноменам среды и стадиям проектирования, для которого выполняется исследование (см. рис. 2-1). Пространственные единицы легко ранжируются по размеру в рамках контекста исследования, скажем соседской общины или учреждений инфраструктуры (например, тюрем или больниц). В перечисляемые Альтманом феномены среды входит некоторый ограниченный набор процессов, связанных с удовлетворением пространственных потребностей человека, но это скорее иллюстрация, не претендующая на исчерпывающий обзор [8]. Стадии проектирования составляют полный спектр, начиная от первоначального определения критериев для проектирования (стадия программирования) и кончая стадией, на которой проектант оценивает успех или неудачу предлагаемого решения (стадия оценки).

Конечно, эти концепции являются скорее набросками, чем законченными картинами, но вместе с тем они показывают некоторые наиболее важные направления экологической психологии. Концепция Альтмана полезна тем, что содержит ряд определенных, легко применимых критериев, пользуясь которыми удобно классифицировать получаемые результаты. Далее, хотя работы специалистов по экологической психологии не ограничиваются исследованием городской среды, как и далеко не всегда посвящены анализу процесса проектирования, эта концепция придает большое значение изучению этих тем в экологической психологии. С другой стороны, концепция Крайка позволяет понять методологию этой науки, игнорируемую Альтманом. Несмотря на насущную необходимость модернизации этой концепции, ввиду бурного развития экологической психологии с конца 60-х гг. она недвусмысленно демонстрирует общие параметры в методах и процедурах.

Обе концепции показывают, что в экологической психологии существуют широкие области взаимного согласия относительно предмета науки, а также принципов и методов его исследования. Конечно, было бы преждевременно и неверно утверждать, что на базе этих концепций будет создана парадигма, описывающая взаимосвязи человека и среды его непосредственного окружения. Можно, однако, указать определенные компоненты такой парадигмы, прослеживаемые в современных исследованиях.

Специалист по экологической психологии видит человека и среду окружения в состоянии динамического взаимодействия. Среда окружения понимается как полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультурных. Бывают ситуации, оставляющие индивиду ограниченный выбор действий и вынуждающие его максимально адаптироваться к ним; гораздо интересней, однако, исследовать такие случаи, когда признается полная свобода воли и поведения, а человек видится целеполагающим существом, воздействующим на свою среду окружения и в свою очередь находящимся под ее влиянием (Ittelson et al., 1974). Главными переменными взаимодействия человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность-процессы мыслительной деятельности, посредством которых люди получают возможность чувствовать, воспринимать, интерпретировать импульсы внешней среды, а также принимать осознанные решения относительно нее. Все эти процессы вместе с тремя другими, близкими как процессам восприятия и когнитивности, так и процессам поведения (а именно; мотивации, эмоции и установки), заслуживают краткого обзора.

==43



2019-07-03 304 Обсуждений (0)
Появление экологической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Появление экологической психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)