Наибольшую часть всех расходов, осуществляемых в бюджетных учреждениях, занимают расходы на оплату труда.
В Управлении образования г. Ялта учет расчетов по социальному страхованию ведется в составе учета расчетов по оплате труда работников предприятия.
Финансирование расходов на оплату труда работников бюджетных организаций, как, впрочем, и осуществление всех расходов, производится в пределах ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов на эти цели. Планирование расходов на оплату труда при составлении сметы осуществляется согласно требованиям Порядка № 17 [37]. Фонд заработной платы работников штатного состава планируется и учитывается по коду экономической классификации расходов 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений», а начисления на заработную плату – по коду 1120.
Источником формирования фонда оплаты труда государственных служащих является Государственный бюджет Украины и другие источники, определенные для этой цели положениями об органах государственной исполнительной власти, утвержденными указами Президента Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.
Единожды исчисленный фонд заработной платы и утвержденная смета расходов являются экономическим законом для учреждения на весь год (если только не происходит каких-либо изменений в законодательстве об оплате труда работников-бюджетников).
Основным документом, которым следует руководствоваться при расчете фонда оплаты труда, является постановление Кабинета Министров Украины от 13.12.99 г. № 2288 "Об упорядочении условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов", с изменениями (далее - Постановление № 2288).
Выплата заработной платы производится по расчетно-платежной ведомости формы № П-49, которая составляется на основании лицевых счетов формы № П-54.
Финансирование расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений, как, в прочем, и осуществление всех расходов, производится в пределах ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов на эти цели.
Взносы в социальные фонды взимаются в виде так называемых начислений и удержаний (за исключением взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее – ФСНСП), которые взимаются только в виде «начислений»). Плательщиками страховых взносов в виде начислений являются работодатели, а в виде удержаний – сами наемные работники (хотя обязанность по перечислению их в соответствующие фонды возложена так же на работодателей).
Объекты обложения взносами в различные социальные фонды, как для работодателей, так и для наемных рабочих, представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
Объект обложения взносами в социальные фонды
Вид страхового взноса
| Объект налогообложения
(нормативный документ, которым установлена уплата взноса)
|
Для работодателей («начисления»)
| Для наемных работников («удержания»)
|
Взнос в ПФ
| 1. Фактические расходы на оплату труда (денежное обеспечение) работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым согласно Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95г. № 108/95-ВР.
2. Сумма вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашению гражданско-правового характера, которые подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
3. Суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемых за счет средств работодателя и пособия по временной нетрудоспособности (п.1 ст. 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г. № 1058- IY)
| Совокупный налогооблагаемый доход (прибыль) застрахованных лиц
(п.2.ст.19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г. № 1058- IY)
|
Фонд ФВПТ
| Фактические расходы на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
(ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001г. № 2240-III).
| Суммы оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц
(ст.21 Закона Украины № 2240-III, п.2.ст.1 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001г. № 2213)
|
Продолжение таблицы 2.2.1.
Вид страхового взноса
| Объект налогообложения
(нормативный документ, которым установлена уплата взноса)
|
Для работодателей («начисления»)
| Для наемных работников («удержания»)
|
Взнос в ФЗ
| Фактические расходы на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
(ст.19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000г. № 1533-III, п.2.ст.1 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001г. № 2213.
| Суммы оплаты труда, которые включают основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц
(ст.19 Закона № 1533[ ], п.2.ст.1 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001г. № 2213)
|
Взнос в ФСНСП
| Фактические расходы на оплату труда наемных работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
(ст.47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.1999г. № 1105-XIY).
| С наемных работников удержания не производятся.
|
Ставки взносов на все виды общеобязательного государственного социального страхования, которые применяются в Управлении образования г. Ялта обобщены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2.
Ставки взносов на общеобязательное государственное социальное страхование.
Категория плательщиков
| Ставка взноса
|
Взнос в ПФ
|
Предприятия, учреждения и организации, объединения граждан, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами и т.д.
(п.п.2.1.1. п.п. 2.1.2 Инструкции № 21-1[ ]
| 33,2%
|
Наемные работники и физические лица, выполняющие работы на условиях гражданско-правового договора
| 2%
|
Работников, имеющих статус государственного служащего или занимающих должности, работа на которых зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсий в соответствии с Законами Украины «О государственной службе»
| 1% от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он не превышает 150 грн.;
2% от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он составляет
от 150 до 250 грн.
3% если доход в пределах от 250 до 350 грн.
4% если доход в пределахот 350 до 500 грн.
5% если доход превышает 500 грн.
|
Взнос в ФВПТ
|
Предприятия, учреждения и организации, объединения граждан, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами и т.д.
(п.п.2.1.1. п.п. 2.1.4. Инструкции № 16[ ]
| 1,9%
|
Наемные работники, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица (с 01.07.08. – 30.09.08. – 649 грн.;
с 01.10.08. – 31.12.08.- 669 грн.)
| 0,5%
|
Наемные работники, заработная плата которых выше прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица
| 1%
|
Взнос в ФЗ
|
Предприятия, учреждения и организации, объединения граждан, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами и т.д.
| 1,5%
|
Наемные работники
| 0,5%
|
Взнос в ФСНСП
|
Предприятия, учреждения и организации, объединения граждан, которые используют наемный труд
| Для бюджетных учреждений установлено в размере 0.2%
|
Большинство расчетов между предприятием и работниками связано с оплатой труда и как следствие - с учетом расчетов по социальному страхованию. В учет расчетов по социальному страхованию входит не только учет «начислений» и «удержаний», но и выплаты по больничным листам, выплаты материальной помощи, обусловленной рождением или погребением, выплатой отпускных и т.д.
Обобщение информации о расчетах с персоналом Управление образования г. Ялта осуществляется в мемориальном ордере № 5. К мемориальному ордеру должны прилагаться все документы, являющиеся основанием для начисления заработной платы.
Ниже приведены наиболее распространенные хозяйственные операции учету расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.
Таблица 2.2.3.
Методика формирования корреспонденции счетов отражения операций Управления образования г.Ялта по социальному страхованию за 2007г.
№
п/п
| Содержание хозяйственной операции
| Корреспонденция
счетов
| Сумма,
грн.
| Первичн.
докум.
| Учетный регистр
| Стр. бал.
|
Дт
| Кт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
1
| Начислена заработная плата
| 802
| 661
| 35670
| Табель учета рабочего времени.
| м/о № 5
ф. № 2
| 394
080
|
2
| Начислено пособие по временной н/трудоспособн.:
— за первые 5 дней временной нетрудоспособности, оплачиваемые за счет бюджетной организации
| 802
| 661
| 1585
| Табель учета рабочего времени, б/л
| м/о № 5
ф. № 2
| 394
080
|
— начиная с шестого дня нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности
|
652
|
661
|
2640
|
Табель учета рабочего времени, б/л
|
м/о № 5
ф. № 2
|
394
080
|
4
| Начислено пособие по беременности и родам
| 652
| 661
| 1250
| б/л
| м/о № 5
ф. № 2
| 394
080
|
5
| Начислено пособие на погребение
| 652
| 661
| 800
| заявление
|
|
|
6
| Произведены начисления:
— сбора на обязательное государственное пенсионное страхование
| 802
| 651
| 11520
| Бух. сравка
| м/о № 5
| гр.32
|
— взноса в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности
| 802
| 652
| 1035
| Бух. сравка
| м/о № 5
| гр.30
|
— взноса в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы
| 802
| 653
| 668
| Бух. сравка
| м/о № 5
| гр.31
|
— взноса в Фонд социального страхования от несч.случ. на произв. и проф. заболеваний Украины
| 802
| 656
| 72
| Бух. сравка
| м/о № 5
| гр.33
|
7
| Произведены удержания:
|
|
|
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 5
| гр.25
|
—налога с доходов
| 661
| 641
|
|
|
|
|
— сбора на обязательное государственное пенсионное страхование
| 661
| 651
| 1585
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 5
| гр.26
|
— взноса в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности
| 661
| 652
| 350
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 5
| гр.27
|
— взноса в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы
| 661
| 653
| 170
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 5
| гр.28
|
8
| Перечислены суммы налогов и сборов
| 641
651,
652, 653, 656
| 311,
321,
323,
|
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 2
|
|
9
| Выплачена заработная плата, гонорары
| 661,669
| 301
|
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о 2
|
|
10
| Депонированы суммы своевременно не полученной заработной платы
| 661
| 671
|
| Расч.-платеж.
ведомость
| м/о № 2, книга учета депонир.
зарплаты
|
|
11
| Выдана депонированная заработная плата
| 671
| 301
|
| Журнад депонир.
з/ты
| м/о № 1
|
|
12
| Списана сумма депонентской задолженности, срок исковой давности которой истек
| 671
| 431,432
|
| Бух.
спрака
| Бух.
спрака
|
|
| | | | | | | | | | |
Регистрация хозяйственных операций с помощью первичных документов дает предприятию возможность осуществлять ежедневный контроль за достоверностью и обоснованностью расходов. Итоговые данные о хозяйственной деятельности предприятия за определенный отрезок времени записывают в отчетные документы (отчетность).
Бюджетные учреждения и организации, как и хозрасчетные предприятия обязаны подавать месячную и квартальную отчетность в соответствующие социальные фонды, в налоговую инспекцию и статистическое управление по расходам на оплату труда, численности работников и др.
Служебные лица предприятий, виновные в нарушении установленного порядка регистрации плательщиков сборов, уплаты платежей в Пенсионный фонд, в неподаче отчетности в Фонд, в зависимости от обстоятельств дела привлекаются к материальной, дисциплинарной и административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Согласно со статьей 165-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях уклонения граждан-предпринимателей и адвокатов от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины как плательщиков сборов на обязательное государственное пенсионное страхование, укрывательство (занижение) служебным лицом предприятия, учреждения, организации фонда оплаты труда и гражданами-предпринимателями и адвокатами суммы дохода, из которых вычисляются сборы на социальное страхование, нарушение установленного порядка расходования средств на это страхование и сроков перечисления сборов в фонд, несвоевременное представление или неподачу за установленной формой бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и уплате сборов на социальное страхование – «тянут» за собой наложение штрафов от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Те самые действия, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений, отмеченных в части первой этой статьи, - от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Перечень форм отчетности плательщиков взносов в социальные фонды приведен в таблице 2.2.4.
Таблица 2.2.4.
Отчетность по взносам в фонды социального страхования Управления образования г. Ялта
Вид страхового взноса
| Форма отчетности
| Сроки предоставления
|
1
| 2
| 3
|
Взнос в ПФ
| Расчет суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (приложение 23 к Инструкции
21-1 )
| Не позднее 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (календарного) месяца
|
Взнос в ФВПТ
| Отчет о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности (форма № Ф4-ФССзТВП) (Приказ № 7-ос [160])
| Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом), т. е. не позднее 20.04; 20.07; 20.10; 20.01
|
Взнос в ФЗ
| Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (приложение 6 к Инструкции №339 [159])
| До 20 апреля, до 20 июля, до 20 октября, до 25 января
|
Взнос в ФСНСП
| Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (приложение 2 к Инструкции № 12 [94])
| До 20 апреля, до 20 июля, до 20 октября, до 25 января
|
Исследовав порядок ведения бухгалтерского учета и первичные документы по учету расчетов по социальному страхованию в Управлении образования г. Ялта, можно сделать следующие выводы:
1. Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию ведется в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете» № 996 [3] и Положений (стандартов) бухгалтерского учета Украины;
2. Учет расчетов по социальному страхованию ведется в мемориальном ордере № 5, что соответствует Инструкции «О формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления» утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 27.07.2000г. № 68;
3. Отчетность предприятия по расчетам с социальными фондами, сдается в срок, утвержденный нормативными документами. Замечаний проверяющих органов в отношении сдачи форм отчетности точно в срок – не имеется.