Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и организационные аспекты аудита расчетов по социальному страхованию



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Сущность и организационные аспекты аудита расчетов по социальному страхованию 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важной функцией государственного управления экономикой и ее регулирования является финансово-экономический контроль.

Основное содержание финансово-экономического контроля - это устранение недостатков и нарушений в хозяйстенно-финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Элементы контроля присутствуют во всех методах государственного управления экономикой (бюджетное регулирование, регулирование оплаты труда, налогов, санкций и др.), направлены на то, чтобы гарантировать выполнение поставленных задач. Экономический контроль распространяет свои контрольные функции на отрасль экономики как совокупность продуктивных сил и производственных отношений общества.

Финансовый контроль - одна из форм управления финансами. Организационные формы этого контроля должны соответствовать требованиям части второй статьи 19 Конституции Украины, которой предусмотрено: «...органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины»

Сферой финансового контроля являются хозяйственные операции, совершенные с использованием денег и охватывающие такие показатели, как: поступление денег от реализации и др. поступления, рентабельность, основные виды затрат, состояние оборотных средств, платежеспособность предприятий и др.

Причиной многих нарушений и злоупотреблений является слабый контроль со стороны министерств и ведомств.

Развитие рыночных процессов в Украине требует применения новых, прогрессивных форм и методов управления, в том числе и усовершенствования финансово-экономического контроля.

Основными задачами финансово-экономического контроля, в соответствии с Указом Президента о повышении эффективности контрольно-ревизионной работы, являются (рис.1.2.1.):

Эффективность контроля возрастает с привлечением к его проведению специалистов, способствующих выявлению причин, условий, мотивов злоупотреблений обстоятельств, при которых они совершаются.

Сравнительная характеристика категорий финансово-хозяйственного контроля расчетов по социальному страхованию показана в таблице 1.2.1.

 

Таблица 1.2.1.

Сравнительная характеристика категорий финансово-хозяйственного контроля расчетов по социальному страхованию

Элементы сравнения

Финансово-хозяйственный контроль в условиях

Административно-командной системы управления Формирования рыночных отношений
Определение контроля Система надзора наделенных функциями органов контроля с целью проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности.[63, с.11] Система контрольных и экспертных действий государственных, общественных и независимых от государства органов контроля с целью установления законности тех или иных хозяйственных решений и их экономической целесообразности
Субъекты (органы) контроля Система контрольных и экспертных действий государственных, общественных и независимых от государства органов контроля с целью содействия рациональному использованию средств, предметов труда и самого труда предпринимательской деятельности, которая должна приносить максимальную прибыль в границах действующего законодательства. На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения собственников капитала, а также по инициативе (запросу) последних -независимые аудиторские организации (фирмы). [48,с.49]
Цель Проверка правильности, полноты и своевременности осуществленных отчислений в социальные фонды, установление наличия фактов нарушений действующих нормативно-правовых актов при учете социальных операций и разработка мероприятий по их ликвидации.   Способствование рациональному использованию средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли. [48,с.49]

 

 

Объект контроля — то, что необходимо изучить или проверить. Поэтому объектом контроля является не предприятие, а его деятельность по эффективному использованию имущества, в данном случае – это расчеты по социальному страхованию.

Исследования в финансово-хозяйственном контроле — это процесс, который включает изучение и решение разных по характеру и степени обобщения, направленность задач. Осуществляется это разными способами и приемами, которые образуют метод контроля.

Метод контроля - это совокупность приемов и способов исследования расширенного воспроизводства общественно-необходимого продукта и соблюдение требований его законодательного регулирования. Метод финансово-хозяйственного контроля включает общенаучные и собственно -методические приемы.

В зависимости от содержания хозяйственных операций, которые осуществляются на предприятиях, используют разные методические приемы их контроля.

Приемы контроля - это качественное однородное контрольное действие ревизора (проверяющего), направленное на выявление соблюдения определенных нормативных положений субъектом хозяйствования.

Методические приемы финансово-хозяйственной деятельности классифицируются по разным группам (рис.1.2.2.).

Все события, операции, которые имели место в хозяйственной деятельности предприятия, регламентируется определенной нормативной базой. Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и контролю расчетов по социальному страхованию показан в таблице 1.2.3.

 

Таблица 1.2.3.

Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и аудиту расчетов по социальному страхованию.

№ п/п Нормативный документ Кем, когда утвержден Основные положения Использование в учете и аудите
1 2 3 4 5
1. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [3] от 16.07.99г № 996 - IV, с последними изменениями и дополнениями  № 1213 от 19.12.2006г Определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине. Состоит из пяти разделов: 1 - общие положения; 2 - государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности;  3 - организация и ведение бухгалтерского учета; 4 – финансовая отчетность; 5 - окончательные положения. Организационные аспекты формирования учетной политики предприятия по определению влияющих факторов на финансовый результат деятельности.
2. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» [5 ] от 22.05.97r № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. Определяет плательщиков налога, валовой доход, ставку налога, амортизацию, правила ведения налогового учета и порядок начисления и сроки уплаты налога. С целью определения состава доходов и расходов в финансовом учете предприятия, сравнение с признанными валовыми доходами и расходами в налоговом учете, определение налогооблагаемой прибыли в бухгалтерском и налоговом учете.  
3. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» [12 ] от 22.04.1993г. № 3125 - ВР, с последними изменениями и дополнениями от 14.09.2006г. № 140 - V   Определяет понятие аудита и аудиторской фирмы, порядок сертификации и лицензирования, а также порядок проведения аудита, права, обязанность и ответственность аудиторов и аудиторских фирм. Направлен на создание системы независимого финансово-экономического контроля с целью защиты интересов собственников и распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности.
4. Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» [ 9] от 11.01.2001г. № 2213-III Определены плательщики сборов (взносов), объекты налогообложения и размеры сборов (взносов), в зависимости от вида государственного социального страхования.   Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
5. Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве»  [ 11] от 22.02.2001г. № 2272 Определяет применение страховых тарифов по данному виду страхования.   Определяет размеры взносов и тарифов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции.
6. Закон Украины «Об обязательном государственном пенсионном страховании» [7] от 09.07.2003г. № 1058-ВР Которым, в частности, внедряется трехуровневая пенсионная система. 1й уровень - солидарная система общеобяз-ного госуд-ного пенсионного страхования. 2й уровень -накопительная. 3й уровень негосуд-ного пенсионного обеспечения.  
7. Закон Украины «Об обязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» [8 ]   от 02.03.2000г. № 1533-III Определяет статус безработного, его характеристику и главные признаки, а также порядок назначения помощи по безработице Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
8. Инструкция «О порядке расчета и уплаты предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, а также учета их поступлений в Пенсионный Фонд Украины»   от 03.06.1999г. № 4-6, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины Регулирует порядок расчета и уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование. Определяет размеры взносов, сроки сдачи отчетности, штрафные санкции
9. Положение о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением Утверждено постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 09.07.2001 г. № 21     Определяет права и обязанности, полномочия комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия.   Уполномоченный по социальному страхованию предприятия совместно с представителем работодателя: рассматривают вопросы материального обеспечения и предоставления социальных услуг застрахованным лицам по мере поступления соответствующих обращений и представления необходимых для их решения документов.  

 

 

Контроль за расчетами с социальными фондами является одним из средств обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности и предотвращения конфликтных ситуаций с органами проверяющих и налоговых служб, как в бюджетных организациях, так и в хозрасчетных.

Методика проверки операций по социальному страхованию идентична для всех фондов социального страхования.

План проверки расчетов по социальному страхованию показан на рисунке 1.2.3.

Начисление и удержание взносов на общеобязательное пенсионное страхование имеет свои особенности в зависимости от избранной системы налогообложения.

Практически ежегодно (а в некоторых случаях и чаще), с принятием Бюджета Украины происходят изменения в законодательных актах по социальному страхованию. Изменения, которые имели место, отражены в таблице 1.2.4.

 

Таблица 1.2.4.

Экономико-правовой анализ изменений и дополнений по учету расчетов по социальному страхованию.

Наименование законодательного акта Дата  вступления  в силу Суть изменений
1. Приказ Министерства труда и социальной политики Украины « О внесении изменений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы» 18.03.2006 г. Данным приказом вносятся изменения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденную приказом Минтруда N 339 от 18.12.2000 г. Новшества касаются регистрации плательщиков страховых взносов на случай безработицы и связаны с переходом на новый способ регистрации СПД по принципу единого окна.
2. Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107 “О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” (далее — Закон № 107) были внесены изменения и дополнения в Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240 “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением”   01.01.2008г. Предусматривает, что застрахованным лицам (кроме добровольно застрахованных и застрахованных, которые находятся в страховых случаях, предусмотренных Законом № 2240 (временная нетрудоспособность, беременность и роды), или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), которые уплачивают страховые взносы менее полных шести календарных месяцев в течение последних двенадцати календарных месяцев перед наступлением страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам в соответствии с Законом № 2240 выплачивается исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на время наступления страхового случая.
3. Приказ Министерства труда и социальной политики Украины 17.07.2008 N 605/15296 «Об утверждении изменений к Методике расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи»   01.07.2008г.   Устанавливаются размеры помощи при рождении ребенка, а также в подпункте 5.5 слова «средней заработной платы работников занятых в отраслях экономики» заменить словами "среднемесячной номинальной заработной платы работников, занятых в экономике".
4. Закон Украины «О государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г. № 1058 -IY   01.01.2008г. Внесено изменение по удержанию взносов в Пенсионный фонд из заработной платы работников в размере 2% от суммы совокупного налогооблагаемого дохода и 19,92% от суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.

После изучения законодательно-нормативных документов по осуществлению контроля за правильностью ведения расчетов по социальному страхованию можно сделать следующий вывод: частое изменение законодательства относительно размеров начисления взносов на фонд оплаты труда (далее – ФОТ) и на заработную плату работников, изменение минимальной заработной платы затрудняет работу бухгалтеров по эффективному ведению расчетов по социальному страхованию. Ревизору, как проверяющему, необходимо помнить все изменения, которые произошли за период проверки, а также методики расчетов начислений и удержаний на ФОТ и на заработную плату работников, соответственно. Вследствие этого могут возникать разногласия между бухгалтером, осуществляющим расчеты по социальному страхованию и проверяющими органами.

 



2019-07-03 273 Обсуждений (0)
Сущность и организационные аспекты аудита расчетов по социальному страхованию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и организационные аспекты аудита расчетов по социальному страхованию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)