АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Важными показателями, характеризующими работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. Себестоимость продукции - это выраженная в деньгах сумма всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Себестоимость один из важнейших качественных показателей, характеризующий все стороны работы предприятия: 1. использование основных и оборотных средств; 2. организацию труда и производства; 3. уровень техники и технологии. С точки зрения уровня формирования затрат: - индивидуальную себестоимость, отражает стоимостные издержки конкретного предприятия на производство и реализацию определенного вида продукции; - среднеотраслевую себестоимость, отражает в среднем издержки по всем предприятиям в отрасли. Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: - полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; - затраты на рубль товарной продукции; - себестоимость отдельных изделий; - отдельные статьи затрат. В зависимости от объёма производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные. Исходные данные для такого анализа приведены в таблице 30. Таблица 30 Анализ затрат на производство общего объема продукции в стоимостном измерении
Окончание табл. 30
Рис.28 Себестоимость продукции Рис.29 Материальные затраты Рис.30 Амортизация ППОФ Как видно из таблицы 30, фактические затраты предприятия выше плановых на 11428,75 тыс. руб. или на 18,166 %. Перерасход произошел по всем видам и, особенно, по материальным затратам. Увеличилась сумма переменных затрат при этом постоянные затраты уменьшились и несколько изменилась структура затрат. Увеличилась доля материальных затрат, при этом доля заработной платы и отчислений на социальные нужды несколько снизилась. Снизилась также доля суммы амортизации, что явилось следствием увеличения общей суммы затрат. Проведем анализ затрат на производство единицы продукции в натуральном измерении. Исходные данные для такого анализа приведены в таблице 31 Таблица 31 Анализ затрат на производство единицы продукции в натуральном измерении
Окончание табл. 31
Рис.31 Затраты на единицу продукции Себестоимость по сравнению с планом возросла на 1,1068руб., что позволило получить дополнительно 15229т.руб, но это говорит об нестабильной работе предприятия. Общая сумма затрат (Зобщ.) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (YВПобщ.), структуры производства товарной продукции (YДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А) Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 32 Таблица 32 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции.
1. (5500 * 4,888)+ 24594,16= 51478,16тыс.руб. 2. Ктп =6010/5500=1,09 (26886,94 * 1,09)+ 24594,16= 53900,92тыс.руб. 3. (6010 * 4,888)+ 24594,16= 53971,04тыс.руб. 4. (6010 * 6,646)+ 24594,16= 64536,62тыс.руб. 5. (6010 * 6,646)+ 22965,17 = 62907,63тыс.руб. Из табл. 32 видно, что в связи с перевыполнением плана по выпуску товарной продукции в натуральном выражении на 9 % (К=1,09) сумма затрат возросла на (53971,04 - 51478,16) = +2422,76 тыс. руб. или на 4,62 %. За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат увеличилась на (53971,04 - 53900,92) = +70,12тыс.руб. Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил: (64536,62 - 53971,04) = +10565,58 тыс. руб. Постоянные расходы уменьшились по сравнению с планом на: (22965,17 - 24594,16) = -1628,99 тыс.руб. это послужило одной из причин уменьшения общей суммы затрат. Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на: (62907,63 - 51478,16) = 11429,47тыс. руб. или на 18,17%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения её структуры она возросла на: (53971,04 - 51478,16) = 2492,88тыс.руб. или на 4,84% (2422,76 + 70,12) = 2492,88тыс.руб., а за счет роста себестоимости продукции на: (64536,62 - 53971,04) =10565,58тыс.руб. или на 19,58% (10565,58 + 2492,88) = 13058,46тыс.руб. 4,84% + 19,58% = 24,42%=> 18,17% АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО ТП НА ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывает влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребляемые ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию:
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки. Исходные данные представлены в таблице 33 Таблица 33 Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль товарной продукции
Аналитические расчеты табл. 33 показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на (83,0 - 84,99) = -1,99%. В том числе за счет: -увеличения объема производства продукции на (60,35 - 84,99) = -24,64%. -изменения структуры производства на (81,54-60,35) = +21,19%. -уровня удельных переменных затрат на единицу продукции на (97,51- 81,54) = +15,97%. -увеличения суммы постоянных расходов на (95,05- 97,51) = -2,46%. -повышения оптовых цен на продукцию на (83,0 - 95,05)= -12,05%. Итого: -24,64+21,19+15,97-2,4-12,05= -1,99%. Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический уровень реализации продукции, выраженный в плановых ценах. Исходные данные анализа представлены в таблице 34 Таблица 34
Из данных табл. 34 видно, что увеличению прибыли, в том числе способствовали: - рост уровня объема выпуска продукции; - рост отпускных цен; - структура товарной продукции. Отрицательное влияние на прибыль оказали факторы: - рост цен на потребленные ресурсы (внешний фактор); - повышение уровня суммы постоянных затрат (внутренний фактор). Анализ себестоимости единицы выработанной товарной продукции ведем на базе данных таблице 35 Таблица 35 Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделий (анализ ведем по количеству всей выработанной товарной продукции)
Используя факторную модель , где Сi – изменение себестоимости изделий; Ai – сумма постоянных затрат; YBПi – количество произведенных изделий ; Bi – сумма переменных затрат на единицу продукции. Из данных табл. 35 произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделий методом цепной подстановки. = = = = Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет: ΔСобщ = Сф. – Спл. = 10,467-9,359 = +1,108руб. в том числе за счет изменения: - объема производства продукции (-8,98)+(-9,359)= -0,379руб; - суммы постоянных затрат (+8,709) +(-8,98) = -0,271руб; - суммы удельных затрат (+10,467)+(-8,709) = +1,758руб.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |