ВЫВОДЫ ПО СЕБЕСТОИМОСТИ (В ЦЕЛОМ) И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
1. По данным таблицы 30 можно сказать, что существенно изменилась структура себестоимости продукции, а именно материальные затраты повысились на 10,25%, заработная плата ППП снизилась на 0,1%, отчисление на соц. нуды снизились на 0,03%, а так же снизилась суммарная амортизация на 2,42% и прочие расходы на 7,7%. Это говорит о том, что при повышении суммы материальных затрат идет снижение заработной платы, а соответственно снижаются и отчисления на соцоциальные нужды. Отчисление на амортизацию значительно снизилось это говорит о том, что ОПФ уже свой срок отработали и требуют своей замены. 2. Себестоимость продукции по сравнению с плановой возросла на 1,1068 рублей, что позволило получить дополнительно 15229 тыс.рублей. Это говорит о нестабильной работе предприятия. Аналитические расчеты таблицы 33 показывают, что предприятие уменьшило затраты на рубль товарной продукции на 1,99%. Это произошло за счет уменьшения объема производства продукции на 24,64%, изменения структуры производства на +21,19%, уровня удельных переменных затрат на единицу продукции на +15,97%, уменьшения суммы постоянных расходов на 2,46%, уменьшения оптовых цен на продукцию на 12,05%. 3. Произошло увеличение прибыли на 7055,01тыс.руб., этому способствовал рост уровня объема выпуска продукции, рост отпускных цен, структура товарной продукции. Отрицательное влияние на прибыль оказали факторы: рост цен на потребленные ресурсы (внешний фактор), повышение уровня суммы постоянных затрат (внутренний фактор). 4. Общий перерасход по прямой зарплате на весь выпуск товарной продукции в натуральном измерении составил 509540,3тыс. руб. Это произошло за счет увеличения объема выпуска продукции на 659716,2тыс.руб., изменения структуры производства продукции на -149935,5тыс.руб., снижения трудоемкости продукции на -2072945,16тыс.руб., повышения уровня оплаты труда на +2072704,76тыс. руб. 5. В связи с этим основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются: увеличение объема производства товарной продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, сокращение затрат на производство товарной продукции за счет повышения уровня производительности труда, экономное использование сырья, материалов, топлива, энергозатрат, оборудования, сокращение непроизводительных расходов, производственного брака, расходов на содержание основных средств за счет реализации или передачи основных средств в долгосрочную аренду и списание ненужных, лишних неиспользованных зданий и машин. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДИРЕКТ-КОСТИНГ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ Последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Такая методика широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Она позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. в отличии от методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, она позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. В нашей стране при анализе прибыли обычно используют следующую модель: П=К(Ц – С), где: П – сумма прибыли; К – количество (масса) реализованной продукции; Ц – цена реализации; С – себестоимость единицы продукции. При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимость. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход. Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н): МД = П + Н П = МД – Н Сумму, маржинального дохода можно в свою очередь представить в виде произведения качества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс) П = К * Дс – Н Дс = Ц – Y П = К * (Ц – Y) – Н где Y - переменные затраты на единицу продукции Метод расчета прибыли по последней формуле позволяет определить изменение суммы прибыли за счет: - количества реализованной продукции; - цены; - уровня удельных переменных затрат; - суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 36
Таблица 36 Данные для факторного анализа прибыли по количеству произведенных к реализации изделий
Рис.32 Сумма прибыли от реализации продукции Расчеты влияния факторов на изменение суммы прибыли произведем способом цепной подстановки: Ппл.=Кпл.*(Цпл.–Yпл.)–Нпл.=5500*(11,012-4,888)-24594,16=9087,84тыс.руб Пусл.1.=Кф.*(Цпл.–Yпл.)-Нпл.=6010*(11,012-4,888)-24594,16=12211,08тыс.руб Пусл.2.=Кф.*(Цф.–Yпл.)-Нпл.=6010*(12,611-4,888)-24594,16= 21821,07тыс.руб Пусл.3.=Кф.*(Цф.–Yф.)-Нпл.=6010*(12,611-6,646)-24594,16=11255,49тыс.руб Пусл.4.=Кф.*(Цф.–Yф.)-Нф.=6010*(12,611-6,646)-22965,17=12884,48тыс.руб Общее изменение прибыли составило: ΔПобщ. = 12884,48 - 9087,84 = +3796,64тыс.руб. в том числе за счет: -количества реализованной продукции ΔПк = 12211,08- 9087,84= + 3123,24тыс.руб. - цены реализации ΔПц = 21821,07-12211,08= + 9609,99тыс.руб. -удельных переменных затрат ΔПу = 11255,49-21821,07= -10565,58тыс.руб. -суммы постоянных затрат ΔПn = 12884,48 - 11255,49= 1628,99тыс.руб. ΔП=(+3123,24)+(+9609,99)+(-10565,58)+(+1628,99)=+ 3796,64тыс.руб. При анализе прибыли в условиях многономенклатурного производства учитывается также влияние структуры реализованной продукции. Для этого используется следующая модель: П = В * Д’у – Н, где: В- выручка по изделиям; Д'у- средняя доля маржинального дохода в выручке; Н - постоянные затраты. Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене) где УДi - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки Дуi - доля маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене) Yi - удельные переменные расходы в себестоимости изделий Цi - средняя цена реализации Выручка также зависит от общего объема реализации продукции, её структуры о отпускных цен: В = Σ(YРПобщ * УДi * Цi) Таким образом, факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид: С помощью данной модели можно установить как изменилась прибыль за счет: - количества (объема) реализованной продукции; - её структуры; - отпускных цен; - удельных переменных издержек; - постоянных расходов предприятия Для расчета влияния данных факторов на прибыль используем информацию, приведенную в таблице 37 Таблица 37 Выручка от реализации продукции
Постоянные затраты предприятия: По плану 24594,16тыс.руб. Фактически 22965,17тыс.руб. Определим долю маржинального дохода в цене продукции Для нашего анализа Дуi = Д'уi, так как произведенные изделия мы оцениваем по средней цене за 1 тонну. Д'уi при плановой цене и при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции Д'уi – при фактической цене, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции Д'уi – при фактической цене и при фактическом уровне переменных затрат на единицу продукции Применяя Д'уi определим сумму прибыли от реализации по плану Ппл.=Впл.*Д'упл.–Нпл = 60566*0,55612-24594,16 = 9087,8≈ 9084,9тыс.руб. В процессе последующего анализа необходимо рассчитать, как изменилась сумма прибыли за счет количества проданной продукции. Если объем продукции увеличивается равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменится и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки. В таком случае сумма прибыли составит: Пусл1=Вусл1*Д'упл.–Нпл=66138*0,55612-24594,16=12186,5≈ 9084,9тыс.руб Т. е. за счет увеличения объемов реализации продукции сумма прибыли увеличилась на 12186,5- 9087,8= +3098,7тыс.руб. Этот же результат можно получить и способом абсолютных разниц: ΔПк=(Вус.1.-Впл.)*Д'упл.=( 66138-60566)* 0,55612= +3098,7тыс.руб. Далее определяем влияние цен на сумму прибыли, используется значение Д'уусл.1. Пусл2=Вф*Д'упл.–Нпл=75795*0,55612-24594,16=17556,9тыс.руб То есть 17556,9-12186,5= +5370,4 Прибыль при всех фактических условиях, но при плановой сумме постоянных издержек составляет: Пусл3=Вф*Д'уф.–Нпл=75795*0,473-24594,16=11256,875тыс.руб Т.е. 11256,875 - 17556,9= -6300,025тыс. руб. Фактическая сумма прибыли Пф.=Вф.*Д'уф.-Нф.= 75795*0,473-22965,17=12885,865тыс.руб. Отклонение от плана по сумме постоянных затрат ΔН=Нф.-Нпл.= 22965,17- 24594,16= -1628,99тыс.руб. привело соответственно к увеличению прибыли на эту сумму 12885,865-11256,875= 1628,99тыс.руб. Итого:(+3098,7)+(+5370,4)+(-6300,025)+(+1628,99)= 3798,065≈3800,25тыс.руб. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Анализ прибыли показал, что данный показатель хозяйственной деятельности предприятия и издержки производства изменяются непропорционально объему реализованной продукции, так как часть расходов является постоянной. Поэтому в маржинальном анализе расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности продукции производится по следующей модели: По данным таблицы 36 проведем факторный анализ рентабельности по выработанным изделиям или 17,65% или 22,62% или 40,43% или 73,33% или 20,48% Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на ΔR = (20,48 – 17,65) = +2,83% В том числе за счет изменения: -количества реализованной продукции (22,62-17,65) = +4,97%; -цена реализации (40,43-22,62) = +17,81%; -удельных переменных затрат (73,33- 40,43) = +32,9%; -суммы постоянных затрат (20,48-73,33) = -52,85%. Итого: (+4,97) +(+17,81) +(+32,9) +(-52,85) = +2,83% Полученные данные показывают, что в целом уровень рентабельности неплохой, однако его занижают постоянные затраты. Для анализа рентабельности издержек вцелом по предприятию используется следующая факторная модель: Расчет издержек по реализации продукции проведем в таблице 38 Таблица 38 Издержки по реализации продукции
Последовательно заменяя плановый уровень каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить, как изменился уровень рентабельности за счет объема реализованной продукции (Кобщ), ее структуры (Удi), отпускных цен (Ц), удельных переменных расходов (У) и суммы постоянных затрат (Н). = = = = = = Таблица 39 Результаты факторного анализа рентабельности
Аналогичным образом проведем анализ рентабельности продаж: = = = = = = Рентабельность продаж (оборота) в целом возросла на: (17 - 15) =+2 %, в том числе за счет изменения: - общего объема продаж (13,73 - 15,00) = -1,27% - структуры продаж (13,73 - 13,73) = 0,00 % - цен на продукцию (28,79 - 13,73) = +15,06% - удельных переменных затрат (14,85 - 28,79) = -13,94% - постоянных затрат (17,00 - 14,85) =-2,15% Итого: (-1,27) + (0,00) + (+15,06) + (-13,94) + (+2,15) = +2,00% Анализ рентабельности совокупного капитала проводится по следующей факторной модели: Где БП - балансовая сумма прибыли KL - среднегодовая сумма капитала В - выручка от реализации продукции Коб. - коэффициент оборачиваемости капитала (отношение выручки к средне годовой сумме капитала) ВФР - внереализацонные финансовые результаты (в нашем анализе хозяйственной деятельности не учитываем, так как данный показатель ранее в расчетах не принимался, данные по ВФР отсутствуют) Коб составляет:
Рис.33 Среднегодовая сумма капитала Рис.34 Коэффициент оборачиваемости Рис.35 Рентабельность капитала
= = = = В целом фактический уровень рентабельности инвестированного капитала выше планового на (9,35 - 6,5) = +2,85% В том числе за счет изменения: - объема продаж (5,91 - 6,5) = -0,59% - структуры продаж (5,91 - 5,91) = 0,00 % - цен реализации (12,38 - 5,91) = +6,47% - переменных затрат (6,39 - 12,38) = -5,99% - постоянных затрат (7,31 - 6,39) = +0,92% - внереализационных финансовых результатах (7,31 - 7,31) = 0,00 % - коэффициента оборачиваемости капитала (9,35 - 7,31) = +2,04% Итого: (-0,59) + (+0,00) + (+6,47) + (-5,99)+ (+0,92)+ (0,00) + (+2,04)= +2,85% Преимущество проведенной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное определение влияния факторов и как следствие более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |