Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нанесение контурных линий с помощью стеклянной трубочки.



2019-07-03 339 Обсуждений (0)
Нанесение контурных линий с помощью стеклянной трубочки. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ткань туго натягиваем на раму. Тонкий конец стеклянной трубочки опускаем в ёмкость с резервом и через широкий конец втягиваем резерв внутрь трубочки примерно до половины объёма круглого резервуара. Втянуть резерв в трубочку можно, если одеть на толстый конец резиновую грушу от самой маленькой медицинской спринцовки. Тонкий конец трубочки надо обтереть бумажной салфеткой. Возьмите за привычку, держать трубочку загнутым концом вверх, чтобы резерв не капнул на расписываемую ткань, пока вы раздумываете с чего начать роспись.

 

 

Нанесение резерва на ткань – это самый ответственный этап работы в холодном батике. Держать трубочку в руке надо так же, как карандаш, кисть руки и предплечье не должны напрягаться – иначе вы будете сильно уставать во время работы.

Как наносить резерв

 

Опускаете тонкий конец трубочки к ткани и сразу же начинаете наносить линию, в соответствии с задуманным рисунком. Движение руки должно быть ровным и непрерывным. Если вы наносите короткую линию, то, как только дойдёте до её конца, останавливаетесь и сразу поднимаете трубочку загнутым концом вверх. Следующую линию начинаете наносить вплотную, без малейших зазоров. Если наносите длинную линию – она должна быть непрерывной без пробелов. Никакие штриховые движения не допускаются. В местах соединения линий могут возникать крупные утолщения – это неизбежно, но надо стремиться, чтобы они были как можно меньше. В левой руке всегда надо иметь салфетку, чтобы вытирать капли на кончике трубочки, что предотвращает появление таких утолщений. Всегда следите за тем, чтобы не размазать уже нанесённый резерв.

 

Безусловно, на первом этапе освоения техники холодного батика сложно добиться идеально ровных линий – это вопрос времени и опыта. Главная задача при нанесении резерва - не допускать появления ни малейших пропусков и зазоров. Там, где прерывается контурная линия или стыки между линиями прорисованы нечётко, в дальнейшем, при заливке краской образуются растёки, нарушающие рисунок.

 

Как выбрать трубочки и резерв для холодного батика

 

Существует некое соотношение между скоростью движения руки, наносящей резерв, густотой резерва, диаметром отверстия трубочки и толщиной линии, получающейся на ткани. Если резерв жидковат, то он вытекает из трубочки сильнее, значит надо или сменить трубочку на более тонкую, или наносить линию быстрее. Более жидкий резерв создаёт и более толстую контурную линию. Если вы в силу неопытности и неуверенности (что объяснимо для начинающего) наносите контур медленно, то следует использовать более густой резерв, который медленнее вытекает из трубочки. Твёрдость руки и уверенность движений придут только с опытом, поэтому надо выполнить немало учебных работ в технике холодного батика, с тем, чтобы выработать навыки движений руки, правильно выбрать скорость нанесения резерва, определиться с тем, как удобно именно вам располагаться перед рамой с тканью. Выбор диаметра стеклянных трубочек и соответствующей этому густоты резерва - также индивидуален.

 

Использовать на начальном этапе очень тонкие трубочки оправданно только при работе на очень тонких тканях (например, эксцельсиоре или шифоне), так как при работе тонкими трубочками возрастает вероятность некачественного выполнения контура. Поэтому, рекомендую вам осваивать работу с резервом на более толстых трубочках, а только с приобретением определённого опыта, при желании, переходить к работе более тонкими трубочками.

Как избежать проблем

 

Нанесённая резервом контурная линия должна пропитать ткань полностью на всю толщину и проявиться не изнаночной стороне так же чётко и непрерывно, как и на лицевой – от этого зависит качество работы в холодном батике. Для того, чтобы проверить надежность выполненных контурных линий, после высыхания резерва раму с натянутой тканью переворачивают и на просвет проверяют целостность контуров. Места пропусков прорисовывают резервом с изнаночной стороны.

В тех случаях, когда используется плотная ткань (крепдешин, атлас) с большим числом утолщений нитей, то резерв может плохо проникнуть на всю толщину ткани - значит краски при росписи могут растечься! Чтобы этого не произошло нужно дополнительно нанести резерв и с изнаночной стороны по уже нанесённым линиям - работа это скучная, но зато вы избежите проблем с исправлением огорчающих разводов.

 

После выполнения работы из трубочки выдувают остатки резерва и промывают её, втягивая внутрь несколько раз бензин. Нанесённый резервом рисунок должен полностью просохнуть. Высыхая, нанесённый на ткань резерв становится матовым и более светлым, неокрашенный резерв после высыхания почти невидим.

Советую, даже в тех случаях, когда необходим белый контур, слегка подкрашивать резерв, например, делать его чуть серым, тогда после высыхания такой контур хорошо виден на ткани, но после заливки цветом, воспринимается как белый.

Не рекомендуется снимать с рамы ткань с нанесенным резервом, так как это может привести к нарушению целостности контурных линий и в дальнейшем при нанесении краски могут возникнуть затёки.

 

 

111.Стилистические особенности техники холодного батика.

Холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий графический характер. При этом количество цветов не ограничивается. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура. Хорошее проникновение резерва в ткань - важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. При работе на плотной ткани наводят толстый контур, а на прозрачных, легких тканях - более тонкий. После того как контур рисунка наведен, ему дают просохнуть. Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии. Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы.

 

112.Использование цветного резервирующего состава в декоративной композиции холодного батика.

 

Резервирующим составом для холодного батика являются резино­вый клей и бензин. Резерв, приго­товленный на основе бензина для зажигалок, после высыхания не за­метен на ткани. Обычный бензин дает желтоватый оттенок. Рисунок, сделанный им, хорошо виден на ткани, а оттенок резерва не влияет на конечный результат, за исключе­нием тех случаев, когда соседству­ет с белыми элементами росписи.

Резервирующий состав для холодного и горячего батика

 


Соотношение бензина и резиново­го клея зависит от густоты после­днего.

Для приготовления 500 г ре­зерва берутся следующие составля­ющие:

резиновый клей 50 г;
бензин 430 г;
пчелиный воск 20 г

или

резиновый клей 220 г;
бензин 250 г;
парафин 50 г

или

резиновый клей 215 г;

бензин 200 г;

технический вазелин 85 г.

Если нужно приготовить совсем небольшое количество резерва, ис­пользуйте один тюбик резинового клея (50 г), столько же бензина и па­рафин на кончике ножа.

Резиновый клей смешивают с бен­зином , добавляют остальные ингреди­енты. Варят на пару, помешивая, до однородности, не доводя до кипения. Составляющие резерва огнеопасны, поэтому необходимо соблюдать пра­вила техники безопасности при рабо­те с такими веществами. Работать желательно при вытяжке, открытом окне или проветривать помещение сразу после окончания работы.

Обычный резерв на расписанной ткани выглядит белым. Если по за­мыслу необходим цветной резерв, готовят его так. Масляную краску предварительно обезжиривают, вы­давив ее из тюбика на газету. Остав­ляют на два часа. На газете образу­ется жирный ореол. Краску снимают с бумаги, разводят небольшим коли­чеством бензина, после чего смеши­вают с резервом.
Можно окрасить резерв анилино­выми красителями. Для этого 15 — 20 г красителя разводят в 40 — 50 г уксуса или денатурата, добавляют в резерв и на пару, энергично помеши­вая, доводят до однородности, не кипятя.

Очень густой резерв с трудом вы­ливается из трубочки, не пропитыва­ет ткань. В этом случае краситель по нижнему, не пропитанному резервом слою ткани будет выходить за пре­делы контура, «пробивать» его.

Поэтому следует разбавить густой резерв бензином, снова переме­шать, проварить на пару.
Слишком жидкий резерв будет растекаться по ткани широкой лини­ей и (из-за малого содержания клея) не будет держать контур. В этом слу­чае его надо просто оставить откры­тым, чтобы испарился лишний бен­зин. Следите за этим процессом, что­бы резерв не слишком заг устел. Ре­зерв хранят в плотно закрытой посуде.

 

113.Материалы, инструменты и оборудование для горячего батика.

 

Ткани – желательно только натуральные (исключение лишь вискоза) хлопчатобумажные и шелковые, можно легкие тонкие льняные и шерстяные, белые или светлые, для техники «вытравка» можно брать ткани темных оттенков, главное, чтобы они поддавались выбеливанию, на многие ткани импортного производства отбеливатель не действует.

Рамы – требуются для натяжения ткани, бывают самых разнообразных размеров и конструкций.

Кнопки, булавки, «когти» - различные приспособления для крепления шелка к раме


Для работы непосредственно с горячим воском вам потребуется:


• Оборудование для расплавления воска – специальная плавильня для воска, кружка для растапливания воска, либо две кастрюльки для паровой бани (одна поменьше, другая побольше) и электрическая плитка.

• Батик-штифт и батик- модуль – специальные приспособления с электрическим подогревом для рисования воском

• Чантинги, леечки, ковшички, воронки – приспособления для рисования расплавленным горячим воском

• Кисти для рисования воском – кисти с натуральным (в основном щетинным) ворсом

• Кисти - флейцы из щетины для покрытия горячим воском больших площадей

• Разнообразные штампы для печати горячим резервом

• Разнообразные трафареты для работы в технике «набрызг по трафарету или через трафарет»
• Воск (чаще всего обыкновенные хозяйственные белые парафиновые свечи)

 

Для работы с красителями потребуется:

• Кисти для работы красителями при росписи по ткани – самые разнообразные по размеру и форме, с натуральным (колонок, белка, пони) и синтетическим ворсом.

• Кисти-флейцы из натуральных (пони, белка, коза) и синтетических волокон для покрытия красителями больших площадей ткани

• Кисти-губки для покрытия красителями больших площадей ткани

• Поролоновые и ватные палочки для проработки мелких деталей и исправления ошибок при работе с красителями

• Палитра с глубокими ячейками и разнообразные баночки для красителей
• Плоские емкости для окрашивания батика полностью методом «погружения» в краситель (лучше всего большие фотокюветы)

• Красители для росписи по тканям, самые разнообразные – проционы (для холодного крашения), парозакрепляемые красители (например активные красители «Батик» фирмы «Гамма»), термозакрепляемые красители (например красители фирм «Марабу», «Явана», и т.п.)

• Сода, уксус, мочевина и т.д. – необходимые реагенты для парозакрепляемых красителей (в зависимости от вида красителя)

• Две банки для чистой воды


Оборудование для вытапливания воска

• Старые газеты или чистая газетная бумага, либо любая другая хорошо впитывающая мягкая бумага.

• Утюг


Оборудование для запарки изделий

• Скороварка, пароварка, бак или ведро, специальный запарник

• Чистая газетная бумага или хлопчатобумажная ткань

• Синтетическая тесьма

• Фольга


Кроме этого могут потребоваться:

• Эффектарные соли (для солевой техники), могут быть с успехом заменены морской солью, поваренной солью.

• Мочевина (для создания эффектов на ткани)

• Уксус

• Спирт

• Отбеливатели (для техники «вытравка»)

• Воск, парафин и канифоль – для изготовления «сложного» воскового резерва.

• Деревянные или металлические шпажки для процарапывания воскового покрытия при работе в технике «Гравирование»

 

114.Использование металлических и деревянных клише в декорировании поверхности ткани средствами горячего батика.

 

115.Орнамент. Особенности работы с раппортной декоративной композицией.

 

 

Со времен своего возникновения и до нашего времени орнамент остается важным средством оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разнообразного текстиля.

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный
Характерной особенностью любого орнамента является его неразрывная связь с материалом, с общим направлением развития искусства в определенный промежуток времени . Его специфика выражается не только в единстве изображения с проектируемым изделием, его назначением, но и находит свое отображение в композиционном построении орнамента.
Рассуждая об основах орнаментации изделий декоративного искусства, вначале необходимо обращать внимание на эстетику изображения, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. сотроsitio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция — это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
Творческий метод создания орнаментальной композиции
Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими ( стилизация).
В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним.
Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти.

Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду — в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.

Если в станковой композиции обязательны четыре единства- места, времени, действия и масштаба, то в декоративной композиции главными характерными чертами являются множественность места и перспективы;множественность времени и действия, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или условность освещения. Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый — внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник — народное творчество.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.


Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).

Сетчатый орнамент

В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.

Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

Ленточный орнамент

Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.

Центрический, или розеточный орнамент,

Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное по вторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.

Форма раппорта. Из вышесказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная — это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.
Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней — внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.

Законы орнаментальной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей
Графическое решение орнаментальной композиции В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;


пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;

линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.

Графическое решение орнаментальной композиции В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;


пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;

линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.

 

Художественное оформление тканей является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, в настоящее время все больше сближается с областью дизайна.

Характерной чертой текстильных рисунков является их четкая ритмическая организация, основанная на раппортном построении – многократном точном копировании оригинала рисунка по всему фону.

Повторение мотива по всей плоскости ткани находится в прямой зависимости от технологии процесса воспроизводства рисунка: в ручном узорном ткачестве рисунок набирается по счету нитей и повторяется через одинаковые интервалы; в ручной набойке мотив, вырезанный на деревянной доске – манере, оставляет отпечатки на ткани, тоже регулярно повторяясь и заполняя всю плоскость.

Этот же принцип художественного оформления тканей остается и сейчас. Специфика вальной печати в набивном производстве и устройство жаккардовой машины в ткачестве являются прочной технологической основой в том плане, что и сегодня ткани, вырабатываемые на совершенных ткацких станках и оформляемые современными способами печати, в большинстве своем остаются раппортными: с повторением рисунка по всей плоскости с четкой организацией его внутри раппортной сетки. Принцип раппортного построения остается доминирующим среди различных композиционных приемов.

Ритм, относящийся к категории художественной формы и присущий всем видам декоративно-прикладного искусства, многообразно проявляет себя в раппортных рисунках. Характерным для текстильного рисунка является то, что его можно определить как систему знаков, которая, придавая архитектонический порядок реальной поверхности, не требует от зрителя включения в иную пространственную и духовную сферу – в мир изображения.

В тканях сам изобразительный мотив не играет существенной роли, уступая место ритмической организации всего рисунка. Общее впечатление от ткани складывается у зрителя от масштаба рисунка, ритма, колористической гаммы. Цельность и упорядоченность восприятия большого количества самых разнообразных форм зависит от их ритмической организации, образующей структуру рисунка.

Общий строй рисунка в ткани складывается из регулярного повторения раппортной клетки и ритмической организации мотивов внутри раппорта. Если в раппорт входит только одна форма, эти ритмы совпадают, но обычно мы имеем дело с наложением двух ритмических строев, двух самостоятельных схем.

Слово «раппорт» (французское «rapport» - раппорт, донесение) употребляется в текстильной промышленности для обозначения минимальной площади повторяющего рисунка, включая расстояния между ними.

Законы построения раппортного рисунка для набивной печати и для жаккардового ткачества одни и те же, за исключением некоторых ограничений, накладываемых способом жаккардового ткачества, где раппортная клетка может иметь только прямоугольную форму, в которой горизонтальные ребра соответствуют направлению утка, а вертикальные совпадают с направлением основы. В ткацких рисунках размеры раппорта значительно меньше, чем в печатных.

Проектирование рисунка для ткани всегда осуществляется внутри строго ограниченной площади раппорта и требует от художника специальных знаний и умения подчинить свои творческие замыслы правилам построения рисунка, найти композиционную схему и вид ритмического движения, соответствующие эмоциональным и эстетическим качествам рисунка.

Мастерство художника проявляется в умении завуалировать схему повторения мотивов в одном раппорте, чтобы добиться главного перехода рисунка от одного раппорта в другой во всех направлениях.

Различают две основные группы ритмической организации раппорных рисунков: пластические связи между отдельными элементами и мотивами и ритмические. Причем, вторая группа более разнообразна по видам построения – это рисунки, получившие названия «штампов», «классические рисунки», состоящие их множества отдельных мелких мотивов, равномерно заполняющих плоскость фона или сгруппированных с выявлением движения по диагонали.

В рисунках, построенных на ритмической организации отдельных мотивов, общее впечатление цельности, равновесия, выразительности зависит от геометрической схемы, определяющей местоположение мотивов и и принцип группировки отдельных форм в раппортной клетке.

 

116.Принципы колорирования в декорировании текстильного изделия.

 

Колорирование, т.е. формирование окраски на текстильном материале целиком по его площади (крашение) или локальное, согласно рисунку художника, в широком понимании можно рассматривать как взаимодействие низкомолекулярных окрашенных соединений (красители или пигменты) с твердым бипористым (микро- и макропоры) дисперсным полимерным текстильным материалом. Как правило, это взаимодействие осуществляется в результате массопереноса окрашенного вещества в форме иона или незаряженной молекулы из внешней среды (фазы), чаще всего жидкой, реже гелеобразной или газовой, в твердую фазу волокна с последующим проникновением красителя во внутреннюю структуру волокна и закреплением его сорбционными связями различной природы (физическая сорбция или хемосорбция). Такой сложный межфазный, гетерогенный процесс включает в себя как основные стадии диффузию и сорбцию. Диффузия является лимитирующей стадией, определяющей скорость протекания процессов крашения и печатания, а сорбция, ее термодинамические свойства (сродство, теплота, энтропия) влияют на устойчивость окраски.

В зависимости от химической и физической природы волокон и химического строения красителей (принадлежность к определенному классу) проявляются различные механизмы диффузии и сорбции красителей.

В случае нетермопластичных гидрофильных волокон (целлюлозные, белковые) с развитой структурой микропор диффузия красителя осуществляется через жидкость (вода), заполняющую микропоры этих волокон – «поровый» механизм – с одновременной физической или химической сорбцией ионов красителей на активных центрах (ионогенные группы) волокна.

Соотношение диффузионных и сорбционных свойств системы волокно-краситель определяет скорость и эффективность формирования окраски. Между скоростью диффузии и сродством красителя к волокну имеется сложная зависимость, как между кинетическими и термодинамическими параметрами системы. В упрощенном виде феномен окрашивания текстильного материала можно определить как реализацию этих параметров в двуединстве; без проявления их в совокупности окраска сформироваться не может. Краситель должен иметь сродство к волокну, что определяется комплиментарностью химического строения красителя и полимера волокна, а также должны быть выполнены условия для диффузии, т.е. наличие концентрации и диффузионной проницаемости волокна.

Чем выше сродство красителя к волокну, тем более интенсивно он взаимодействует с волокном и тем медленнее диффундирует. В то же время, чем выше сродство тем эффективнее и полнее краситель переходит из внешней фазы в волокно, образуя более устойчивую окраску. Такая зависимость между кинетикой и термодинамикой процесса определяет основной принцип практики колорирования: нахождение оптимального с точки зрения химика-технолога соотношения между диффузией и сорбцией («золотое сечение»).

В случае термопластичных волокон, а это большинство синтетических волокон, механизм диффузии красителей в волокне принципиально иной. Диффузия в эти волокна, существующие при комнатной температуре в застеклованном состоянии, невозможна, поскольку их структура «монолитна», не содержат пор, соизмеримых с размерами молекул (ионов) красителей и поэтому недоступна для диффузии. При повышении температуры до превышения температуры стеклования волокна оно переходит в высокоэластичное состояние с достаточным свободным объемом динамических пор, возникающих за счет сегментарной подвижности макромолекул в аморфной области волокна.

Как и в случае нетермопластичных волокон, для термопластичных материалов также существует аналогичная зависимость между диффузией и сорбцией. Однако роль влияния температуры для термопластичных волокон проявляется сильнее. До температуры стеклования диффузия практически не идет, а в условиях превышения температуры скорость диффузии D является функцией разности температур D= f(DT). Эта зависимость для формирования окраски требует высоких температур; ограничением является температура плавления волокна.

Все вышеописанные механизмы диффузии и сорбции характерны для всех классов красителей и видов волокон, за исключением пигментов, принцип фиксации которых совершенно иной. Они фиксируются – приклеиваются на текстильном материале с помощью специально подобранных полимерных клеев – связующих (адгезивов), химическая и физическая природа которых определяет эффективность крашения и печатания и качество окраски. Такими связующими служат специально синтезированные акрилаты, обеспечивающие устойчивость окраски за счет своей эластичности, свето- и погодостойкости, устойчивости к истиранию и т.д.

Таким образом, эта технология колорирования базируется не на диффузионно-сорбционных процессах, а на процессах физики и химии полимеров, на явлениях адгезии и физикомеханике полимеров.

Как было сказано ранее, все классы красителей, кроме пигментов, объединенные общим диффузионно-сорбционным механизмом колорирования, проявляют специфику в химическом взаимодействии с волокном. В этом отношении их можно подразделить на следующие группы в зависимости от характера сорбции красителя волокном:

- физическая обратимая сорбция: прямые красители на целлюлозных волокнах, дисперсные красители на синтетических волокнах;

- химическая сорбция с образованием обратимой ионной связи: кислотные красители на белковых волокнах, катионные красители на полиакриловых волокнах;

- химическая сорбция с образованием необратимой ковалентной связи: активные красители на целлюлозных, белковых, полиамидных волокнах;

- образование нерастворимых пигментов во внутренней структуре волокон: кубовые, сернистые, нерастворимые азокрасители на целлюлозных волокнах.

С точки зрения химических превращений интересны кубовые и сернистые красители. Эти красители имеют свои технологические особенности, связанные с тем, что они изначально являются не красителями, а пигментами и их необходимо перевести в водорастворимую форму, создать условия для диффузии их в этой форме в волокно и сорбции в его структуре, а затем вернуть им первоначальную форму пигмента (в кристаллическом со<



2019-07-03 339 Обсуждений (0)
Нанесение контурных линий с помощью стеклянной трубочки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нанесение контурных линий с помощью стеклянной трубочки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)